bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

БЕЗ СПОЙЛЕРОВ

ЛУЧШИЕ В МИРЕ ДЕПРЕССАНТЫ!
ПЯТЬ САМЫХ ЦЕННЫХ ФИЛЬМОВ О ЯДЕРНОМ АПОКАЛИПСИСЕ

Эх, молодежь, совсем позабросила атомную войну. Но мы старики еще ее помним -  мы же там сами были! Однако и наши воспоминания приходится освежать. И не забавами всякими, вроде игр Fallout да "С.т.а.л.к.е.р", а фильмами суровыми, каждый из которых вгонит в страх и тоску даже клоуна развеселого на кокаине.

Чем прекрасны эти фильмы о ядерном конце света? Тем, что в них умираем мы! В этом отличие ядерного кино от самых черных арт-хаусных фестивальных драм. Последние оперируют местечковым, маленьким чужим горем - человек там от рака помирает, или детей хоронят заживо, пусть. Ведь все это локально - они-то помучались и померли, а остальной мир и не догадывается. Но кино о термояде работает с другими величинами - здесь показан окончательный и бесповоротный медный таз всему. И нет тебе лампочки в конце туннеля, и никаких анекдотов в долбисурраунде, как у Роланда Эммериха.



НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ (THE DAY AFTER)
(США, 1983, режиссер Николас Мейер)

Начнем с самого знаменитого атомного армагеддона - телефильма Николаса Мейера, который волной шока прокатился по американским экранам в 1983 году (в СССР и странах Восточного бока его показали слегка позднее - в 1987), и надо сказать, кино сыграло свою роль в истории. Рональд Рейган честно признался, что во многом благодаря этой картине он озадачился вопросом сокращения ядерного потенциала сверхдержав. Тут надо держать в уме, что сам Рейган - бывший киноактер, так что воздействие силы искусства на него удваивается.

Нам показывают предвоенную жизнь американской глубинки - Канзаса, где по всем телеканалам и радио - репортажи об эскалации советско-натовского конфликта. Но жители в основной своей массе наивно полагают, что все это их не касается - они ведь далеко, и никому даром не сдались. Просвещенные жители далеко не настолько беспечны - они в курсе, что вокруг их поселений там и сям разбросаны незаметные шахты баллистических ракет, так что ответный удар на их головы обеспечен.

Подготовка к войне показана из самого нутра семейного обывателя - вот они готовятся к свадьбе, вот они панически штурмуют супермаркеты, вот они пытаются укрепить свои хлипкие домишки, и в самый жаркий момент их накрывает гриб на миллион градусов.

Момент бомбардировки показан не с тем размахом, к которому привыкли люди цифровой киноэпохи, и все же это действительно лучшая атомная бомбардировка в кино по состоянию на 1983 год. Зрелище бомбежки короткое, но нужные фибры души цепляет. Канзас накрывает огненная волна, люди сгорают на бегу, те же кто выжил в подвалах и под завалами готовятся завидовать мертвым.

Вторая половина картины посвящена участи завидующих. В центре внимания канзасский госпиталь, где на койках, на полу, на кровавых радиоактивных пеленках в муках помирает то, что осталось от американской нации. В отличие от привычных нам голливудских постапокалипсических эпиков здесь нет места ни для пафоса, ни для большой американской надежды, даже интересующий героев вопрос - кто же начал обмен ядерными ударами - так и остается не проясненным. Персонажи постепенно вымирают от голода, болезней, заражений и разборок с мародерами. Хэппи-энд к такому фильму присобачить мог лишь человек с крайне богатой болезненной фантазией. К счастью, такого в съемочной группе не оказалось.

Не кино, а сплошные гвозди в голову, входящие с нервирующим гулким звуком - как в крышку гроба.



ВОЕННАЯ ИГРА (THE WAR GAME)
(Великобритания, 1965, режиссер Питер Уоткинс)

Одна из первых серъезных попыток донести всю тошнотворную правду о ядерной войне до беспечного недалекого британского обывателя. Это короткое (около 45 минут) псевдодокументальное кино, где без излишеств, четко ясно, прямо кулаком в морду показывается что станет с Британией в тот момент, когда на нее навернется советский ядерный арсенал.

Авторы выкладывают все карты на стол и хладнокровно констатируют - вот столько то людей сгорят (показывают, как они сгорают), столько - задохнется, столько помрет от облучения, а многих из тех, кто выживет, расстреляют свои же - за мародерство или просто так, чтоб некстати под ногами не путались. Перспектив у крохотной Британии - ни малейших. 45 минут достаточно, чтобы это объяснить, в конце концов сама атомная война может длиться даже меньше.



НИТИ (THREADS)
(Великобритания, 1984, режиссер Мик Джексон)

Эта картина по-сути - прелюбопытнейший гибрид двух предыдущих описанных мною фильмов. Частично кино художественное, игровое, очень близкое по сюжету к фильму "На следующий день". С другой стороны оно отчасти псевдо-документальное, и тогда во многом слово в слово повторяет "Военную игру". Итог изумительный.

Зритель четко прослеживает разницу между американским менталитетом и британским - если янки накануне бомбардировки все еще забавлялись бейсболом, то англичане нажирались в барах со словами "если на меня упадет бомба, то я хочу быть в тот момент вдрызг пьяным". В начале фильма вообще присутствует неуместный циничный юмор - например, когда показывают мэра со словами "в случае атомной войны он возьмет на себя управление регионом и остатками армии", мы видим типичного сытого, довольного пожилого англичанина, поливающего цветочки в кадке.

В стороне от мэра есть другие главные герои - молодая пара, планирующая свадьбу. В фокус попадает невеста, и на ее судьбе отслеживается вся хронология конфликта - от бесконечных телевыступлений политиков, треплющих, будто вот-вот будет найдется дипломатический выход из конфликта НАТО-СССР,  и заканчивая послеядерным ландшафтом Альбиона, в тумане которого солнце не взойдет уже никогда.

Если в американском фильме мы видели всю термоядерную жесть взглядом из Канзаса, то здесь - такой же мелкий провинциальный Шеффилд, вся вина которого перед цивилизацией - пара военных объектов в окрестностях.

Тотально беспросветное кино, ближе к концу которого нас натурально окунают в дерьмо нового Средневековья и даже не делают попытки вытащить оттуда. Испорченное на неделю настроение у зрителя гарантировано - одним словом, классно.



ПИСЬМА МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА
(СССР, 1986, режиссер Константин Лопушанский)

Вот еще одно торжество декаданса цивилизации - советский взгляд на ядерную зиму. В бронированном хранилище разрушенного музея спряталась горстка интеллигентов - работники музея и невесть как туда залетевший лауреат Нобелевской премии (Ролан Быков).

Сам момент атомной бомбардировки мы видим совсем мимоходом - в одном из флэшбэков, в воспоминаниях главного героя.  Остальное - показ удручающего предсмертного прозябания в радиоактивных руинах. Лента 1986 года, потому авторы не осмелились показывать в кадре руины СССР, действие происходит (судя по надписям на плакатах, табличках и консервах) в англоязычной стране. Но все персонажи столь узнаваемы, что ты совершенно ясно видишь пред собой угасание и гибель наших соотечественников.

Из минусов картины - вычурные монологи вымирающей интеллигенции, типичные для советского кино, плюс слабые, почти эфемерные намеки на лучший исход. Из плюсов - заслуживающие искренних похвал декорации, антураж, грим и все остальное за что мы любим пост-апокалипсическое гниение. И конечно же, актеры.

Нравоучений и моралистики здесь чуть больше, чем в остальных фильмах на тему, однако не настолько, чтобы испортить ни с чем несравнимое удовольствие от тотального конца всему.



НА БЕРЕГУ (ON THE BEACH)
(Альтернативные переводы: НА ПОСЛЕДНЕМ БЕРЕГУ, КОНЕЦ СВЕТА. США, 1959, режиссер Стэнли Крамер)

Пока смотришь советские, британские и американские ядерные кошмары, голову сверлит мысль "ну неужели никто не догадался за полчаса до бомбежки слинять куда-нибудь в Австралию". И вот на тебе - фильм, который полностью закрывает тему, чтоб уж точно не было никаких обнадеживающих сомнений.

Это старейшая из всех рассмотренных картин (правда, был еще ремейк 2000-го года, его я пока не видел). Стэнли Крамер, у нас известный по "Этому безумному, безумному, безумному миру", показывает нам участь тех, кто отсиделся в сторонке.

Австралия. Северное полушарие уничтожено окончательно и бесповоротно, но радиоактивные облака дойдут до южного континента лишь через пять месяцев. У местных жителей осталось совсем мало времени чтобы либо смириться со смертью, либо каким-то чудом обрести избавление (что там вышло в финале говорить, конечно не буду).

Капитан выжившей американской атомной подлодки (Грегори Пек) берет на борт австралийского ученого (Фред Астер) и одного военного связиста (Энтони Перкинс). Лодка совершает тихоокеанский вояж до Арктики и до побережья Сан-Франциско чтобы выяснить - остались ли где-то следы цивилизации и места, пригодные для выживания. Австралийские власти тем делом начинают массовую раздачу ядов населению - чтобы те уходили из жизни, не мучимые лейкемией.

По жанру "На последнем берегу" не традиционный пост-апокалипсис, а скорее сентиментальная трагедия обреченных. Типа как "Титаник", но все несообразно кошмарнее. Любовь, безумие, отчаяние, алкоголь и самоубийства правят бал в этом красивом фильме. Живописные виды увядающей Австралии и отсутствие гниющих на ходу облученных делают фильм Крамера не таким шокирующим, как остальные рассмотренные нами произведения, но уверяю - это совсем не та картина, которая вдыхает в твое сердце чувство радости бытия и гордости за цивилизацию. Были же времена, когда люди смело несли на экран любые, в том числе самые безнадежные замыслы.


Да, если что, то дополнительное факультативное зрелище для заинтересованных лиц: "Доктор Стрейнджлав" (1963, Стэнли Кубрик), "Волшебная миля" (1988, Стив де Джарнатт), "Хранители" (2009, Зак Снайдер).
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →