bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

ЛЕГКО: быстро окунуться в новую волну

OLD WAVE OF THE NEW WAVE

Редко какой жанр вызывает у людей столько недоумения и непоняток, как то делает старая добрая "новая волна". Все потому, что в сознании человеческого индивидуума с трудом укладывается - каким таким образом столь разные штуковины, как Blondie и Duran Duran вдруг могут оказаться на одной магазинной полке с надписью "new wave".


Нынче иметь какие-то базовые познания в "новой волне" тем более полезно, что мировой шоу-бизнес пытается нам последние несколько лет за те же деньги втюхать "новую волну новой волны" (new wave of the new wave), куда вписываются все - от Franz Ferdinand до Arctic Monkeys.



Где искать точку отсчета, эпицентр цунами? Во всяких умных энциклопедиях умными буквами умные очкарики частенько излагают, что new wave - это то, во что превратился опопсевший панк. Дескать как только панк умер в конце 70-х (знаменитый стереотип, сам по себе не имеющий никакого исторического подтверждения), от него осталось два ходячих трупа - суровый постпанк и коммерческая новая волна. Забавно, но многие до сих пор всерьез верят в эту версию. В реальности new wave появилась абсолютно одновременно с панк-роком, и даже в том же самом месте: в 1974-1976 годах в Нью-Йорке.
И, как у ее брата панка, у новой волны были свои прародители, прото-ньювейверы. Начать можно прямо с Velvet Underground, точнее с их четвертого альбома "Loaded" - непритязательного и доходчивого на первый взгляд рок-н-ролла, который в реальности был совсем не тем, чем казался. Лидер VU Лу Рид чуть позже принялся активно развивать эту ветвь нетрадиционно извращенного рок-н-ролла, чем подогревал интерес к грядущему жанру.

Vicious • Lou Reed [1972] (mp3-320)

Вторым мощнейшим прообразом будущей "новой волны" были Roxy Music, у которых имелись все задатки стать настоящей new wave группой, выйди они к публике не в 1972, а хотя бы годков на пять позднее. Тут тебе и рок-н-ролл с клавишами (спасибо Брайану Ино), и наряды всех цветов эпилептической радуги. Собственно, с них, да плюс еще кое-что с земляка Roxy Music по имени Дэвид Боуи, и драли все что можно самые ориентированные на телевизионную публику нововолновщики начала 80-х.

Do the Strand • Roxy Music [1973]

К 1975 в Нью-Йорке собралась критическая масса музицифирующих маргиналов, которые упорно ненавидели стадионный рок, и творили нечто такое, что в сумме можно было охарактеризовать как "гаражный поп". Первой звездой сцены была, конечно, Патти Смит.

Redondo Beach • Patti Smith [1975]

Вслед за Патти нью-йоркские завсегдатаи клуба CBGB узнали об охапке других пост-гаражников. Самые жесткие из них (во главе с Ramones) в итоге были наречены панками. Более же интеллигентная и не такая агрессивная часть сцены и стала "новой волной" - роком новой эпохи, именно они создавали саунд, имидж и культуру, которые стали доминировать в эфире радиостанций и телеканалов в 1978-1985 годах. Архетипом new wave эпохи "раннего CBGB"  без особых колебаний можно назвать Blondie, Television и Talking Heads. Хотелось бы еще добавить Suicide, но они упорно открещиваются от таких родственных связей.

X Offender • Blondie  [1976]
Elevation • Television [1977]
Crosseyed and Painless • Talking Heads [1980]

Новая волна поначалу ни в коей мере не позиционировалась как легкая развлекательная музыка. Скорее это была такая форма эстетского, и даже немного снобистского искусства. Критикам это, само собой понравилось. И даже старики рок-сопротивления во главе с Игги Попом взяли на вооружение новую музыкальную форму.

China Girl • Iggy Pop  [1977]

И все же вплоть до 1978 года new wave действительно находился в тени панк-революции. Все были настолько оглушены и ошарашены панк-роком, что более тихую "новую волну" на его фоне попросту не расслышали. Но потихоньку в чартах все чаще и чаще стали мелькать синглы Blondie (в Британии также пользовался внушительным успехом их местный аналог The Pretenders). Главный секс-символ конца 70-х -  вокалистка Blondie Дебби Харри превратилась в локомотив "новой волны". Плюс следующим - возможно решающим - ударом по чартам стали The Police, логово молодого Стинга, которые нашли удивительно тонкий баланс между типично новолновым саундом и ритмами суперактуального тогда регги.
После этого назад пути не было, и рекорд-лейблы, доселе воспринимавшие new wave как глупую забаву, решили сделать на жанр ставку. Тем паче, что к тому моменту диско окончательно вышло из моды и надо было как-то срочно спасать годовые планы продаж.

Tattooed Love Boys • The Pretenders [1979]
Message in a Bottle • The Police [1979]

В 1979-1981 годах возникло такое число new wave коллективов, что мне надо купить два-три суперкомпьютера, чтобы подсчитать хотя бы их примерное количество. Мало того - многие артисты, формально сидевшие прочно в других жанрах, в реальности (если снять лапшу с ушей) практиковали именно new wave в чистом виде - как, например, The Clash начиная с 1979 года.
Сцена была столь разнородна, что глупые критики иногда путались - с панками они имеют дело или с новой волной. Для таких тяжелых случаев был придуман термин "power pop". Классический образец пауэр-попа - The Knack, чей альбом "Get the Knack" продавался и ротировался такими объемами, что покупателей от него в какой-то момент стало просто тошнить - хорошую группу откровенно перепиарили и тем самым, по-сути, сгубили.

My Sharona • The Knack [1979]

Иногда критики не могли сообразить, слушают ли они new wave группу, т.е. представителя новой молодежной культуры, или же удачную мэйнстримную имитацию. Так было в случае с еще одной мегапопулярной бандой тех лет - The Cars.

My Best Friend's Girl • The Cars  [1978]

К началу 80-х наступил переломный момент в истории новой волны, поначалу казавшийся забавным. В поисках звука будущего группы стали массово баловаться электронщиной. Очевидно в этом виновны Боуи со своей совместной с Брайаном Ино трилогией, ну и конечно Kraftwerk, чей расцвет по удачному стечению обстоятельств совпал с панк-революцией.
Такая вполне себе гитарная экспериментальная арт-панковая группа Devo променяла половину гитар на синтезаторы и сразу попала в жесткую ротацию где это только возможно. Примерно таким же образом из андеграундной тьмы наконец смогли вылезти Ultravox.



Turn Around • Devo [1980]
New Europeans • Ultravox [1980]

Некоторые звезды "новой волны" тех лет еще пытались честно держаться за относительно рокерский звук, пусть даже с дискотечным приветом. И хотя такие аристы как Squeeze, B-52's, Go-Go's и Билли Айдл были более чем популярны и совсем не бедствовали, тогда их уже считали тупиковой ветвью и отмеряли им недолгую творческую жизнь.

Another Nail in My Heart  • Squeeze [1980]

How Much More • The Go-Go's  [1981]
52-Girls (mix)  • The B-52's [1981]
White Wedding (Part 1) • Billy Idol [1982]

Но самую мощную роль в истории новой волны второго поколения сыграла не какая-то группа, и даже не какой-то там продюсер. А телевидение. В 1981 году все в том же Нью-Йорке заработал первый кабельный 100% музыкальный телеканал. MTV. Сейчас в этом никого невозможно убедить, но первые годы своего существования MTV был по-настоящему революционным, прогрессивным орудием в руках артистов. Канал умудрялся выискать и показать публике доселе неведомых молодых талантов, раскрутить, казалось бы, безнадежные, но при этом замечательные не только песни, но и целые жанры. Новая волна попала в резонанс с волной MTV. И любовь их была более, чем взаимной, и даже во многом самоотверженной. Лучшее тому доказательство - клип, с которого стартовало вещание: "Video Killed the Radio Star".

Video Killed the Radio Star  • The Buggles [1980]

Возможность красоваться в эфире по нескольку раз в день привела к появлению целой плеяды "телеартистов" - групп, которые делали ставку на пестрый как павлиний хвост имидж, новаторский монтаж и все это на фоне доходчивых мелодий и ритмов мировой эстрады. Как-то незаметно для массовой публики некогда андеграундный жанр стал жертвой чисто телевизионных поп-персон. В первую очередь в этой связи обычно вспоминают Duran Duran.

Hungry Like the Wolf  • Duran Duran [1982]


Собственно, именно этот финальный, дискотечный накат "новой волны" и подпортил некогда солидный статус жанра. Обычно у большинства слушателей "новая волна" 80-х ассоциируется исключительно с деревенскими дискотеками. В реальности же там плодились и росли музыканты посерьезнее - солидные хитмейкеры вроде Eurythmics или даже будущий рупор планеты - U2.

Love is a Stranger  • Eurythmics [1982]
Pride (In the Name of Love) • U2 [1984]

К концу 80-х балагану настал конец. Во-первых было уже не до веселья - времена настали печальнее некуда. Во-вторых тупой синтезаторный саунд так достал всех, что и в Британии и в США пошла реанимация гитарного рока. К началу 90-х чистопородную плясовую "новую волну" делали лишь совсем упертые и безумные персонажи - ну тут уж будет обидно вспомнить кого-то другого, нежели Нину Хаген.

Michail, Michail • Nina Hagen [1989]

Новая волна заглохла, лишь только ее амплитуда упала до нуля. И вновь она, как цунами стала возникать на горизонте лишь в середине 90-х - сначала в форме пауэр-попа от Elastica и Weezer, и может быть даже Garbage. И, наконец, в последние лет пять, в более аутентичном виде - взять тот же диско-панк. Или Franz Ferdinand. Но про это и так каждый может рассказать больше, чем я.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments