bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

Узнать все о глэм-роке за 20 песен

Каждый, кто хоть раз осилил чтение статей об истории рок-музыки в 70-е мигом вспомнит, как ему музыковеды старательно капали на мозги: начало/середина 70-х - засилье "динозавров", изобилие премудрого арт-рока и стадионного помпезного хард-рока - и все это настолько губило рок-н-ролл, что он чуть было не сдох (спасибо панк-року за чудесное спасение). Этот расхожий стереотип у меня всегда вызывал немалое изумление, ибо уж чего-чего, а настоящего рок-н-ролла в то время было пруд-пруди. И успехом он пользовался недетским. Речь идет, конечно, о глэм-роке, об этой довольно несуразной и гротескной, но вполне работоспособной инкарнации рок-н-ролла.



УЗНАТЬ ВСЕ О ГЛЭМ-РОКЕ ЗА 20 ПЕСЕН

В статье о glam rock "википедия" до глупости противоречива - называет его британским феноменом, но тут же в списке титанов глэм-рока перечисляет и Kiss и Alice Cooper. Мы постараемся быть более последовательными. Итак, что же такое глэм-рок? Это театрализированная форма рока, созданная на стыке традиционного рок-н-ролла и стадионного хард-рока, хотя временами ей были не чужды и более высокохудожественные, арт-роковые элементы, которые лишь усиливали общую балаганность и китчевость происходящего.
Если говорить о чисто музыкальных формах, то какие-то первобытные намеки на будущий глэм запросто можно услышать еще в 68-70-х годах в работах групп The Move или MC5 (альбом "Back in the USA"). Впервые свежеиспеченный глэм дал о себе знать с синглами "Hot Love" и "Get It On" T.Rex, плюс ключевой финт для создания архетипа глэм-рока совершил в 1972 году Гари Глиттер, который во-первых не побрезговал сочинять поражающе примитивные рок-кричалки и который напялил на свои нижние лапы сапоги с гигантской подошвой (они наряду с блестками и потешным гримом стали визитной карточкой жанра).

---> Gary Glitter "Touch Me" [1972]

Ради блеска и славы глэм-рока можно было отказаться от всего, что было дорого артисту в предыдущей музыкальной жизни. Марк Болан, чей Tyrannosaurus Rex в 60-е годы удивлял публику крайне эзотерическим фолк-роком, а в 70-е превратился просто в T.Rex, одну из ключевых команд глэм-рока, и - наверное - главных любимцев рок-н-ролльных девушек из танцевального партера. Тем самым он подал недвусмысленный знак всем своим последователям, которые оптом стали отказываться от хард-рока, поп-рока и психоделического рока в пользу сверхнового потешного жанра.

---> T.Rex "Celebrate Summer" [1977]

В 1972-1973 годах и американские и британские чарты стали добиваться доверху артистами, сбежавшими из цирка-шапито. С самой знаменитой персоналией эпохи - Дэвидом Боуи - произошло что-то не совсем понятное. Предмет дискуссий - то ли образ пришельца Зигги ненароком попал в эту глэмовую струю, то ли в этом был какой-то тонкий конъюктурный расчет Дэвида, то ли просто времена были такие... в общем все это даже не так важно. Важен итог - его перфомансы и записи 72-74 годов заносятся в багаж глэм-рока безо всяких оговорок.

---> David Bowie "Starman" [1972]

Боуи явил собою особенное - театрально-художественное - крыло глэм-рока, где гнездились артисты, которые не гнались сломя голову за громоподобным рок-н-роллом, а заботились об придании музыке гламурного изящества и превращали ее в какую-то научно-фантастическую сказку. Глубже всех в этой области засели Roxy Music, и - наверное - крайне у нас непопулярные и не столь сказочные, но от того ничуть не худшие Cockney Rebel.

---> Roxy Music "Ladytron" [1972]
---> Cockney Rebel "What Ruthy Said" [1973]

В начале я не зря упоминал The Move и MC5. Основатель The Move, сумрачный балагур Roy Wizzard уйдя в сольное плавание фактически мгновенно слился с глэм-движением, доведя его имидж до логического абсурда - он мог выйти на сцену увешанный черепами и в каких-то уж вовсе безобразных алхимических одеяниях. Что касается детройтского гаражного рока (лидером которых в 60-е были именно MC5), то эта сцена дала нам группу Alice Cooper (вначале была именно группа с таким названием, лишь в 1975 году распущенная в пользу солиста Элиса Купера). Трансформация Alice Cooper из гаражно-роковой банды в глэмовую происходила достаточно плавно и органично, тем не менее можно достаточно точно отследить, когда она превратилась в полноценную глэм-роковую боевую единицу - это произошло на альбомах "School's Out" и "Billion Dollar Babies".

---> Wizzard "Ball Park Incident" [1972]
---> Alice Cooper "Elected" [1973]



Глэм-рок подарил нам какое-то особенное поколение рок-н-ролльных девушек. Во-первых - куда уж без нее - воинственную коротышку Сьюзи Кватро. Во-вторых девичий квартет Runaways, который мало того, что сам по себе был явлением экстраординарным и послужил прототипом для движения riot grrrl конца 80-х, так еще после распада подарил нам пачку отличных сольных проектов. Самый именитый из них - Joan Jett and the Blackhearts (ты наверняка миллион раз слышал песню Джоан Джетт "I Love Rock 'n' Roll", пусть даже в исполнении Бритни Спирс).

---> Suzi Quatro "The Wild One" [1974]
---> Runaways "School Days" [1977]
---> Joan Jett and the Blackhearts "Victim of Circumstances" [1981]

За право считаться самой уморительно клоунской глэм-иконы боролись и Гари Глиттер и Рой Уиззард, но всех одной левой переплюнули сами знаешь кто. Kiss. О них ты и так все знаешь, потому мне даже рассказывать как-то неудобно. Разве что только за отдельную плату, если вышлешь sms.

---> Kiss "Nothin' to Lose" [1974]

Но все ж таки была одна глэм-группа, популярность которой на территории СССР превосходила Kiss и Дэвида Боуи вместе взятых. Конечно, Slade. В глэм-рок они тоже вошли не сразу - сначала в 60-х были попытки создать новаторский для рок-музыки скинхэдский имидж, затем - после коммерческих провалов - команда ненадолго зависла то ли в хард-роке то ли в психоделическом поп-роке, пока наконец не поняла, что лучше всего у нее получается громогласный безапелляционный пролетарский рок-н-ролл. В 1972-1975 годах Slade были номером первым не только в Совке, но и на Родине - в Британии. Такой бесконечной череде топ-синглов в чартах позавидовали бы даже Oasis.

---> Slade "Gudbuy T'Jane" [1972]

В Америке Slade, правда, как-то не прижились, оставаясь чисто британским феноменом - однако на их кричалках-топталках выросло нехилое поколение панков и металлистов в той же Америке, как, кстати, и на музыке их других не менее интересных сверстников - Sweet. Творческая биография Sweet, наверное, самая идиотская из всех в нашем списке. Ранние записи - стопроцентно глупый развлекательный баббл-гам в духе Ohio Express (на самом деле крайне приятный и веселый на слух). Песни им писали Чинн и Чэпмэн (авторы для Сюзи Кватро, Гари Глиттера и Smokie) - в общем, менеджмент всеми силами делал из Sweet идеальную поп-группу под стать ABBA или The Turtles. Однако сами парни почему-то рвались играть тяжелый рок. В итоге Sweet стали записывать какие-то весьма и весьма специфические песни - где туповатые и прожигающие мозг мелодичные припевы сочетались с крайне мощными риффами и хэви-металлической жестью. Удивительно работоспособная смесь, которая, наверное, проложила дорогу для будущего пауэр-попа и даже, думаю, поп-панка.

---> Sweet "Ballroom Blitz" [1973]

Не стоит, однако думать, что все глэм-роковые банды баловались хард-роковыми риффами. Театральность жанра предполагала допустимость чисто театральной музыки без лишних децибелов. Потому в эту сцену сходу вписались англофилы-американцы Sparks со своим почти мьюзик-холльным и опереточным видением.

---> Sparks "Falling in Love with Myself Again" [1974]

Не стоит забывать и о том, что одна небольшая рок-группа, обтянутая лосинами и выглядящая как персонажи "Rocky Horror Picture Show" (кстати, стопроценто глэмовый мюзикл!) также целиком и полностью принадлежала этому течению - по-крайней мере до тех пор, пока не стала втихомолку менять гитары на синтезаторы. Угадай о ком мы? О Queen, конечно.

---> Queen "Liar" [1973]

Наконец, самое маргинальное крыло глэм-рока представляли коммерческие неудачники и прото-панковые отщепенцы - все они, само собой, из Нью-Йорка. New York Dolls первыми приходят на ум, с удивительно аллогичным смешением из женских платьев и убойного пост-роллинговского рок-н-ролла. Их коллеги по сцене The Dictators почему-то обычно не упоминаются в связи с глэм-роковой вакханалией 70-х, но лично мне это кажется нелогичным, потому я добавляю их в список. Как-никак парни по-сути пытались создать гаражный аналог Kiss, только вот денег на грим и пиротехнику так и не раздобыли.

---> New York Dolls "Lonely Planet Boy" [1973]
---> The Dictators "Back to Africa" [1975]

Глэм-рок полетел в тартарары тогда же, когда и вся остальная "старомодная" рок-сцена - в 1977 году с наступлением эры панк-рока. Ведь панки фактически делали примерно то же самое - тоже орали свой такой немудреный рок-н-ролл и сдабривали его шумным гитарным дребезжанием, и даже красились кто во что гораздо. Но то было как-то по уличному, по-пацански, без многомиллионных капиталовложений, и естественно, приобрело мгновенную симпатию подуставшей от диктата шоу-бизнеса молодежи. Но такой гигантский жанр как глэм не исчез - естественно - бесследно. Его отголоски можно услышать где-угодно - от новой волны и синти-попа до бритпопа. Да и многие глэм-артисты, сопротивляясь тенденциям, остались на плаву, некоторые - как Джоан Джетт или Slade - пережили новые часы славы уже в 80-е.
И все же глэм-сцена как таковая к концу 70-х канула в лету. Ненадолго ее возродили в 81-84 годах американские хэви-металлисты вроде Motley Crue и Twisted Sister - формально они были ответом на британскую новую волну хэви-метала, но в реальности гнали обезображенный гримом и железными риффами натуральный глэм-рок, за что всем им низкий поклон. Ну и более погруженные в тему люди вспомнят также славных финнов Hanoi Rocks.

---> Motley Crue "Looks That Kill" [1983]
---> Twisted Sister "I Am (I'm Me)" [1983]

В наши мутные декадансные времена олдскульный глэм-рок распугал бы массового слушателя. В первую очередь потому, что он обескураживающе жизнерадостный, а в современной культуре позитив сейчас не в фаворе. Тем не менее развеселые мотивы глэм-рока можно отловить в творчестве ретроградских хард-рок команд вроде The Darkness или в инди-роке The Fratellis. Все же мрачная сторона глэм-рока как-то лучше прижилась на MTV - достаточно посмотреть на Мэрилина Мэнсона. Любопытно также наблюдать его отголоски в панк-роке - их удивительно мало, но они существуют. Слушая нынче популярных панк-рокерш The Donnas даже глухой признает, сколь много они почерпнули из самого замшело старомодного глэма, и как местами они шокирующе похожи на Runaways и Сюзи Кватро.

---> The Donnas "Checkin' It Out" [1998]
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →