bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

THE TRIAL

Не знаю, как вы, но я только что распаковал DVD и посмотрел "Процесс" Орсона Уэллса 1962 года.



В данном явно нетипичном случае мы имеем дело с экранизацией - даже правильнее сказать авторским переосмыслением - притчи Франца Кафки о недостижимости и непостижимости правосудия. Герой (которого играет всеми нами любимый хичкоковский "психопат" Энтони Перкинс) получает абстрактное обвинение в еще более абстрактном преступлении и делает все попытки перебороть водиночку еще более абстрактную систему. Звучит мрачновато, но на деле все оказывается куда как увлекательней.

Это стопроцентно авангардная сюрреалистическая картина. Визуально здешний гипер-нуар отстроен на светотенях, декорациях и ракурсах германского экспрессионизма ("Кабинет доктора Калигари" и "М" сразу же приходят на ум), и не побоюсь предположить, что как зрительно, так и структурно является предтечей психоделического  "Альфавилля" Годара. Тем более, что последний появился всего три года спустя, и снят в той же самой искаженной Франции.
Декорации и съемки - это отдельное приключение: визуализма здесь столько, что глаз в нем застревает как ложка в густом борще. Другие, более свежие французы Жан Пьер Жене и Марк Каро наверняка брали "Процесс" как стартовый штрих для своих незабвенных "Деликатесов" и "Города потерянных детей". И уже ради одних зрительных экцессов стоит отсмотреть весь фильм без отрыва почти два часа.

На фоне декоративного пиршества было просто затеряться даже самым ярким и пикантным персонажам. И этого не происходит. Почему? Просто потому что мы имеем дело с Орсоном Уэллсом, классиком номер один американского кинематографа. Актеры - один другого экспрессивнее, впрочем им и поставлена сравнительно легкая задача - довести театр абсурда до логи... то есть как можно более нелогичного конца. Наш герой мечется между зомби-гражданами этакого Dark City, напрочь съехавшими с катушек судьями и адвокатами и сексуально озабоченными дамами, которые готовы сходить с ума по обвиняемому лишь потому, что он единственный, кто сопротивляется вселенскому бюрократическому маразму (привет Терри Гильяму и его "Бразилии", кстати).



Как сюрреалистическая антиутопия фильм срабатывает на все сто (хотя в этом мире, кажется, целое состоит из какого-то другого, менее круглого числа процентов). Как ретранслятор духа Кафки - не совсем, оно слишком позитивно даже в самых черных тенях негатива. Но Уэллс наверняка того и добивался. Недаром сам мастер считает "Процесс" свое лучшей картиной. Не знаю, соглашаться с ним в этом или нет - надо еще раз пересмотреть "Гражданина Кейна" чтобы вынести суждение на основе свежих показаний, а не на психотропных предубеждениях, как местное правосудие, где даже судья заказывает себе портрет с повязкой Фемиды и крылышками, прилепленными к ногам.

Итоговая оценка:
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments