bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

КРАТКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ДЖОНУ ЛЕННОНУ

ВЕСЬ JOHN LENNON В ПАРЕ АБЗАЦЕВ
(включая круглые очки и Йоко Оно)

Лишь только я завершил краткий путеводитель по творчеству Пола МакКартни, как неожиданно узнал (спасибо френдам), что в его первой группе (The Beatles) играл еще один человек. По имени Джон Леннон. Заинтригованный удивительным открытием, я поклялся составить краткий путеводитель по его пластинкам. Тем более что в этом, оказывается, есть смысл.

Проблема с портфолио МакКартни заключается в том, что оно чрезмерно массивное, практически бесконечное - переслушать все от начала и до конца под силу лишь самым усидчивым и отважным. С дискографией сольного Леннона проблема иного рода - пластинок, в общем-то, негусто, но слушать их куда тяжелее, чем легковесные развлекательные опусы Пола. Потому подавляющее большинство даже преданных битломанов покупают себе альбомы Plastic Ono Band и Imagine, после чего умывают руки и делают вид, что мавр сделал свое черное дело.
Постараемся здесь разобраться - а стоит ли вообще копаться в Ленноне глубже.

Первые два альбома (Unfinished Music и Wedding Album) 1969 года пропускаем не глядя, ибо свое здоровье дороже - внимать экспериментальным обрывкам потока сознания оставим тем, у кого любимая песня The Beatles - "Revolution 9". Далее будет легче.


LIVE PEACE IN TORONTO [1969]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Тайком от остальных "битлов" Леннон вышел на сцену, прихватив Йоко, Эрика Клэптона и еще небольшой рок-оркестр, чтобы попробовать свои сольные силенки. Концерт хорошего качества и аккуратного исполнения, но совершенно эмбрионального содержания - пара-тройка будущих ленноновских классических номеров затеряны среди блюзовых джемов с жутким воем Йоко и ковер-версиями чужих песен, в то время еще недостаточно старых, чтобы по ним хоть кто-то соскучился. Однако если тебе вдруг придется по душе душераздирающий финальный 13-минутный хаос "John John (Let's Hope for Peace)", то пора подумывать о приобщении к краутроку.
Give Peace a Chance 3:57


PLASTIC ONO BAND [1970]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Сейчас альбом слушается как нечто естественное и  обыденное, но в момент своего выхода фэны The Beatles были не то, что расстроены, но прямо-таки ввергнуты в пучину полнейшего отчаяния. Они рвали ленточки у себя в волосах! Как же так? Наш милый добродушный Джонни, со своими извечными веселыми глумливыми шутками-прибаутками и солнечными лучами любви, вдруг выпускает пластинку, которую впору впихивать в дискографию Velvet Underground. Собственно, я его обычно так и воспринимаю - в паре с третьим альбомом VU. Plastic Ono Band (с которого правильнее всего отсчитывать настоящую дискографию старины Джона) - это угрюмый, камерный манифест отчаяния и разочарования. Пластинка, которая обескуражила и обидела половину слушателей - именно поэтому обязательная для второй половины.
Working Class Hero 3:51


IMAGINE [1971]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Imagine в итоге оказался единственным альбомом Леннона, который хоть как-то имел отдаленное сходство с привычными всем нам произведениями The Beatles. Здесь несложно обнаружить какие-то признаки разнообразия и попытки причесать и довести до коммерческой кондиции каждую из песен. Видимо, это был короткий момент в жизни Джона, когда он вдруг понял: все что хотел громко заявить - высказано годом ранее, все, чем хотел выпендриться - выплеснуто двумя годами ранее, а теперь вот можно заняться музифицированием и сделать вид, что ты в ладах со своим расширенным сознанием.
Jealous Guy 4:15


SOME TIME IN NEW YORK CITY [1972]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

И вот в тот самый момент, когда казалось бы Леннон нашел нужную колею и помчался полным ходом к славе... точнее от старой мегаславы к новой суперславе, наш друг товарищ и брат пошел вразнос. Двойной альбом Some Time in New York City составлен из двух одинаково удручающих компонент - студийного диска (наверное, самого слабого в биографии Джона) и концертного салата оливье, аляповато намешанного из надерганных там и сям овощей (включая перфоманс совместно с Mothers of Invention Фрэнка Заппы). Для очень выносливых и самоотверженных фанатов. Плюс объем политических манифестов здесь зашкаливает за все разумные пределы - что с одной стороны сделает честь любому анархисту, с другой - превращает альбом в номер вчерашней газеты.
John Sinclair 3:31


MIND GAMES [1973]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Не то, чтобы Леннон умел учиться на своих ошибках, но иногда у него самопроизвольно получалось нечто, перечеркивающее предыдущий кошмар, и превращающееся во вполне адекватное творчество усталого, но непобежденного рокера. Mind Games - вполне себе глоток свежего Леннона, с очаровательными песнями, которые портит лишь бесцветный усыпляющий саунд. Асболютно невозможно понять, что Леннон так полюбил в этом допотопном угрюмом звучании, будто в дождливую погоду кто-то пишется на заброшенных руинах сожженной автобусной остановки, но он отныне не расставался с ним до последнего момента. Чем убил как как минимум половину интереса к своему сольному творчеству.
Впрочем, много лет спустя МакКартни вдруг признался, что ему нравилось звучание ленноновских сольников. Так что можешь слушать Mind Games и пытаться представить себя на месте Пола, чтобы получить особо изощренное удовольствие. Не получится - ничего страшного, время потратишь не зря - альбом достоен любых ушей, не только Пола.
One Day (At a Time) 3:09


WALLS AND BRIDGES [1974]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Альбом в некотором роде взаимозаменяемый с предыдущим - с той лишь разницей, что критики обычно считают Walls and Bridges ухудшенной версией Mind Games. С чем я могу согласиться, но лишь за очень большие деньги (или если будут угрожать бейсбольной битой). По мне - так прелесть того же порядка. Диск записан в замечательный период, когда Леннон разругался вдрызг с любвеобильной Йоко. Он сотряпан им самолично без давящего на мозг всевидящего ока супруги. Зато вместо Оно в одной песне ("Whatever Gets You Thru the Night") присутствует Элтон Джон. По поводу такой замены острословы могли бы сказать много чего выдающегося, пусть займутся этим на досуге.
#9 Dream 4:47


SHAVED FISH [1975]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Первый сборник синглов, хитов и гимнов-манифестов Леннона, основная прелесть которого в том простом факте, что он - авторский. Треклист аккуратненько так, по-домашнему составлен Ленноном не без очевидного участия Йоко. То есть это не продукт прожорливой мегакорпорации в погоне за тридцатым серебряником, а с любовью составленная экибана, в стеблях которой обнаруживаются и треки, не вошедшие ни в один из лонгплеев Леннона - как-то 'Cold Turkey' или 'Instant Karma!' к примеру.
Instant Karma! 3:15


ROCK AND ROLL [1975]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

В этой серии наш герой изображает себя же 15-летней давности, отыгрывая рок-н-ролльный репертуар, которым баловался клубах Гамбурга до контракта с Parlophone. Даже фото с обложки позаимствовано из архива девственной дозвездной эпохи Леннона - для этого Джону пришлось встретиться со старым германским другом, который зарабатывал на жизнь, продавая старые гамбургские фотки The Beatles. Несмотря на простоту задачи - тупо отыграть охапку старых рок-н-роллов, процесс пошел тяжело, посреди него пришлось уволить зануду и социопата продюсера Фила Спектора, которого вновь потянуло на монументальные оркестровки. На качестве альбома это не сказалось - ощущение такое, будто все записано за один вечер в компании лучших друзей. Образцовый (хотя и не самый легкий) ковер-альбом, который МакКартни впоследствии очень пытался превзойти аж два раза.
Slippin' and Slidin' 2:17


DOUBLE FANTASY [1980]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Понадобились пять лет и Йоко Оно, чтобы до полок дополз очередной альбом Леннона. Что поразительно - это единственная пластинка, где песни Йоко можно слушать с настоящим удовольствием (хотя, признаюсь, это получается далеко не у всех). В конце концов в японской манере петь английские поп-мотивы есть что-то авангардное, достойное усилий Фрэнка Заппы. Главный предмет гордости - Double Fantasy - сами песни. Они очаровательны, милы, романтичны и столь безобидны, что критиковать их - все равно что избивать ребенка грязной лопатой.
Woman 3:32


MILK AND HONEY [1984]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

После своей смерти Джон Леннон принял простительное решение не записывать новых пластинок. Но его мнение никого уже не интересовало. В 1984 году свет увидела пластинка с обложкой, весьма и весьма напоминающей Double Fantasy. То же можно сказать и о содержании. Фактически Milk and Honey и есть Double Fantasy II - в него попала музыка, написанная тогда же, и отложенная "на потом", до лучших времен Лучшие времена так и не настали, но песни увидели свет, воскрешенные из незаконченных сессий. В целом проект выглядит солидно, но все ж таки недостаток сочных композиций портит удовольствие, утяжеляя и без того тягостную монотонность дискографии Леннона.
Nobody Told Me 3:34


LIVE IN NEW YORK CITY [1986]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Архивный документ, записанный 30 августа 1972 года - казалось бы, прекрасный шанс услышать Леннона живьем в его золотые сольные годы. Радости, однако, будет немного - эта явно не так музыка, которая в живом перфомансе излучает какие-то особенные космические волны и заставляет зрителей в едином экстазе лопаться от счастья. Добротная академическая пластинка для углубленных в процесс познания фэнов.
Well, Well, Well 3:51


MENLOVE AVE. [1986]
моя оценка:
оценка amg: • оценка rym:

Соскребанные сусеки напоследок выдали еще один удобоваримый продукт - собрание неиспользованных треков, записанных для альбома Rock and Roll и альтернативных версий треков с альбома Walls & Bridges. Почти невозможно понять зачем это нужно случайному слушателю. Хотя можно представить, что когда непосвященному простаку попадет в руки Menlove Ave., он не заметит подвоха, приняв его за вполне полноценный альбом Леннона - даром его настоящие пластинки в основной своей массе столь же сумбурны и непоследовательны.
Nobody Loves You (When You're Down and Out) 4:25

Напоследок остается заметить, что для уж совсем оголтелых фанатов выпущен четырехдисковый бокс-сет Anthology, к сожалению, не обладающий столь же притягательной силой, как аналогичные три антологии The Beatles. Неизвестных песен там кот наплакал, все свободное пространство (а это 94 трека!) забито в основном альтернативными, сырыми и незаконченными вариантами хорошо знакомых студийных номеров. Думаю, что человек прослушавший все это от начала и до конца в один присест, автоматически получает статус мученика и попадает в особенный, битломанский рай, где все люди голые и знают, как выглядит тамбурин.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments