bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

Q, ноябрь 2007. Часть 2 - мои комментарии

Итак, мои краткие скромные субъективные соображения по поводу выбора редакции журнала Q в номинациях 21 АЛЬБОМ, ИЗМЕНИВШИЙ МУЗЫКУ и 21 ПЕРСОНА, КОТОРАЯ ИЗМЕНИЛА МУЗЫКУ.

21 ПЕРСОНА, КОТОРАЯ ИЗМЕНИЛА МУЗЫКУ

John Lennon & Paul McCartney
Надо быть слепоглухонемым страдающим подагрой бегемотом, чтобы пытаться оспаривать этот пункт. Поэтому мы сразу перейдем к следующему.

Bob Dylan
Боб Дилан для англоговорящего музыкального потребителя - это огненная смесь Высоцкого с БГ, с этим ничего не поделать. Проблема кроется в том, что за пределами круга любителей английских рифм деятельность Дилана представляете довольно занудной и бесполезной в домашнем хозяйстве. Не говоря уже о том, что почти все, за исключением зарубежных рок-историков и критиков находят вокал Дилана мягко говоря неприятным на слух.
Тем не менее, если обходить подальше стороной его альбомы, а приобщаться к его творчеству исключительно благодаря бесконечным ковер-версиям более презентабельных артистов (вроде The Byrds или Manfred Mann's Earth Band), можно без раздумий согласиться со всеми приписываемыми Дилану талантами и революционными деяниями. Что я и делаю.

John Lydon
Здесь надо сделать над собой усилие, и в очередной раз убедить себя в том, что сами по себе Sex Pistols музыку не меняли - они просто не создали ничего нового. Но они удобрили почву для того, чтобы эта музыка бесконечно и неузнаваемо менялась в ближайшие годы.

Kurt Cobain
Nirvana для Америки - это своего рода запоздавшие почти на 15 лет Sex Pistols. Не в плане музыки, а в плане культурного катаклизма. И что ни говори - Курт действительно самая последняя настоящая рок-икона. После него не было ни одной персоны сопоставимого масштаба. Даже смешно смотреть, как из тщедушного бездаря Пита Догерти британские журналисты пытаются изваять аналогичного рок-идола.

David Bowie
При всей массивности этого персонажа, и при том очевидном факте, что его фигуру невозможно обойти стороной обозревая историю рок-музыки, в таком тесном списке, как "21 персона изменившая музыку" можно было бы найти ему более оправданную замену.

R.E.M.
Конечно, без R.E.M. современная американская псевдо-альтернативная музыка звучала бы совсем иначе. Давай оставим эту группу в списке и не будем ворчать.

Elvis Presley
Любители оригинального черного рок-н-ролла могут возмущаться, но в глубине души понимать, что спорить с этим выбором бесполезно.

Radiohead
Я не очень уверен в том, что Radiohead смогли что-то изменить. По мне - так они вполне естественная деталь эволюционного процесса, хотя их влияние на всю современную псевдо-альтернативу не отрицаемо. Спорный пункт, но простительный.

Michael Jackson
Могло быть хуже. Западные (особенно американские) журналисты с радостью бы его заменили на вконец унылого и невзрачного Марвина Гэя, но обоих в сумме лично я бы с радостью променял на Стиви Уандера. Тем не менее Майкл Джексон - продукт совсем иной эпохи, и для нее он сделал максимально возможное и даже более того.

Led Zeppelin
Обязательный элемент программы. Без комментариев.

Madonna
Начнем с того, что Мадоннна не музыкант. И не автор. Она - шоувумэн. Поет она скверно, хитов сама не пишет. Но работает как лошадь и танцует не как лошадь. Ее творческое наследие - один большой пшик: ни одного цельного сильного альбома. Любая взятая наугад пластинка из дискографии покажет, что она состоит из 2-3 качественных хитов и пачки бесполезных автоматически сгенеренных невыразительных песен. Карьера ее действительно удивительная, но я не могу ценить человека только за то, что у него (нее) замечательная карьера - это противоречит моим моральным принципам. На плаву она смогла продержаться во много благодаря грамотным и четко выверенным скандалам и легкому телевизионному бунту. Но эксплуатация сексуальности может показаться настоящим творческим революционным прорывом лишь тем, кто всю жизнь рос на мультфильмах о Мики Маусе.
С другой стороны весов - ее четвертьвековое лидерство в мировом шоу-бизнесе. Для кого-то это кажется важным достижением.

Damon Albarn
Даже если просуммировать достижения Blur, Gorillaz и всех остальных его проектов - все-равно на место в таком списке сие не потянет.

James Brown
Символ американской черной музыки. Вне всякой критики. Единственное, что жаль - Джеймс Браун скорее перформер, чем выдающийся автор и больших объемов богатств в его дискографии не наберешь.

The Velvet Underground
Очевидный выбор.

Kraftwerk
Группа, которая принесла электронный саунд в поп-музыку и донесла германскую музыку для мировой аудитории. Такое нельзя упускать.

Public Enemy
Здесь можно спорить, что больше заслуживает  упоминания - Public Enemy или Run DMC, но для двух групп этот список по-любому тесноват. Ответ засчитан.

Ian Curtis
Воспоминания о лидере Joy Division сейчас в Британии в особом почете. Но в своих коньюктурных устремлениях журналисты забыли  о его более важных прототипах - Джими Моррисоне и Игги Попе. Ответ не засчитан.

Lee Scratch Perry
Не основатель, но патриарх диджейской культуры. Куда ж без него?

Jimi Hendrix
Объяснимо и очевидно, но все же спорно. Гитару как первичный символ рок-музыки на сцену вынес все же не он, а Пит Тауншенд, но Хендрикс придал ей особый, мифический и макабрический статус. Может, и верно, что он оказался в таком списке.

Brian Eno
Фэны Ино безусловно аплодисментами встречают этот пункт, но есть смысл сеять зерно сомнения. Особенно после детального знакомства с краутроковыми духовными отцами Ино.

Ian Brown
С таким же успехом Q могли поставить на его место Моррисси, а хрен редьки не слаще. Ей богу, если бы вместо него стоял Pink Floyd или Фрэнк Заппа я бы, наверное, глотал этот список не как горькую пилюлю.

21 АЛЬБОМ, ИЗМЕНИВШИЙ МУЗЫКУ

The Beatles "Meet the Beatles" [1964]
Это первый американский релиз The Beatles, так что все логично - мировая битломания стартует именно здесь.

Bob Dylan "Highway 61 Revisited" [1965]
Важное, революционное и все такое в том же духе... Но все же я мечтаю, чтобы когда-нибудь, хоть раз появился такой список без Боба Дилана.

The Beach Boys "Pet Sounds" [1966]
Важнейший исторический документ музыкального прогресса. Слушать, правда, почти невыносимо даже старому фэну The Beach Boys... но что делать?

The Velvet Underground "The VU & Nico" [1967]
ОК

The Rolling Stones "Beggars Banquet" [1968]
Трижды ОК. Особенная радость - в кои-то веки в список поставлен именно этот реально мощный альбом, вместо набившего оскомину пафосными превозношениями Exile on Main Street.

Led Zeppelin "Led Zeppelin" [1969]
OK

Joni Mitchell "Blue" [1971]
Пастернака не читал, но осуждаю

David Bowie "Ziggy Stardust" [1972]
Прекрасный альбом, но по большому счету - проявление чрезмерной банальщины втыкать его в этот список просто потому что "так надо". Всего годом позже вышел "The Dark Side of the Moon" - вот его-то как раз и не хватает. Вот так не надо.

Kraftwerk "Autobahn" [1974]
ОК

Ramones "Ramones" [1976]
Водораздельный альбом, который в моем понимании делит всю рок-музыку на до 1976 и после 1976.

"Saturday Night Fever" soundtrack [1977]
Смешная пластинка. Камень преткновения всей диско-культуры. Историческая ценность громадная, но с другой стороны - чем провинилась перед составителями списка группа ABBA?

The Sex Pistols "Never Mind the Bollocks" [1977]
Для британцев это святое, против не попрешь.

Michael Jackson "Thriller" [1982]

Круто. Но хотелось видеть рядом хотя бы "Songs in the Key of Life" Стиви Уандера.

The Smiths "The Queen is Dead" [1986]
Статья об этом альбоме в журнале Q начинается с принципиальной ошибки - якобы The Smiths единственная инди-группа, которая могла конкурировать в британских чартах с Duran Duran и Wham! Кто-нибудь, скажите редакторам Q, что Depeche Mode тоже были инди-группой.

U2 "The Joshua Tree" [1987]
Не лучший альбом U2, но что уж делать, раз с него началась вся это ирландско-политическая музыкальная истерия.

Nirvana "Nevermind" [1991]
OK

Dr Dre "The Chronic" [1992]
Пусть хип-хоп-головы решают принципиальность такого выбора. По-мнению редакции Q с этого альбома началась современная рэп-вакханалия, с голдой и лимузинами. Сомнительная радость.

Jeff Buckley "Grace" [1994]
Это американский прото-Radiohead, если кто не в курсе. Моя супруга называет такую унылую музыку "смерть мухам". с другой стороны, без Бакли мы бы не слышали Radiohead и Coldplay такими, какими знаем. Лично я бы на этом месте согласился увидеть даже набивший оскомину Sonic Youth.

Oasis "Definitely Maybe" [1994]
Ха-ха. Для современного упадка британской музыки этот альбом сыграл действительно колоссальную роль.

Radiohead "OK Computer" [1997]
А это уже ничем не заменить, даже если хочется. Ответ засчитан.

The Strokes "Is This It" [2001]
Бездарный, безликий и скучнейший продукт взаимодействия нью-йоркского богемного тунеядства и ретивого британского журналистского сговора. Без этого альбома музыкальная культура не потеряла бы ничего. Попытка вставить в список хоть что-то из двухтысячных годов оборачивается позорнейшим пшиком.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →