bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

ALTERNATIVE TOP 25

• 25 АЛЬТЕРНАТИВ •

1. УВЕРТЮРА


Человеческая цивилизация потратила изрядно сил, нервов, а главное - времени, чтобы изобрести альтернативный рок. Конечно, еще в 1964 году на Диком Западе по гаражам ютились отщепенцы (их нынче мудро кличут прото-панками), которые с точки зрения гражданина XXI века уже являются пионерами альтернативной культуры. В реальности все было наивнее: гаражный рок 64-66 годов не являлся протестом против рок-истэблишмента - еще бы, откуда вообще было взяться истеблишменту в 1964 году?
Гаражный рок - прекрасная в своей неудаче попытка гиперактивных тинейджеров стать такими же великими и знаменитыми, как их идолы. Шум и гвалт казался им самым верным средством заявить миру о своих амбициях. Что, безусловно, очень похвально, но еще не контр-культура. Кому противостояли The Sonics и Monks? Молодым раздолбаям The Kinks и The Who?

Все переменилось в 1967 году, когда в сквозняках нью-йоркских небоскребов Энди Уорхол скрепил печатью договор с самой радикальной командой этого пятачка планеты - Velvet Underground. Последние совершенно осознанно и нарочито перли поперек течения и творили все, что было в их силах, чтобы отдалиться от остальной рок-культуры на расстояние недоступное даже расширенному кислотой сознанию. Дебютный лонгплей "The Velvet Underground & Nico" в интернет не выкладывали,  а продавался он смехотворными темпами. Но те, кто чудом его услышал, мигом сообразили, что речь идет о контр-культурном явлении: альтернативном роке..

Все же в последовавшие лет семь-восемь свежеиспеченный жанр не получил никакого материального, морального и численного подкрепления. Одиночки-маргиналы вроде MC5 или Stooges зашли в тупик, так и не создав полноценной сцены. Непримиримые авангардисты Frank Zappa и Captain Beefheart были страшно далеко от народа. А сплоченные германские краутрокеры (Can, Faust, NEU! или Guru Guru), несмотря на полный боекомплект первичных альтернативных признаков в реальности не столько шли против общего течения, сколько заплывали дальше всех и ныряли в особо опасные омуты.
Такая интертность неудивительна - вплоть до середины 70-х никому и в голову не приходило протестовать против мэйнстрима, ведь в рок-музыке все было на самом деле прекрасно и замечательно. Но эта идиллия продолжалась недолго, олигархическая связка "мега-звезды плюс шоу-бизнес" в конце концов начала пожирать своих слушателей, и самые отчаянные из них поняли: пора делать ноги и вырываться из порочного тупика.

Первая настоящая альтернативная сцена возникла опять в этом чертовом Нью-Йорке. В 1974-75 годах в недрах занюханного, тесного и потного клуба CBGB. Там со своими пожитками собирались нищие кошельком и богатые духом музыканты - Patti Smith, Ramones, Blondie, Dead Boys, Talking Heads, Television, Suicide. Они играли жесткую, новаторскую, сумасбродную, но в то же время демократичную, лишенную какого-либо стадионного пафоса музыку. Самая скоростная и шумная половина контингента CBGB была окрещена панк-роком (punk rock). Всех остальных скопом  поначалу нарекли "новой волной" (new wave). И панк, и новая волна с каждым годом обрастали все новыми и новыми стилями и субжанрами. Первое время журналисты не ленились придумывать им новые ярлычки: postpunk, no wave, art-punk, college rock, gothic rock, indie rock. Потом поняв, что за прогрессом не угнаться даже на сверхзвуковом велосипеде, критики объединили всю эту охапку нетрадиционных рок-групп в один большой салат оливье - alternative rock.

Какое-то время альтернативный рок жил себе припеваючи и в ус не дул - пусть в Америке продажи альбомов были мизерные, но каждая мало-мальски достойная команда тотчас становилась культовой. В Британии было веселее - тамошняя журналистика возилась с такими музыкантами как с детьми родными, обеспечивая им стабильный приток фэнов.
В 80-е годы лишь редчайшие мутанты вроде R.E.M. вырывались за пределы университетских радиостанций и становились титанами стадионного масштаба. В 1991 году произошло странное событие - без предупредительных выстрелов в воздух бестселлером мирового значения стал альбом "Nevermind" группы Nirvana, после которого мэджор-лейблы начали охоту на все мало-мальски приемлемо звучащие альтернативные и независимые группы. Переполнение эфира MTV гранджевыми и бритпоповыми клонами имело негативный побочный эффект: исконный смысл термина "альтернатива" - противостояние мэйнстримной культуре - благополучно испарился.
Ведь если хорошенько задуматься и осмотреться - увидишь презабавное явление. Сейчас уже нет почти никакого другого рока, кроме альтернативного. Любая молодая группа - если она не играет металл, конечно - в момент появления автоматически становится альтернативной!  Старомодный, твердолобый, полированный и взрослый рок нынче можно встретить лишь в исполнении седых ветеранов стоящих одной ногой в могиле. Роль Eagles и Boston на современной сцене успешно выполняют вполне себе альтернативные Coldplay и Pearl Jam.
В итоге современный слушатель порою не в состоянии понять, что объединяет или, наоборот, отделяет Garbage от Sonic Youth. Ведь и то и другое - как бы "альтернатива". Бороться с этим сумбуром стало так тяжело, что никто уже и не пытается.

Поэтому при составлении нижеследующего списка 25 ключевых альтернативных альбомов было принято волевое решение отказаться от каких-либо жестких рамок. Здесь действительно именно то, что мы привыкли сейчас называть альтернативным роком. За вычетом панков - они ведь тоже настоящие альтернативщики, но их так много, что обычно они размещаются в отдельной палате для особо буйных.

2. ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ:
ЛЕНИН, МАРКС И ЭНГЕЛЬС
АЛЬТЕРНАТИВНОГО РОКА



VELVET UNDERGROUND "White Light/White Heat" [1968]

White Light/White Heat
(эта и все следующие песни в формате mp3 vbr ~256)


IGGY AND THE STOOGES "Fun House" [1970]
T. V. Eye


CAN "Tago Mago" [1971]
Mushroom

3. 25 АЛЬБОМОВ,
БЕЗ КОТОРЫХ ТВОЯ КОЛЛЕКЦИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО РОКА
НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА




PATTI SMITH "Horses" [1975]

Kimberly


TALKING HEADS "Talking Heads:77" [1977]
Psycho Killer


JOY DIVISION "Unknown Pleasures" [1979]
Day of the Lords


THE SPECIALS "Specials" [1979]
Concrete Jungle


KILLING JOKE "Killing Joke" [1980]
Requiem


R.E.M. "Murmur" [1983]
Radio Free Europe


TOM WAITS "Swordfishtrombones" [1983]
Underground


JESUS AND MARY CHAIN "Psychocandy" [1985]
You Trip Me Up


BUTTHOLE SURFERS "Locust, Abortion, Technician" [1987]
U.S.S.A.


SONIC YOUTH "Daydream Nation" [1988]
Total Trash


PIXIES "Surfer Rosa" [1988]
River Euphrates


THE CURE "Disintegration" [1989]
Lullaby


THE STONE ROSES "The Stone Roses" [1989]
(Song for My) Sugar Span Sister


THE POGUES "Hell's Ditch" [1990]
Rain Street


THROWING MUSES "The Real Ramona" [1991]
Red Shoes


NIRVANA "Nevermind" [1991]
In Bloom


RED HOT CHILI PEPPERS "Blood Sugar Sex Magik" [1991]
Blood Sugar Sex Magik


PAVEMENT "Slanted & Enchanted" [1992]
Trigger Cut/Wounded-Kite At :17


THE LEMONHEADS "It's a Shame About Ray" [1992]
Confetti


PRIMUS "Pork Soda" [1993]
My Name is Mud


NICK CAVE AND THE BAD SEEDS "Let Love In" [1994]
Do You Love Me?


BECK "Odelay" [1996]
Devil's Haircut


RADIOHEAD "OK Computer" [1997]
Subterranean Homesick Alien


PRIMAL SCREAM "Vanishing Point" [1997]
Kowalski


WHITE STRIPES "White Blood Cells" [2001]
I'm Finding It Harder to Be a Gentleman
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →