bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

МИСТЕРИЯ ЗВУКА

МИСТЕРИЯ ЗВУКА
или провода, провода, проводочки

Ровно месяц назад я рассказывал, как волей несчастного случая стал обладателем аудиофильского межблочного кабеля. Тогда же я дал обещание заняться изучением этого самого загадочного и таинственного аспекта аудиофилии: влияния шнурков на качество звука. И вот, сдержал обещание.

За этот месяц я перелопатил несколько гигабайт аудиофильских сайтов и даже нашел в себе смелость закупиться охапкой русскоязычной hi-fi периодики. И - признаюсь - испытал некое подобие культурного шока. Но давай обо всем по порядку.

Итак пока мы здесь сидим в интернете, никого не трогаем и починяем примус, во всем мире идет жестокая кровопролитная необъявленная война. Тупоконечники против остроконечников. Примерно половина мирового контингента аудиофилов пребывает в глубочайшей уверенности, что качество акустических кабелей (а зачастую и цифровых и сетевых) не только оказывает непосредственное влияние на звук, но может быть ключевым и во многом определяющим элементом общего музыкального баланса. Вроде как, если тебя в корне не устраивает твой домашний звук, и ты уже в отчаянии перебрал миллион колонок, ЦАПов и усилителей, возможно тебе просто достаточно было сменить твой безродный шнур, купленный в киоске мороженого на что-нибудь с логотипом AudioQuest, Atlas, Nordost или Van Den Hul - и весь мир чудесным образом изменится.
Тупоконечникам агрессивно и со зловещим воинственным сарказмом противостоят остроконечники. Эти люди живо доказывают, что провод - существо простое и неодушевленное. Что пара метров обычного медного кабеля в принципе неспособна оказать хоть какое-то влияние на звук, для этого нет никаких физических, акустических и вообще научных обоснований. А маркетинг и продажа кабелей по сотне и тысяче долларов за погонный метр - это самое натуральное очковтирательство и торговля воздухом. Гербалайф для богатых и легковнушаемых слабаков, одним словом.
Тупоконечники обожают публиковать в Сети и прессе статьи и тесты, содержащие следующие тезисы: "кабель XXX порадовал нас ярко выраженным, атакующим басом и превосходной детализацией" или "кабель YYY стоит дорого, но он того стоит - такого стройного эшелонирования и информативной панорамы не часто услышишь в ценовом сегменте до 500 долларов".
Остроконечники тут же вызывают тупоконечников на открытый бой, и уверяют, что в слепом тестировании тупоконечники потерпят полное фиаско. И что эталон мировой звукотехники - профессиональные студии - никогда в своем оборудовании не задействуют особо дорогие кабели. Ибо там работают здравомыслящие образованные инженеры, а не шаманы и спиритисты.
В качестве канонического примера обычно приводится пари звукового эксперта Джеймса Рэнди, который объявил награду в миллион долларов тому, кто научно докажет свою способность различать звук с разными проводниками сигнала. Миллион пока лежит невостребованным.
Правда, на одном из американских форумов я обнаружил фрагмент переписки некоего эксперта с господином Рэнди. Аудиофил ответил на вызов и предложил свое участие в ряде тестов, но организатор пари поставил ему ряд дополнительных и трудноисполнимых условий, фактически на ходу меняя условия пари, что лишало смысла всю затею.
Один из популярнейших российских сетевых ресурсов - сайт www.real-audio.ru - открытым текстом утверждает, что влияние акустических кабелей на звук - ни что иное, как бред сивой кобылы. Правда, этот же сайт на полном серьезе доказывает, что все усилители звучат одинаково, и что любая акустика после доводки параметрическим эквалайзером будет звучать прекрасно. А такие заявления по-моему глубокому убеждению - полнейшая ересь.

Война идет нешуточная. С одной стороны кабельная индустрия - это громадный и прибыльный бизнес (для примера: полный комплект кабелей Nordost для домашнего театра может спокойно потянуть на 60 тысяч долларов). С другой стороны - научный базис кабельной мифологии действительно слабоват и спорен. Не удивительно - на один конец шнура подается электрический импульс, на другом конце - снимается. Высокоточная аппаратура не в состоянии уловить какие бы то ни было флуктуации сигнала. Однако же есть тысячи людей, уверяющих, что слышат разницу, и порой огромную. Кому прикажешь верить, а?

На практике большинство аудиофилов пришли к негласному закону - стоимость кабелей, закупаемых для музыкального или театрального комплекса должна составлять около 10% от стоимости системы. То бишь покупая колонки за 1.000 долларов ты должен быть готов истратить 100 долларов на акустические шнуры. Потратишь меньше - испортишь всю звуковую картину, потратишь больше - не оценишь прироста качества.

Как вообще делаются кабели для hi-end систем? Базовый материал - медь. Но для дорогих шнурков используется медь высокой степени очистки, так называемая безкислородная медь. Параллельно производятся манипуляции с ее кристаллами - их вытягивают чуть ли не в бесконечность. В качестве дополнительных материалов обычно применяются золото, серебро и тефлон. У каждого кабельного бренда есть свои многочисленные ноу-хау, и весьма своеобразные характеристики, вроде скорости прохождения электрического сигнала, влияние которых непосредственно на звук обычно никто объяснить не в состоянии.
В то же время есть информация, что ряд производителей, продающих кабели по 500-600 долларов за метр, на самом деле оптом скупают рулоны обычной медной проволоки где-нибудь в Сингапуре, и заворачивают обрезки в красивую упаковку, после чего они чудесным образом дорожают в несколько тысяч раз.
С другой стороны, про тот же Nordost достоверно известно, что они уже долгие годы обеспечивают уникальной проводкой космические проекты NASA и реально заморачиваются на каких-то футуристических технологиях.

Сама по себе гонка за качеством кабелей началась недавно - в восьмидесятые годы, и многие склонны рассматривать эту эпопею как следствие беззастенчивого меркантильного пиара продавцов воздуха. В то же время даже фирмы с далеко не шарлатанской репутацией не отмалчиваются, например, концерн Sony недавно опубликовал результаты собственных исследований о влиянии припоя на звучание системы.
В общем, ситуация далеко не однозначная, и на фоне всех этих разборок я даже рад, что в моем распоряжении оказался образец, на основании которого я сам попробую разобраться - имеем ли мы дело с гениальным шарлатанством или же метафизика и парапсихология действительно способны работать со звуком.

Позавчера ночью я выудил из шкафа самый обычный безродный RCA-шнур китайского производства, ценой, наверное, в пару долларов, и собрался сравнить его звучание с купленным на Новый Год ленточным кабелем Nordost Blue Heaven - 220 долларов за метровый экземпляр.



(догадайся, что из этого дороже. картинка кликабельна)

Так как в успех затеи я самого начала не верил (я вообще клинический скептик по жизни), первый тест проводился не вслепую. Потому пришлось потратить полчаса на сеанс аутотренинга: "я в сказки не верю, я в сказки не верю, я в сказки не верю, я в сказки не верю".

Конфигурация системы:
Ночью: Lossless файлы -> звуковая карта M-Audio Audiophile -> межблочный кабель -> усилитель Cambridge Azur 640a V2 -> открытые наушники Audio-Technica ATH-AD700
Утром: то же самое, но с напольной трехполосной акустикой Pioneer

В данном случае с кабелем был внушительный оверкилл - он стоит раза в три дороже, чем рекомендуемый стандарт "10% от стоимости системы". Но это как раз не страшно.

Начал я, как водится, с джаза. Проблема была в том, что я не знал, где именно мне надо искать разницу в звуке. Если бы я четко знал, например, что у меня должны лучше играть высокие частоты или должен уплотниться бас, я бы сконцентрировал внимание именно на них, послушал, и довольный пошел спать. Но за отсутствием ориентиров пришлось просто расслабиться и слушать все как есть.
За первый час многочисленных прогонов ничего интересного обнаружить не удалось. Если я вдруг и начинал ощущать какие-то сдвиги (например, мне иногда начинало казаться, что с дешевым кабелем саксофон Орнета Коулмана немного режет слух, а с дорогим кабелем все ОК), эта разница мне не казалась настолько очевидной, чтобы ее нельзя было записать на счет самовнушения.
Странный эффект был замечен на записи Билла Фризелла - когда я слушал вполне спокойный и тихий трек "Good Old People" на дорогом кабеле, все время почему-то хотелось приплясывать. С обычным кабелем этого желания не возникало ни разу. Я поставил галочку, но скорее для проформы - это может быть элементарным плацебо.

В общем, все джазовое тестирование не сдвинуло меня с мертвой точки, и я решил перейти на рок. Впрочем, был уверен, что раз уж на джазе разницы никакой, то на рок-музыке и подавно. И вот тут я ошибался.
Первым рок-треком в тесте значилась назубок знакомая песня "Sensation" The Who. И мгновенно меня напрочь сразил поразительный феномен. Когда звук шел через безродный китайский кабель, мне чисто инстинктивно хотелось биться головой об стену, прыгать, скакать и оголтело рубиться по полной. Шел мощный рокерский драйв. Как только начинал слушать то же самое через Nordost - все точно наоборот, хотелось расслабиться, понежиться, послушать, посмаковать. На организм накатывала какая-то эротическая сладость. Повторил эксперимент попеременно раз 20-30 - и всегда один и тот же результат. Начал анализировать, и пришел к выводу, что Nordost смягчает всю картину - убирает жесткость, резкость и агрессию, наделяет звучание нежностью.
Заинтригованный, прошелся по ряду хард-роковых и металлических треков - везде аналогичный эффект. То-то я удивлялся последний месяц - почему все самые залихватские гаражные и трэш-металлические записи (даже 'Raw Power' The Stooges!!) у меня звучат изящно, мило и беспечно.
С утра на свежую голову повторил все то же уже на напольной акустике - так и есть. Оказывается бархатистый привкус, который я весь последний месяц считал следствием красивого характера нового усилителя в реальности был порождением именно межблочного кабеля. Стали заметны и другие эффекты: в песне "My Sweet Lord" (юбилейное японское издание 'All Things Must Pass' Джорджа Харрисона) с китайским кабелем, если напрячь слух в стене гитарного звука можно различить отдельные перезвон и шероховатости струн. С кабелем Nordost напрягать слух даже не надо - все эти нюансы видны как на ладони.
Поняв, в чем фишка, вернулся обратно к джазу, и уже на альбоме Артуро Сандоваля ('Rumba Palace', 2007, Telarc Records) обнаружил, как массивная духовая секция расслаивается на слаженный оркестровый конструктор, а не звенит как монолитный духовой массив.

Как уже говорилось выше, я не делал слепого тестирования, ибо не ожидал каких-то реальных результатов. Но раз уж они проявились (и куда как сильнее всех моих ожиданий), для очистки совести мне теперь необходимо провести второй тур тестирования. Иначе я буду чувствовать себя полным шизофреником.
Думаю, что проделаю это, как только в моем распоряжении окажется еще один кабель какого-либо соответствующего бренда. Тогда вслепую при содействии своего верного семейства я протестирую сразу три различных образца, после чего уже можно будет ставить точку в этой мистической теме.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →