bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

Дассен Дассену - отец и сын

DU RIFIFI CHEZ LED HOMMES (или просто RIFIFI)
МУЖСКИЕ РАЗБОРКИ

1955, Франция, 122 минуты

Режиссер: Жюль Дассен, награда Каннского фестиваля за лучшую режиссуру (1955).



После основательного знакомства с классическим голливудским кино-нуаром я неожиданно спохватился, что как-то нагло и бесчестно обошел стороной нуар французский.

Тут - правда - следует заметить, что по мнению ряда киноведов французского нуара как-бы на самом деле и не существовало. Дескать, были лишь разной степени удачности подделки под американский нуар, стилистически недостаточно выдержанные. Все же, как бы то ни было, из французского недонуара впоследствии выросли такие вехи кинодетектива, как фильмы с Делоном и Бельмондо. Но особенно в этом свете любопытны два факта:
Первое - сам термин нуар, как известно, придумали именно французы, применительно к соответствующему американскому кино.
Второе - самый знаменитый автор французского как-бы-нуара - Жюль Дассен - мало того, что на самом деле является отцом тебе хорошо знакомого певца Джо Дассена, так он к тому же еще и не француз! Дассен родился в Америке в семье русского еврея парикмахера.
В какой-то момент его дернуло перебраться во Францию, ибо Голливуд занес режиссера в черный список политически неблагонадежных. К счастью во Франции нуарные голливудские детективы отрывали просто с руками, не глядя. Там Жюль создал одно из самых известных своих кинополотен - "Мужские разборки". Франсуа Трюффо в свою дорежиссерскую бытность кинокритиком писал: "Мужские разборки - лучший нуар-фильм из всех что я смотрел".
От себя я все же замечу, что этот фильм скорее условно-нуарный - у него есть все насущные вторичные половые признаки (суровые мужики в плащах и шляпах, роковые женщины и чувство всеобщей обреченности), но не хватает одного первичного - характерного визуала с контрастными тенями, покореженными ракурсами и жгучими огнями ночного города.
О чем этот фильм, спросишь? Как ни забавно, но этот тот редкий случай, когда глупое название на самом деле описывает происходящее. Фильм о разборках. В его первой половине наши герои задумывают и реализуют ограбление по-французски (в одной из сцен до боли похожее на кадры из одноименного советского мультика), во-второй половине - сталкиваются с жестокостью преступного мира, которую сами же и разбудили.
Что в этом фильме работает? Практически все. Актерский состав - вне какой-либо критики, и во всех не очень положительных, но харизматичных преступников влюбляешься с первого взгляда (такой, платонической, чисто братской любовью). Во-вторых - продуманный и ритмичный сценарий. В третьих кино стоит посмотреть раз в жизни хотя бы ради одного получасового фрагмента - собственно, ночного взлома ювелирного магазина. Признаюсь честно - на сегодняшний день это сильнейшая сцена ограбления из всех, когда либо мною виденных на экране. И судя по отзывам с imdb, многие зрители в этом со мной солидарны.

В 2009 году нас ждет американский ремейк "Rififi" пока необъявленного режиссера. Чем не повод набраться более ярких ощущений от черно-белого оригинала?

Вердикт:
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments