bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

CD-шоппинг

Иногда я рад тому, что не работаю ресторанным критиком. Я бы столько не сожрал. С музыкой как-то проще: пара недель в наушниках, и уже готовы рецензии на груду музыкального хлама, который я приволок домой с улицы.

POP, AVANTGARDE, THRASH METAL, POST-ROCK, INDIE-ROCK, OI!, PUNK ROCK, FREE JAZZ
ABBA • SERGE GAINSBOURG • ORNETTE COLEMAN • JOHN CAGE • SLINT • METALLICA • PIXIES • THE 4 SKINS • 7 SECONDS • TEENAGE HEAD AND MARKY RAMONE



ABBA
"THE COMPLETE STUDIO RECORDINGS" [1972-1982] (9 CD + 2 DVD box-set, 2005)


Жанр: поп

Первый закон робототехники гласит: "если сомневаешься - покупать или не покупать диск, всегда покупай". Мне уже не раз приходилось жалеть: не взял сразу ту или иную вещь, а потом ее и след простыл. Иди потом, ищи ветра в поле.
Теперь я умный. Позвонили мне пару недель назад со словами: "На складе нашли бокс-сет ABBA 2005 года. $120. Будешь брать?". С одной стороны - у меня и так уже вся ABBA есть, и многое в японском виде - складировать некуда. С другой - слабость  у меня к бокс-сетам. При виде них теряю остатки воли. После минутного колебания ответил: "Беру".

Итак, этот 11-дисковый короб выходил три года назад, но в продаже его почти никто не приметил - ибо тираж его составил (по слухам) всего 25.000 копий. Сейчас барыги с "амазона" просят за него $230, и с годами эти цифры собираются расти.
К качеству продукта есть некоторые претензии: картонные конверты под "мини-винил" состряпаны далеко не так аккуратно, как это делают японцы. Даже русские пираты иногда выдают полиграфию качественнее. Зато в качестве оформления обложек были взяты репродукции оригинальных шведских тиражей. Круто. Тексты всех песен и биография - двумя отдельными книжками. Также специально для этого сета был сделан абсолютно новый ремастеринг.
DVD поглядеть пока не успел - слошная работа последние недели, но первый видеодиск содержит все клипы ABBA, числом аж 37! На втором - историческая документалка и несколько треков с финального перформанса 1981 года.
А вот альбомы можно расписать здесь подробнее.

"RING RING" [1973]
Самый ненужный альбом в дискографии ABBA. Я бы сказал, что это сингл "Ring Ring" (с которым ABBA пыталась пролезть на "Евровидение", но безуспешно) и десятка полтора би-сайдов. Есть пара-тройка забавных вещиц - "Nina Pretty Ballerina", "Santa Rosa", но в целом наш любимый квартет здесь жутко сырой, и больше смахивает на скукоженную копию то ли The Mamas And The Papas, то ли The Turtles.
В бонусах можно послушать некоторые из знакомых песен на шведском языке. Этническая эстрада чисто для любителей древней эзотерики.

"WATERLOO" [1974]
Еще один нелюбимый критиками и многими фэнами опус. Его тоже частенько воспринимают как сингл "Waterloo" с полутора десятками би-сайдов. Однако в данном случае с таким подходом я не соглашусь! "Waterloo" - отличная эстрадная пластинка. Глупая, наивная, старомодная и забавная, но отличная - это ее роднит с любым ранним альбомом Boney M. В бесконечно многочисленных сборниках ABBA нечасто можно встретить песни 1974-го года, но я бы не упускал возможности лишний раз послушать "Hasta Manana", "My Mama Said", "Dance (While the Music Still Goes On"). И не только.
Ремастеринг 2005 года, кстати, капитально подлечил "Waterloo" - наконец-то он избавился от неразборчивой мути в саунде, благодаря которой он был самым плохо звучащим альбомом ABBA. Теперь это совсем не так.

"ABBA" [1975]
С третьим лонгплеем ABBA без напряга вступила в свой классический период, который отличался безупречным перфекционизмом, аналогов которому - наверное - более не было в истории поп-музыки. За исключением The Beatles, конечно. Пластинка хороша тем, что в ней еще полно беззаботности и позитивизма, как на "Waterloo", но уровень мелодий и аранжировок уже вошел в пиковую форму. Бенни и Бйёрн даже замахнулись на высокохудожественные формы - инструментальную псевдо-классическую сюиту "Intermezzo No.1", которая - на мой взгляд - даже большее украшение альбома, нежели общепризнанные хиты "Mamma Mia" и "S.O.S."

"ARRIVAL" [1976]
Второй полноразмерный триумф ABBA на мировом рынке. Тиражи зашкаливают, стадионы ломятся от публики, критики брызжут слюной и поносят шведский попс самыми изощренными фразеологизмами. Ряд изящнейших песен - таких как "Why Did It Have to Be Me" - почему-то традиционно пролетает мимо сборников. Да и вообще, единственный огрех - слегка утомительный финальный кельтский инструментал "Arrival".
В бонусах кроме увлекательных синглов и би-сайдов - масса испаноязычных версий этих же песен. На оставшихся дисках такой клюквы тоже немало.

"THE ALBUM" [1977]
Серьезная работа, стартующая уже не с плясового шлягера, а помпезного эпика "Eagle". Особенно эту пластинку полюбили американцы, наверное потому, что здесь в музыке есть какое-то еле заметное ощущение рокерства. Ремастеринг его лишь усилил - теперь "The Album" звучит значительно тяжелее.

"VOULEZ-VOUS" [1979]

ABBA с некоторым запозданием превращаются в диско-проект. Это их самый танцевальный альбом, здесь хит на хите сидит и хитом погоняет: "Voulez-Vous", "As Good As New", "I Have a Dream", "Does Your Mother Know".

"SUPER TROUPER" [1980]
Чуть более взрослая версия той же музыки и саунда, которые были удачно и без жертв испытаны на предыдущей пластинке. Практически весь диск растащен по сборникам, а без обязательной трансляции "Happy New Year", кажется, новогодние елки увядали бы по всей планете, еще не дождавшись выступления президента.

"THE VISITORS" [1981]
Финальный всплеск активности ABBA. Дело даже не в том, что популярность группы (вместе с популярностью диско) резко пошла на спад. Просто обе супружеские пары, из которых состоял квартет, к моменту записи "The Visitors" успели развестись. В итоге мы имеем крайне драматичные и даже трагические и музыку, и лирику. Все если не умерли к концу пластинки, то разбрелись по домам, и на людях с тех пор почти не показывались.

"RARITIES" [1972-1982]
Охапка треков, большинство из которых можно было наскрести и раньше в бонусах различных переизданий ABBA. Но есть и пара редких вещиц, которые доселе были лишь уловом собирателей бутлегов. Не сказал бы, что присутствие такого диска радикально повышает стоимость бокс-сета - но без таких суровых коллекционерских мелочей он бы и не звался "The COMPLETE Studio Recordings".

Thank You for the Music [Doris Day Version] • 4:03 (с альбома "Rarities")



JANE BIRKIN & SERGE GAINSBOURG
"JANE BIRKIN & SERGE GAINSBOURG" [1969, Fontana Records]


Жанр: поп
Иногда пластинку сию кличут "Je t'aime... moi non plus" согласно первой песне - транснациональному секс-хиту с оргазмом финале. Оставшая часть альбома несколько недотягивает по части эрогенности до главного трека. Много типично эстрадной глупости, присущей более ранним пластинкам Гинзбура, да и Биркин в своих сольных номерах поет если не ужасно, то как минимум беспомощно. Но все это пустяки, потому что здесь главное - развлекалово, местами бездумное, местами - очень даже вдумчивое. Но ни в едином своем моменте не скучное.

Je T'aime Moi Non Plus • 4:24



ORNETTE COLEMAN
"THE ART OF THE IMPROVISERS" [1959-1962, Atlantic]

Жанр: фри-джаз

Бывает, что сборник неопубликованных произведений по качеству тягается с официальными изданиями. Такое случается далеко не сплошь и рядом, и не в любую погоду, однако у Коулмана в ранее непубликовавшихся бонусах к дискам я постоянно натыкался на вещи, чья ценность в моих глазах перекрывала основной материал. Потому я без колебаний взял это собрание обрезков и вырезков, записанных им в 1959-1962 годы.
Скажу честно - это пластинка из разряда тех, за прослушивание которых в офисе людей выгоняют с работы без выплаты заработка и с телесными увечьями. По меркам джаза начала 60-х почти все на "The Art of the Improvisers", конечно, жесть. Может и не такая брутальная, как его самая скандальная работа (альбом "Free Jazz" 1960 года), но суровей львиной доли раннего каталога Коулмана.
Вообще, хотя Орнетт является авангардистом до мозга костей, и тот же "свободный джаз" - его термин, стилистически он достаточно ограничен. Это не Фрэнк Заппа и не Джон Зорн, которые непредсказуемы не только от альбома к альбому, но и от секунды к секунде. У Орнетта же накатанная дорожка: хорошо знакомый с его деятельностью слушатель в состоянии предсказывать, к чему приведет любая, на первый взгляд хаотичная и непредсказуемая, композиция. У него есть своя строгая структура, которой он следует, и которой - как мне кажется - гордится. Атональный абсурдный рифф в начале, пара повторов, далее - полный срыв в свободный полет, хорошо контроллируемый хаос на несколько минут, в финале - повторяем исходный лейтмотив. Точка.
В 70-е все же Орнетт нашел в себе достаточно энтузиазма, чтобы прорваться в новые территории - был и симфонический авангардный концерт "The Skies of America" и почти рокерская по духу (хотя и чисто авант-джазовая по форме) серия "Science Fiction / Broken Shadows". Но в начале 60-х возможностей повыпендриваться у него было поменьше, но радости это не убавляло - что альбом  "The Art of the Improvisers" наглядно доказывает.

The Circle With a Hole in the Middle • 4:55



JOHN CAGE
"SONATAS AND INTERLUDES FOR PREPARED PIANO BY JOHN TILBURY" [1974, Explore Records]

Жанр: классический авангард

Джон Кейдж (1912-1992) один из тех, кого любят называть "величайшим композитором XX века". К слову, совсем недавно я писал о Карлхайнце Штокхаузене, про которого говорят то же самое. Тут уж сам решай - за кого ты. Обоих деятелей объединяет то, что они находились в авангарде авангардного искусства, первыми экспериментировали с электронной музыкой, и постоянно умудрялись вытворить что-нибудь из рук вон шокирующее.
"Сонаты и интерлюдии для подготовленного фортепиано" написаны Кейджем в течение 1946-1948 годов и представляют из себя весьма увлекательное (на словах) приключение. Суть в том, что помимо традиционной нотной записи, произведение содержит подробный пошаговый мануал: что надо такого гадкого сделать с фортепиано, дабы оно звучало согласно задуманному. Основные приготовления заключаются в размещении всяческого хлама между струнами: болтов, кусков пластмассы и даже одного ластика.
Пианист Джон Тилбьюри в аннотации к своему исполнению "Сонат и интерлюдий" отметил, что судя по всему, Кейдж просто набил пианино всем тем, что нашел у себя в карманах. Тилбьюри изменил некоторые из компонент, поставив те, которые на его взгляд более интересно влияют на звучание инструмента.
Хотя само произведение навеяно индийскими мотивами, расслышать их в итоге непросто. Слушателю предлагают ознакомиться крайне дисгармоничным и печальным авангардным творением. Как отрецензировало сие мое семейство: "это очень похоже на то, как будто кошку пустили погулять по расстроенному роялю".
Не сказать, чтобы я был в диком восторге, но все же мое первое знакомство с творчеством Кейджа оказалось достаточно интригующим. Буду изучать его далее.

2nd Interlude • 4:48



SLINT
"SPIDERLAND" [1991, Touch and Go Records]

Жанр: пост-рок, мэт рок

В 1986 году в легионе американских инди-роковых банд случилось очередное прибавление, которое, по большому счету, никто и не заметил. Slint записали первый альбом "Tweez" в 1989 году, столкнувшись с равнодушным приемом. Потом для знатного инди-лейбла Touch and Go изваяли еще один диск - "Spiderland" 1991 года, после чего благополучно сгинули в небытие.
Но лишь только в середине 90-х началась пост-роковая эпидемия, о них вдруг вспомнили. Каждая пост-роковая команда не упускала ни единой возможности, чтобы заявить - как она хорошо выросла на музыке Slint. И на альбоме "Spiderland" в первую очередь. В итоге заслуги группы были признаны - скажем так - посмертно. Забавно, что именно в том же 1991 году выходил второй прообразный для пост-рока альбом. Конечно, я о "Loveless" My Bloody Valentine.
Но Slint во-первых не имеют с My Bloody Valentine ничего общего, а во-вторых почитаемы и за другие заслуги. На них вешают ответственность за создание стиля math rock, экспериментальной музыки, построенной на математически выверенной нетрадиционной динамике и ритмах.
На словах все это звучит солидно и революционно, но для человека, знакомого с базисными авангардными и экспериментальными формами рок-музыки, на самом деле - ничего нового. Львиная доля того, что я услышал на "Spiderland" мне показалась достаточно банальной - сотни раз то же самое вытворяли до Slint и Can, и Guru Guru, и Pere Ubu, и The Fall. Просто называлось это по-другому.
Монотонный, в основном инструментальный тяжелый пост-панк, который в начале смахивает на растянутых в пространстве и времени Fugazi, а ближе к концу скатывается в упрощенный краутрок. Альбом все же - признаюсь - очень недурственный, его беда лишь в переоцененности тем молодым поколением, для которого рок-музыка началась в 1991 году.

Nosferatu Man • 5:35



METALLICA
"MASTER OF PUPPETS" (1986, двухдисковое виниловое переиздание 2008 года, Warner Bros.)
"DEATH MAGNETIC" (2008, Universal)


Жанр: трэш-метал
Вдогонку к недавним виниловым 180-граммовым альбомам "Kill' em All" и "Ride the Lightning" прискакал релиз посвежее - "Master of Puppets". Опять двухдисковая версия на 45 об/мин с, с новым мастерингом от аудиофильской артели Mobile Fidelity Sound Lab (MFSL). Звук отличный, но не так разительно отличается от CD-версии, как это было с "Ride the Lightning". Сегодня мне сообщили, что скоро грядет четырехдисковый виниловый вариант "...And Justice for All" ценой в $60 долларов, и весом - наверное - в пару кило. Но - думаю - мне пора выйти из этой разорительной гонки за винилами Metallica.
Что касается "Death Magnetic", я раздумал его покупать до тех пор, пока не прояснится вся эта грязная история с грязным звуком. Но вдруг неожиданно этот компакт-диск подарили моей супруге ее коллеги по работе. Подставили меня, в общем. Пришлось торжественно принять его в коллекцию. Но все, что я писал об этой пластинке в капитальной рецензии, остается в силе - я продолжаю считать "Death Magnetic" запоздавшим почти на двадцать лет подарком Metallica ее хардкорным фэнам.

Broken, Beat & Scarred • 6:25



PIXIES
"DOOLITTLE" (1989, Mobile Fidelity Sound Lab, лимитированное издание 2008 года)

Жанр: инди-рок

А вот и один лауреатов нашего недавнего опроса "музыка для необитамого острова". Хрестоматийная пластинка, по которой учились музыке Курт Кобэйн и Том Йорк. Аудиофильский "золотой" гибридный диск от MFSL (тех же самых ребят, которые ремастируют виниловую "Металлику"), как и прошлогоднее переиздание "Surfer Rosa", радует более четким и тяжелым звуком, картонной мини-виниловой обложкой и индивидуальным номером.
Не успел я ему нарадоваться, как уже появились анонсы скорого выхода третьего лонгплея Pixies "Bossanova" в аналогичной форме. Жизнь налаживается, похоже.

Monkey Gone to Heaven • 2:56



THE 4 SKINS
"A FISTFUL OF...4 SKINS" (1983, Captain Oi!)

Жанр: Oi!

Второй и последний студийный альбом одной из главных олдскульных британских Oi! групп. Название коллектива гласит, что в ней четыре скинхеда, хотя в реальности там числились два скинхеда, один мод и один суидхед (suedehead). Но не суть, все это вещи близкородственные.
Первое же прослушивание навело на меня мысль, что The 4 Skins играют удивительно тупой вариант Angelic Upstarts. Но уже со второго раза ситуация прояснилась - ребятам явно не чужды любопытные музыкальные идеи, музыка их далеко не столь патологически тупа. Просто они играют с таким трудом, что не всегда в состоянии адекватно выразить свой собственный материал.
В целом же впечатление у меня остается хорошее, тем более что к концу альбома 4 Skins незаметно перешли от тяжелых Oi!-панк топталок к запоминающимся кричалкам. Для ценителей олдскула - незаменимая пластинка.

City Boy • 3:51

 

7 SECONDS
"ALT.MUSIC.HARDCORE" (1982-1983, Headhunter)
"OLD SCHOOL" (1983, Headhunter)

Жанр: олдскульный позитивный тру хардкор

Будучи счастливым обладателем всех альбомов 7 Seconds (кроме пока не найденного последнего диска), я почему-то нагло игнорировал компиляции их неальбомных творений. Вот именно эти две. И зря, оказывается. Был неправ.
"alt.music.hardcore" - сборник их древнейших сорокапяток. "Old School" - запись в свое время неизданного дебютного альбома: по ходу его записи кончились деньги у лейбла Alternative Tentacles и проект свернули (многие из песен c "Old School" впоследствии были задействованы на альбоме The Crew в отполированной форме). Оба диска - грязнейший, скоростной развеселый хардкор с поучительным, но ненавязчивым месседжем. Звучат они куда сырее да разухабистее последующих альбомов 7 Seconds, и вообще дарят короткие, но счастливые минуты абсолютно фантастического угара и драйва. Если ты запилил до смерти дебютник Minor Threat, пора переключаться на 7 Seconds.

Skins, Brains & Guts • 0:55
These Boots Are Make For Walking • 1:51



TEENAGE HEAD AND MARKY RAMONE
TEENAGE HEAD AND MARKY RAMONE [2008, Sonic Unyon)

Жанр: панк-рок

Итак, что мы имеем - один из немногих выживших музыкантов Ramones помогает неизвестной панк-группе стучать на барабанах. Не сказал бы, что такое описание меня впечатлило, особенно с учетом того, в каких хламных проектах умудрился засветиться Марки (например, в жутком альбоме The Misfits "Project 1950").
Но иногда совы - не то, чем они кажутся. Заглянув в различные "Википедии" неожданно-негаданно выяснил, что Teenage Head - почтенная канадская панк-группа с 20-летней (!) историей. На родине они почитаются за панк-классиков, за пределами Канады неведому никому. Все же я обнаружил их легкие следы в своей коллекции - Screeching Weasel перепели песню канадских собратьев "Ain't Got No Sense", ее можно найти в бонусах альбома "Wiggle" 1992 года.
Стилистически Teenage Head представляют собой нечто среднее между New York Dolls и Ramones. Я такого гибрида как-то не мог себе мысленно представить даже, пока не услышал своими ушами.
История создания альбома такова - Teenage Head отослали Марки записи своих песен, он впечатлился, по своей инициативе разучил барабанные партии, и предложил встретиться в студии. Важный момент: ни одна из этих песен не является новой, это заново отыгранный материал старых альбомов Teenage Head, большинство треков написаны еще в 1979 году. Кстати, рамоновский продюсер Daniel Rey тут тоже приложил свою руку, а то и две.
Судя по форумам и отзывам канадцев, эти обновленные версии не только не хуже старых, но и частенько побивают их в честном бою. И еще в эту кучу добавили кавер-версию моей любимой песни The Boys "First Time". Альбом превзошел все мои ожидания - это не только превосходный панк-рок, но и идеальный - как говорят американцы - party album. Позвал гостей, врубил на полную - и целый вечер все свободны и счастливы.
Теперь я знаю ответ на вопрос: "Есть ли жизнь в Канаде?".

Ain't Got No Sense • 4:39
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →