bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Что такое R'n'B

Угадай, какой музыкальный вопрос мне задают чаще всего? Нет, не "за что ты, ирод, убил Джона Леннона"... там-то как раз все понятно. Вопрос на самом деле другой: "что такое этот гребаный модный r'n'b и почему он называется почти как добрый старый рокерский rhythm'n'blues?".
Да потому, что на самом деле это один и тот же жанр. И по большому счету Rolling Stones играют то же самое, что и Christina Aguilera. Не верится? Сейчас расскажу все по порядку.


Искать изначальную дату зарождения r'n'b, он же r&b он же rhythm and blues столь же глупо, сколь и безнадежно. В какой-то мере можно заявить, что он существовал всегда, как дядюшка Ленин. По-крайней мере с тех пор, как черным обитателям Америки пришло в голову наделить блюз танцевальным ритмом.

Но можно точно сказать, что первым настоящим патриархом жанра стал хорошо известный тебе понаслышке Рэй Чарльз. В 50-е годы прошлого века он превратил r&b в самодостаточный объект культурного поклонения и массового потребления.

RAY CHARLES - (Night Time is) The Right Time (1958)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/Ray_Charles.m4a
(Песни в формате AAC 128 кбит.с, слушабельны в WinAmp, iTunes, Foobar2000, Windows Media Player.)

Но уже в в 50-е этот стиль был поставлен на службу еще одной новой, зарождающейся музыки - рок-н-ролла. В рок-н-ролл r&b принес еще Chuck Berry (а то и вовсе Fats Domino), но наиболее ярко выраженную ритм-энд-блюзовую форму рок-н-ролла исполнял ныне забытый, но от того не менее любимый и знаменательный Bo Diddley.


BO DIDDLEY - Mona (1957)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/Bo_Diddley.m4a

Вот это расслоение ритм-энд-блюза на две ветви - черную, для внутреннего потребления, и рокерскую как раз послужило источником всех конфузов, связанных с непонимаем единой сущности жанра.
Черную танцевальную форму r&b в 60-е годы поддерживали в бодрой форме десятки успешных артистов, в первую очередь с лейбла Motown Records. Ты, возможно, удивишься, но звучало все это уже почти так, как ты привык слышать на MTV.

SMOKEY ROBINSON - I Heard It Through The Grapevine (1965)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/Smokey_Robinson.m4a

С другой стороны Атлантики, в Великобритании ритм-энд-блюз взяли на вооружение рок-музыканты, воспитанные на музыке Чака Берри, Бо Диддли и Джеймса Брауна, и при этом не отказывавшие себе в удовольствии впитывать и современную черную музыку от тех же Motown Records. Первыми это попробовали Rolling Stones. Следом за ними в массовых количествах ритм-энд-блюз задействовали в своих ритмах самые жесткие рокеры эпохи - The Kinks, The Animals, The Who, The Yardbirds, Them. Хотя на первый взгляд они звучат совсем иначе, чем их американские собратья, в основе их рока лежит абсолютно та же самая ритмика. Мало того, репертуар всех этих групп в ранние годы в значительной доле состоял из ковер-версий ритм-энд-блюзовых хитов Motown'овских и до-Motown'овских аристов.

THEM - Gloria (1965)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/Them.m4a

Разница состояла лишь в том, что для рокеров r&b стал основой, но не камнем преткновения. Они прогрессировали дальше во все стороны, постепенно отрываясь от первобытных основ. Но для черной танцевальной музыки r&b наряду с фанком и соулом был единственно верным рецептом.
Окончательно до ума r&b довел легендарный Marvin Gaye, и с его прославленного альбома What's Going On уже можно отсчитывать жизнь современного r'n'b.

MARVIN GAYE - What's Going On (1971)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/Marvin_Gaye.m4a

То, насколько глубокие метастазы пустил этот жанр в черной музыке хорошо иллюстрирует тот факт, что ту музыку, которую все считают народной карибской - я говорю о регги - на самом деле есть современный космополитичный гибрид. Ведь reggae (и его предшественник rock steady) - это итог смешивания местного танцевального жанра ska с тем же самым пресловутым ритм-энд-блюзом.

LEE SCRATCH PERRY / JUNIOR MURVIN - Police & Thieves (1976)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/Lee_Scratch_Perry.m4a

А что рок-музыка? А ничего. В ней ритм-энд-блюз как был, так и остался. У некоторых даже самых неожиданных представителей - в ярко выраженной форме. Убедиться в этом элементарно просто, например, послушав незамутненным слухом AC/DC.

AC/DC - High Voltage (1975)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/ACDC.m4a

К середине 70-х r'n'b можно обнаружить еще в одном жанре, имевшем принципиальное значение для современной танцевальной музыки - disco. Особенно есть смысл отметить поздние работы Diana Ross. Той самой певицы, чьи приключения с группой The Supremes стали основой для нынче модного r'n'b мюзикла "Dreamgirls".

DIANA ROSS - Gettin' Ready for Love (1977)
http://www.sm-rnr.mhost.ru/zz/rnb/Diana_Ross.m4a

С наступлением 80-х стараниями Michael Jackson, Prince (а на самом деле Stevie Wonder) в сознании музыкального потребителя r'n'b уступил место соулу и фанку, и о нем на какое-то время забыли. Лишь в конце 90-х его достали из старых архивов и стали перепевать на новый... да в общем-то и не особенно новый лад. Слегка сдобрили хип-хопом ради богатства саунда, а рэповыми тараторками прикрыли недостаток мелодических талантов. По-большому счету и это не ново - в той или иной степени такое можно повстречать на древних записях Джеймса Брауна.
А Rolling Stones? Так ведь они до сих пор играют абсолютно то же самое, что и 45 лет назад. Да-да, r'n'b, самый настоящий! А что им еще делать, если русский рок не по зубам...
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →