bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

FAQ: АЗЫ ДОМАШНЕГО АУДИО-ЗВУКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

Настало время собрать воедино разрозненные истины, так или иначе связанные с качественным и комфортным прослушиванием музыки. Эта статья не для аудиофилов - они и сами могут с три короба наплести про позолоченные шнуры с мраморными подставками. Но большинство людей волнуют куда более важные вопросы - ведь у них задача несопоставимо более сложная: добиться приемлимого звука, имея в кармане сумму не более нескольких сотен долларов. И понять, за что с них дерут эти деньги.

  • Правда ли, что пиратские диски звучат хуже фирменных? Ведь там же цифры, они одинаковые, сам проверял с калькулятором!
  • Какие мне лучше всего купить колонки, усилитель и наушники? Скажите сразу модель и цену!
  • Что лучше брать сначала - наушники или колонки?
  • Можно ли слушать музыку на "домашнем кинотеатре"?
  • На моих колонках написано 250 ватт, а мне кажется что они тихие какие-то. Может, мне сходить к ухогорлоносу?
  • Как правильно настраивать эквалайзер?
  • Что делать, если без эквалайзера/тембра все звучит неприятно - верхов не хватает, да и низы какие-то тухлые?
  • Можно ли слушать качественно музыку через компьютер?
  • Как обустроить помещение, где я слушаю все подряд? Надо ли выгонять кошку?
  • Что лучше - активные колонки или отдельно усилитель, отдельно акустика?
  • Есть ли смысл покупать радио или блю-тус наушники?
  • Действительно ли громадная разница в качестве самого лучшего mp3 320 kbits/s и оригинального диска или lossless файла?
  • Неужели Super Audio CD и DVD Audio звучат намного лучше, чем простые компакт-диски?
  • Почему все любят японские диски?
  • Действительно винил звучит лучше CD?
  • Мне кажется, или это волшебство: УКВ-приемник играет музыку лучше, чем CD-плеер?
  • Что такое ремастеринг?
  • Почему старые CD звучат заметно тише современных? Заржавели?
  • Что такое клиппинг?
  • Как восстановить расцарапанный в гневе CD?
  • На чем в итоге можно сэкономить, а на чем нельзя?

Правда ли, что пиратские диски звучат хуже фирменных? Ведь там же цифры, они одинаковые, сам проверял с калькулятором!
И да и нет. Пиратские диски - это лотерея. Ты ведь не знаешь, кто, когда и как делал этот диск. Может, это  аккуратная безупречная копия последнего японского тиража. А, может, сграбленное на коленке "зеркало"  богом забытого  не ремастированного гватемальского тиража. Мало того - частенько пираты вообще в ус не дуют, а в косяк дуют и пускают в продажу диски, созданные на основе раскодированных mp3 файлов из интернета. Существуют даже программы, которые умеют находить следы прошлой mp3-жизни пиратского аудио-диска.
Наносит суровый отпечаток и тот факт, что российские CD-фабрики сами по себе работают спустя рукава, и даже официальные лицензионные русские диски по качеству изготовления уступают своим западным близнецам.
Есть также аудиофильский миф, что перезаваренный на болванку диск уже звучит хуже оригинала. По сути это верно только для кривых рук, кривого софта, кривых болванок и кривых приводов. Если с этим все ОК, можно получить идеальный слепок.

Какие мне лучше всего купить колонки, усилитель и наушники? Скажите сразу модель и цену!
Этот вопрос задается в 99% случаев, и на него в принципе не существует никакого ответа. Потому что никогда и нигде нельзя покупать акустические системы, не послушав их самому и не убедившись что лично тебе они по душе. Помни: покупая колонки не глядя или по совету соседа по блогу ты совершаешь преступление, о котором вскорости пожалеешь, но будет уже поздно.
Ведь сколько на свете людей, столько и ушей. Только в два раза больше. И у каждого свое представление о том, как должна звучать его музыка. Полагайся на слух, а не на слухи! Перед походом в магазин лучше записать на диск несколько разнородных треков из любимого репертуара и оценить звучание каждого.
Ситуацию усложняет то, что, что у разных жанров разные требования к звучанию акустики. Колонки, на которых вполне пристойно звучит электроника, могут совсем не справиться с хэви-металом, а первоклассные наушники, идеально проигрывающие симфонический оркестр под управлением Херберта Караяна, могут напрочь испортить все удовольствие от мастурбации под Бритни Спирс.
Мой краткий ликбез по "уличным" наушникам можно посмотреть здесь. Что касается домашних усилителей и колонок, то при покупке китайского ширпотреба тебе следует особо осмотрительно отнестись к системе питания - слабая защита блока питания чревата как минимум неприятным фоном. Так что при покупке следует прислушаться не только к песням, но и к паузам между ними.
Беда еще в том, что фоновые наводки на акустику - вещь сугубо локальная. В магазине их может и не быть. А в доме они появляются от самых неожиданных источников, даже от соседней шахты лифта (не шутка) и хороший стабилизатор/выпрямитель не панацея (хотя преполезнейшая штука по-любому).

Что лучше брать сначала - наушники или колонки?
Купить качественные наушники в 5-15 раз дешевле, чем аналогичную по звучанию стационарную  акустику. Поэтому к аудиофильству дешевле приучаться через головные телефоны.
У наушников есть одна беда (кроме опасности для слуха, конечно) - у них слишком сильная изоляция каналов и строго двухстороннее направление сигнала. А подавляющее большинство записей микшируются в студиях в расчете на "колоночное" прослушивание, и там закладывается эффект сложения двух источников сигнала в помещении. В природе существуют так называемые "бинауральные записи", заточенные конкретно под наушники, но это редкость.

Можно ли слушать музыку на "домашнем кинотеатре"?
Ответ - нет, нельзя. У кино-акустики совсем другие требования к звуку, более примитивные и либеральные. Даже если ты собрался слушать пятиканальную музыку (SA-CD, DVD-A), должного эффекта не получишь - пятиканальный музыкальный микс делается из расчета, что колонки будут стоять вокруг тебя, строго по окружности. А вовсе не спереди/сзади, как при просмотре кино.
Но главный камень преткновения - сателлиты и сабвуфер. В дешевых вариантах (с маленькими сателлитами и сабвуфером) про очеловеченный музыкальный звук лучше забыть сразу. Если в качестве фронтальных колонок используются более-менее массивные - уже лучше. Но фот использование сабвуфера все-равно остается спорным вопросом.
Такая приятная и солидная на вид штуковина, как "сабвуфер" не создана для музыки. Кино, компьютерные игры - да. Ну в крайнем случае раскачивать автомобиль под рэп. Впрочем, есть немало опытных меломанов и аудиофилов, говорящих, что если сабвуфер грамотный, то это только на пользу любой музыке. И есть ничуть не меньше меломанов и аудиофилов, утверждающих обратное. Я принадлежу ко второй категории. Сабвуфер - это самый простой и дешевый способ обеспечить много басов. Но как и любой хитрый дешевый трюк, он несет с собой массу проблем, губящих на корню человенческий звук.

На моих колонках написано 250 ватт, а мне кажется что они тихие какие-то. Может, мне сходить к ухогорлоносу?
Я уже давно не читаю, какая там мощность написана на ценнике и паспорте колонок/ресивера. Потому что создается такое ощущение, будто каждая фирма считает эту мощность по-своему, попросту проставляет от фонаря, по заявке отдела маркетинга. Формально мощность принято измерять по системе RMS, существуют и другие методики. Некоторые указывают пиковую мощность, некоторые - только ту, при которой поддерживается минимальный уровень искажений. В общем, этот пункт в документации можешь вообще не смотреть, если у тебя недостаточно опыта, он тебя скорее дезориентирует, чем поможет.

Как правильно настраивать эквалайзер?
Никак. Эквалайзер, и даже простой регулятор тембра - такая вещь, о существовании которой ты должен забыть прямо сейчас и навсегда. По-крайней мере пока не будет дорогой возможности возиться с параметрической техникой. Причины?
Во-первых линейность звука - это камень преткновения всей аудиофилии. Сигнал не должен претерпевать никаких искусственных трансформаций по дороге от плеера до динамиков.
Во-вторых - как гласит теория - использование эквалайзера (иногда) оправдано лишь в.том случае, когда у тебя есть как минимум 30-полосый эквалайзер. Иначе выправляя одну небольшую частоту ты будешь при этом портить широкую полосу диапазона.
В-третьих если слушать компрессионные файлы с потерями (вроде mp3), то там эта проблема еще серьезнее. Сам по себе формат mp3 устроен так, что он старается экономить на тех частотах, которые в данном музыкальном сэмпле наименее востребованы. То есть программа чувствует, что в текущей песне на 3 килогерцах ничего интересного не происходит, и тратит на этот сегмент минимум цифр. Лишь только ты пытаешься усилить этот кусок эквалайзером, выпячиваешь слабое место и неизбежно получаешь на выходе форменную катастрофу.
Эквалайзером можно выправлять акустические дефекты помещения, но это уже приключение для тяжело вооруженного специалиста. Новичку проще просто грамотно расположить колонки. Подкрутка же тембров при использовании наушников не имеет никаких юридических оправданий.

Что делать, если без эквалайзера/тембра система звучит неприятно - верхов не хватает, да и низы какие-то тухлые?
А зачем вообще было покупать технику, которая скверно играет тебе твои любимые верхи и низы?

Можно ли слушать качественно музыку через компьютер?
Никогда не забывай, что большинство современных студий редактируют и сводят музыку на самых обычных компьютерах с использованием профессионального оборудования. То есть довести компьютер до студийных стандартов не проблема - исключительно вопрос денег и желания.
Если ты хочешь использовать звуковую карту в качестве ЦАПа, а не просто как цифровой S/PDIF интерфейс, долларов 200 тебя спасут - за эту сумму можно купить что-нибудь вроде ESI Juli@, M-Audio Audiophile или E-mu 1212m, они создают вполне пристойный звук.
Лучше брать внешнюю аудиокарту - во-первых это гарантия отсутствия наводок системного блока, во-вторых внешние карты обычно имеют автономное питание, а это критично по целому вороху причин. Считается, что FireWire интерфейс предпочтительнее USB, но за это придется немного переплатить.
В настоящее время на рынке уже начинают появляться сравнительно недорогие внешние ЦАПы и CD-плееры с оптическим входом - к ним ты можешь подключить компьютер через обычный S/PDIS коаксильный разъем.
Про аналоговый выход игровых, и тем более встроенных в материнку карт лучше вообще забыть, как о самом страшном сне того чудовища, которое снилось тебе в твоем собственном страшном сне.

Как обустроить помещение, где я слушаю все подряд? Надо ли выгонять кошку?

Базовые советы - помещение должно быть по возможности просторным, симметричным, и комната с капитальными кирпично/бетонными стенами намного предпочтительней огороженных хлипким гипсокартоном. ЛУчше обставить его мягкой мебелью. И наконец-то ты помиришься с родителями, обвешавшими все стены пошлыми уродскими коврами! Кошка, кстати, тоже мягкая. Само собой ничего не должно дребезжать - ни окна, ни фарфоровые слоники в серванте.
Если слушать винил, задача усложняется - надо располагать технику так, чтобы свести к минимуму резонанс иглы от излучения акустики.

Что лучше - активные колонки или отдельно усилитель, отдельно акустика?
Первый закон аудиофилии - все компоненты в системе должны быть раздельными. Это относится не только к акустике, но и ко всем промежуточным этапам, включая транспорт, ЦАП, предварительное усиление, усиление мощности, усиление головных телефонов и т.п.
Но ведь не все мы аудиофилы, правда? Активная акустика широко практикуется в студийных мониторах, и у нее есть тот плюс, что ты не будешь долго мучиться с подбором связки усилитель/колонки, что является нетривиальной задачей для начинающего слушателя. Так что можешь попробовать и такой вариант.

Есть ли смысл покупать радио или блю-тус наушники?
Аудиофилы мучаются от искажений, вносимых проводами, представляешь, какой ужас они испытывают от одной только мысли передавать звук по воздуху? И они правы.
Если радио-наушники еще куда ни шло (хотя это тоже пустая трата денег), то блю-тус - ужас летящий на крыльях круглосуточно. У него крайне низкая пропускная способность, потому сигнал передается с компрессией. С потерями. То есть даже слушая винил ты в итоге получишь по сути mp3. Мало того, в наушниках ему приходится в очередной раз преобразовываться из цифры в аналог, а это уже и вовсе неприлично.

Действительно ли громадная разница в качестве самого лучшего mp3 320 kbits/s и оригинального диска или lossless файла?
Кто-то эту разницу четко слышит, кто-то - никогда. Зависит от слуха и уровня используемой техники. Можешь провести "слепой" тест, но это не так просто, как кажется на первый взгляд.
Лучше поступить иначе: попробуй несколько дней подряд слушать любимый альбом в lossless формате, а затем перегони его в mp3 и послушай на той же самой технике. Человек всегда лучше замечает разницу при переходе от лучшего к худшему, а не наоборот. Если дискомфорта нет, можешь спокойно проглатывать mp3, по крайней мере до тех пор, пока не купишь лучшую технику.

Неужели Super Audio CD и DVD Audio звучат намного лучше, чем простые компакт-диски?
Когда SA-CD впервые поступили на рынок, большую разницу в звуке заметили даже далекие от аудиофилии слушатели - даром, что их можно легко сравнивать (большинство SA-CD гибридные, то есть могут воспроизводиться в режиме обычных CD). В основном эта разница объясняется много более высокой дискретностью сигнала.
Правда, потом нашлись скептики, которые провели ряд экспериментов, показавших что в реальности подавляющее большинство людей не в состоянии услышать разницы в звучании сигнала формата CD и повышенной дискретизации SA-CD/DVD-A. А изначальное восхищение более качественным звуком было вызвано тупо разницей в миксе/мастеринге альбомов для разных форматов.
То есть налицо очередной маркетинговый трюк (хотя аудофилы высшей категории наверняка с этим не согласятся и будут по-своему правы).

Почему все любят японские диски?
Не все. Некоторые их терпеть не могут. Считается, что существуют три базовые школы звука - европейская, американская и японская. Или даже четыре (английскую иногда выделяют отдельно от европеской). У каждой своя специфика, которая отражается и на самих дисках, и на производимой технике. Кто-то любит японское звучание, кто-то европейское, кому-то ближе американское.
У японских дисков очевидное преимущество в комплектации - у них зачастую больше редких треков, более богатое оформление, да и качество печати японской полиграфии ощутимо выше.

Действительно винил звучит лучше CD?
От винила проще добиться "живого" звука, чем от CD. Что совсем не означает, что от CD такого звука добиться невозможно - просто это будет стоить заметно дороже. Основная прелесть винила (кроме больших красочных обложек и запаха) - возможность услышать оригинальный звук, слушать альбом таким, каким он был рожден. Представить себя на месте первого покупателя. Но для этого надо приобретать только старые оригинальные тиражи. Почти все современные виниловые тиражи - ремастированные и целиком повторяют звук CD, что лично меня совершенно не устраивает.
Впридачу у винила масса недостатков - начиная с шумов, и заканчивая механическими ограничениями носителя, которых масса. Во многом все прелести винильного звучания обьясняются именно приятными гармоническими искажениями, приукрашивающими саунд.

Мне кажется, или это волшебство: FM-приемник играет музыку лучше, чем CD-плеер?
Перед подачей радиосигнала на ретранслятор он всегда проходит через специальный компрессор (это необходимо из технологической специфики). После этого звук становится более плотным и будто приятнее на слух. Потому многим кажется, что музыка с радиостанций звучит качественнее. В реальности это, конечно, бред сивого диджея.

Что такое ремастеринг?
Переработка звукового сигнала в студии, имеющая цель избавить запись от недостатков звучания. По-настоящему хороший ремастеринг делается с оригинальной мастер-ленты, которая оцифровывается и подвергается тщательной доскональной обработке. К сожалению так бывает далеко не всегда - частенько за основую берутся какие-то доступные копии,  которым правят динамический диапазон, натравливают на них шумоподавление,  убирают артефакты, оптимизируют частотные характеристики и т.д. Иногда ремастеринг бывает весьма неудачен. Например, старые хиппи всей планеты очень долго не могли толком слушать альбом "Surrealistic Pillow" Jefferson Airplane на CD, потому что ни один ремастеринг не был похож по звучанию на оригинальный винил. Лишь спустя лет пятнадцать неудачных экспериментов был выпущен тираж с удачным ремастерингом.

Почему старые CD звучат заметно тише современных? Заржавели?
Есть такая штука - динамический диапазон. Это разница между самым тихим сигналом и самым громким на записи. Примитивно говоря, когда одинокая скрипочка только-только едва слышно хныкала на заднем плане, и вдруг резко - бабах! Фанфары! Если у аппаратуры и носителя большой динамический диапазон, такая разница будет особо приятно ощущаться.
Первые тиражи компакт-дисков свято блюли нравственность и сохраняли максимальный возможный для CD динамический диапазон. Потом какому-то идиоту-маркетологу пришло в голову, что чем громче звучит музыка, тем лучше ее покупают. И где-то в году 1993-94 уровень записи CD стали повсеместно искусственно задирать. В 1997-98 задрали еще выше. Но ведь его нельзя увеличивать просто так, до бесконечности - он упирается в потолок (100 децибел по условной цифровой шкале). Потому задирать стали не только максимальную громкость, но и малую/среднюю. В итоге музыка стала звучать гораздо громче, но динамический диапазон съежился.
Для большинства слушателей - пустяк, но для аудиофилов это подлинная катастрофа. Самый известный скандал разгорелся летом 2008 года, когда обнаружилось, что альбом Metallica "Death Magnetic" из-за перегрузок и клиппинга слушать почти невозможно.
К счастью, лейблы следящие за качеством (джазовые и классические) до сих пор стараются громкость держать на нормальном уровне.

Что такое клиппинг?

При некорректном граббинге, при использовании программного эквалайзера или при необдуманной коррекции громкости звукового файла, уровень сигнала может зашкалить за установленные нормой 100 условных децибел. В результате пиковые сигналы будут обрезаться. Это приводит к появлению неприятных хрипов и щелчков. Как показали мои наблюдения, в интернете бродит просто астрономическое количество файлов с клиппингом. Побороть это можно, искусственно занизив громкость файла до нормального уровня с помощью софта mp3gain или replaygain. Наиболее безопасным по моему опыту является уровень RMS-громкости 92 децибела и ниже.

Как восстановить расцарапанный в гневе CD?
Байки про замораживание в холодильнике и разукрашивание зеленым фломастером уже давно пора отправлять сценаристам "Аншлага". Помогает только полировка специальными субстанциями (продаются во многих магазинах электроники). Если поврежден обратный слой (тот, где отражающая поверхность под краской), то это не лечится. Но в любом случае я бы советовал установить и настроить программу EAC и попробовать считать диск с ее помощью. Если не поможет - попытаться на приводе другой модели. Не получится - на третьем. В 99% диск можно с муками, но правильно переписать и сделать новую копию.
Многие об этом не догадываются, но аудио компакт-диск все-таки содержит примитивнейшую систему коррекции ошибок (код Рида-Соломона), и окончательно убить его не так просто, как кажется на первый взгляд.

На чем в итоге можно сэкономить, а на чем нельзя?
Экономить можно на CD-приводе (транспорте) - немногие люди ощущают разницу между качеством транспорта. Даже компьютер с CD-драйвом сойдет. Или аудио-файл. А вот ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь обычно встроенный либо в CD-плеер, либо в аудиокарту) является критическим звеном, им пренебрегать нельзя. Если ты не уверен в качестве ЦАП, передавай сигнал через цифровой(!) канал на ресивер. А вот ресивер уже должен быть толковый, на нем, равно как и на акустике  экономить не получится. Удобнее сперва купить хороший усилитель/ресивер и наушники (сравнительно дешевая компонента), а со следующей годовой премией обзавестить нормальными колонками..
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →