bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

По-русски о бритпопе

Ночь с воскресенья на понедельник - не самое лучшее время много писать и философствовать, но почему бы не начать неделю с небольшого беспощадного бритпопа?
[песни в формате mp3 vbr]

Вообще что такое бритпоп, зачем и кому он нужен? В середине 60-х (это где-то примерно в прошлом веке) англичанам вдруг подумалось, что несмотря на внушительную популярность британского рока на всех планетах солнечной системы, звучит он не совсем по-британски. И даже - мягко говоря - по-американски. Rolling Stones, The Beatles и соседи по чартам настолько органично вписались в американский шоу-бизнес, что даже песен про США (Калифорнию или Канзас-Сити какой-нибудь) пели больше, чем про скользкие улочки родного Бирмингема, Ливерпуля и прочих Ипсвичей. И что хуже того - пользовались при этом заокеанским битом, блюзом и фолком.
Удар по самолюбию нездорово патриотичных британцев был пренеприятнейший. Тогда в 1966 году сразу два популярных и ныне почти не забытых коллектива - The Beatles и The Kinks решили попробовать писать рок на основе ортодоксальной английской музыки, в первую очередь мьюзик-холла. Я как-то уже сравнивал сию нехитрую, но полезную для здоровья манипуляцию с тем, как если бы наши русские рокеры принялись цитировать риффы, ритмы и гармонии Леонида Утесова.
Чтобы долго и нудно (как обычно) не описывать мьюзик-холл на словах, я приготовил тебе самый архетипичный мьюзик-холльный образчик, который мне только что подвернулся под руку - известный тебе шлягер Монти Пайтонов "Always Look on the Bright Side of Life" Монти Пайтонов:
• Monty Python "Always Look on the Bright Side of Life" (1979)
Широкому слушателю первые следы рокерских брит-поповых экспериментов знакомы по альбому "Revolver" какой-то ливерпульской группы 1966 года. Узкий слушатель, однако, в курсе, что первым бритпоповым альбомом принято считать "Face to Face" их земляков The Kinks.
The Kinks ввели в бритпоп еще один ключевой элемент - англофильскую лирику. Именно эксплуатация британского происхождения и менталитета в текстах является по сей день обязательным атрибутом жанра - поэтому никому в верхнюю голову не придет называть какую-нибудь японскую группу бритпоповой, даже если она ноль в ноль копирует Oasis. И делает это лучше, чем сами Oasis.
• The Kinks "Sunday Afternoon" (1966)
The Beatles так далеко как The Kinks не зашли - им был слишком дорог американский рынок, который, кстати, (точнее некстати) практически сразу закрылся для The Kinks. Но ряд соответствующих песен они наплодили, из которых тебе особенно запомнились "Penny Lane", "Good Day Sunshine" и вот эта:
• The Beatles "Your Mother Should Know" (1967)
В 1967 году лишь еще две большие британские рок-группы попытались записать бритпоповые альбомы - The Rolling Stones "Between the Buttons" и The Pretty Things "Emotions". Обе пробританские работы были признаны американскими критиками бесперспективными, и эти группы, оценив коммерческие перспективы, быстро переключились на психоделический рок, как и все вокруг.
• The Pretty Things "The Sun" (1967)
• The Rolling Stones "Cool, Calm & Collected" (1967)
В семидесятые годы с едва родившимся бритпопом было покончено, но ряд работников глэмовой и сопредельных сцен сделали его элементом своей эклектики. А кто у нас дежурный в классе по эклектике? Правильно - David Bowie и Queen.
• David Bowie "Kooks" (1971)
• Queen "Seaside Rendevouz" (1975)
Забавнее всего себя повели Sparks. Будучи англофильствующими американцами, они последовав примеру Терри Гилльяма, осели в Британии, чтобы проповедовать своими американскими устами англосаксонские ценности. И без их поддержки современный бритпоп много бы недосчитался.
Sparks "Thank God It's Not Christmas" (1974)
Крупнейшие рок-хитмейкеры Британии середины 70-х - ансамбль Slade - временами также заносило на бритпоповую территорию, что позволило то ли журналу Q, то ли Vox лет 10 назад глупо назвать их "недостающим звеном между The Beatles и Oasis".
• Slade "Find Yourself a Rainbow" (1974)
Но по-настоящему бритпоп начал возрождаться лишь одновременно с панками. Колоссальный прорыв осуществило трио The Jam, чей альбом "All Mod Cons" вновь поднял знамена миссии бритпопа - приносить слушателю настоящую Британию на голубом блюдечке с красным юнион джеком.
• The Jam "To Be Someone" (1978)
В восьмидесятые The Jam вошли звездами, и начинающим было чему поучиться, глядя на их гонорары. Так как начинающие в основном пытались гнать "новую волну", тут же начались попытки приспособить их под бритпоповые нужды. Наибольший успех здесь имели Squeeze, а чуть позже - Madness, лишь только отказались от своего родного ска. Впрочем, бритпопом все это можно назвать с превеликой натяжкой  - во многом из-за того, что такая нововолновая трактовка в итоге не прижилась и в наше время не испытывает массовый интерес.
• Squeeze "Wrong Side of the Moon" (1980)
Следующей после The Jam вехой на тропе к современному бритпопу стали The Smiths - почти самая популярная рок-группа Британии 80-х. Без нее британское музыкальное самоопределение испытывало бы сейчас ощутимые трудности. Но здесь тебе и без меня все известно, молчу.
• The Smiths "What Difference Does It Make" (1984)
Любопытную облегченную версию такого необритпопа в английских чартах представляли The Housemartins. Группа, о которой бы сейчас мало кто вспоминал, если б там не начинал свою карьеру Норман Кук, более известный как Fatboy Slim. Не думаю, что он стыдится своих юношеских музифицирований - Housemartins взяли реально мощный старт, и страна была в шоке, когда они развалились, никого заранее не предупредив, и не успев превратиться в замшелых трубадуров стадионов.
• The Housemartins "Get up off Your Knees" (1986)
Наиболее любопытные манипуляции с жанром произвели Stone Roses. Они каким-то чудом (адрес наркодилера так и не раскрыли) додумались разбавить традиционную "битловщину" почти Byrds-подобным фолком. И многие с перепугу приняли это за новую форму бритпопа. Вопрос спорный, но альбом, к счастью, нет.
• The Stone Roses "Song for My Sugar Span" (1989)
Но тот оригинальный, мьюзикхолло-Kinks-овый бритпоп, с которого мы начинали весь этот нудный разговор, вернулся на сцену лишь со вторым альбомом Blur "Modern Life is Rubbish".
• Blur "Sunday Sunday" (1993)
И после этого началась вакханалия. Каждая британская группа принялась доказывать, что она более британская, чем остальные. В ход шло все - "моржовые" подвывания поклонников The Beatles (Oasis), скрещивание The Smiths со Скоттом Уолкером и Roxy Music (Pulp) и просто занудство (большинство других групп).
• Pulp "Disco 2000" (1995)
Ошалевшие от безграничных возможностей критики принялись к отряду бритпоперов приписывать даже Manic Street Preachers и Tindersticks. Что - сам понимаешь - сомнительная услуга. Если встретишь тех журналистов, убей их от моего имени.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments