bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Американская ночь

LA NUIT AMERICAINE (DAY FOR NIGHT)
АМЕРИКАНСКАЯ НОЧЬ

Франция, 1973, 115 мин.
Режиссер: Франсуа Трюффо



Нет, ты не подумай, что я какой-то клинический извращенец - меня, как и большинство обывателей ужасно страшит термин "классическое европейское кино".

Когда я вижу аннотацию к фильму вроде: "Гран-При Вегетарианского Фестиваля. Два Золотых Пальмовых Банана. Трехчасовое эпическое полотно, действие которого происходит на фоне нашествия бубонной чумы в Болгарию в XII веке. Молодой обреченный инвалид влюбляется в наложницу ветеринара, между ними вспыхивает ссора, она изменяет своей любви и бросается с обрыва, но выживает, после чего ее казнят на электрическом стуле, а он сходит с ума и становится великим аквалангистом..."* так вот, когда я вижу такие аннотации на DVD, я бросаю все дела и бегу от таких фильмов как можно дальше, не оглядываясь.

Если уж европейская классика, мне подавай что-нибудь попроще, вроде "супруга бандита-владельца ресторана влюбляется в библиотекаря и изменяет с ним в фургоне гниющей рыбы, чем вызывает ненависть мужа, который убивает любовника, после чего шеф-повар жарит тело библиотекаря и вынуждает злодея его сожрать"**. Вот это мое кино!

Так вот имя Франсуа Трюффо - как и почти любого представителя так называемой "новой волны" - мне мало обещало чего бы то ни было увлекательного. Но интерес к этому полотну - "Американская ночь" (или же "День вместо ночи") - пробудился мгновенно. Потому что это кино о кино. А это тебе не фунт изюма, и не кролик кровью в углу наблевал. Это всегда интрига. Если бы все оказалось в соответствии с моими ожиданиями, то я бы увидел нечто среднее между "8 1/2" Феллини и "Солдатами неудачи" Стиллера - так оно в некотором роде и вышло.
 
Итак, перед нами съемочная площадка, которую ждут 35 дней кинематографического ада. Непредсказуемого и очень забавного. Режиссер (которого играет сам Трюффо) стоически выдерживает натиск актеров, среди которых увядающая (или думающая, что увядает) звезда-алкоголичка, вечно забывающая текст, матерый ловелас, в самый неподходящий момент оборачивающийся геем, его напарник-невротик, американская супер-дива с человеческим лицом и глупейшим простодушием в поступках. А также продюсеры, монтажеры, ассистенты, сбежавший в Японию сценарист и тьма проблем, которые 99% населения сочло бы неразрешимыми в принципе. А попробуй-ка заставить котенка в одной из ключевых сцен фильма подойти точно к миске, прописанной в сценарии. Слабо?
В этой страшной, но уморительно смешной (местами) борьбе винтики киноиндустрии выживают лишь потому, что преданы делу кино до мозга костей - не больше и не меньше, чем Эд Вуд в постановке Тима Бертона. Даже в короткие часы сна режиссер не в состоянии покинуть кинокошмар - ему снится, как он еще мальчонкой похищает среди ночи фотографии Орсона Уэллса из "Гражданина Кейна".
Казалось бы прекрасная тема для зубоскальства. Но - сюрприз - "Американская ночь" снята удивительно бережливо и даже влюбленно. Ни разу Трюффо не позволил себе даже шага за грань, отделяющую романтический комедийный реализм от пожирающего мозг чернушного фарса. Как он удержался - ума не приложу. Любой другой бы на его месте бил зрителя тяжелыми кирпичами по голове, обличая жестокость закулисного мира.
Думаю, такие фильмы надо показывать всем - и детям, и бабушкам, и аквариумным рыбкам, чтобы они зарубили себе на носу две вещи: а. кино - это действительно тяжело, но достойно; б. не стоит бояться фильмов, которые получали "Оскара" за лучший иностранный фильм в далеких 70-х. Иногда они дружелюбны.

Вердикт: прекрасная светлая кинопроза  о любви к искусству


* фильм вымышленный (прим. авт.)
** фильм не вымышленный (прим. авт.)
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments