bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

1001 рецензия, которые ты обязан прочитать до своей смерти

Полгода назад, когда я был совсем еще молодой и глупый, наткнулся в дублинском магазине на подозрительную книгу: "1001 Albums You Must Hear Before You Die". 960 страниц, пара килограмм весу… почему бы теперь не набраться наглости, и не отрецензировать этот сборник рецензий?



Вообще, "1001 альбом, которые ты обязан услышать до своей смерти" - это лишь один монументальный талмуд из серии, которая включает такие позиции, как: "1001 фильм, который ты обязан увидеть до своей смерти", "1001 блюдо, которое ты обязан отведать до своей смерти" и "1001 удар плетью, которые ты обязан получить до своей смерти". Последняя еще точно не вышла, но я ее готов написать.

Довольно долго томик прожил на подоконнике моей кухни, где я открывал наугад его страницы время от времени в минуты наиполнейшего безделья. Сначала довольно скептически, ухмыляясь над наивностью авторов. Но со временем так к этой книге привык, что начал испытывать легкую дружескую симпатию.

1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ

У идеального читателя (если такой существует) возникают два вопроса:
а. Выходил ли этот трактат на русском языке?
Да, конечно! Еще как! Любой желающий, даже ты, может найти его на "Озоне" за - прости, протру контактные линзы - упс, 2415 рублей. Однако... можно аж две английские за тот же прайс заиметь. Качество русского перевода мне неведомо - так что проверяй сам, если смелый.

б. 1001 альбом - это много или мало?
В наше время отслушать 1001 альбом на славный ратный подвиг не тянет. Почти все можно скачать за неделю, наверное. Один альбом слушаешь - утром, по дороге в офис, второй - вечером, когда бежишь из офиса. Третий - перед ужином, пока подогреваешь сваренные еще неделю назад пельмени. В итоге (я подсчитал, можешь проверить) управишься всего за 11 месяцев. Еще месяц на отпуск останется!
Другое дело - а надо ли вообще столько слушать, стоит ли мучить неокрепший организм? Лично я с карандашом в руке сегодня пробежался по страницам, и обнаружил, что у меня есть в естественной форме (на CD или LP) ровно 350 из этих дисков. Еще менее сотни я имел несчастье слышать (если бы это было счастье, то я бы их уже купил, конечно). То есть даже будучи пытливой натурой, я не знаком и с половиной обязательной по мнению авторов программы.
С другой стороны - ну вот есть такой артист, откуда-то с Америки, Bob Dylan зовут. Я ведь давно и точно знаю, что не могу его слушать никогда и ни при каких обстоятельствах. Но в книге вольготно присутствуют 7 его альбомов. Таким образом, для меня обязательная программа уже сокращена до 994 альбомов. Думаю, каждый читатель в книге обнаружит немало вещей, от прослушивания которых может с чистой совестью отлынивать.

2. ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Продукт издан хорошо - красиво, аккуратно, а главное - логично. К большинству альбомов - обложка, трек-лист оригинального издания и анкетные данные, включая автора обложки.
Ляпов почти нет - как-никак, уже третье или четвертое переиздание, контент отполировали до блеска. Некоторые странности и неувязки, удивлявшие меня при чтении, рассеялись после того, как я еще раз перечитал предисловие - там внятно объяснено, по какому принципу выстроен каждый материал.
Там же, в этом пресловутом предисловии красочно обещалось, что всякая рецензия - это не просто описание данной пластинки, но и разъяснение ее места в музыкальной истории, и - чтобы читатель не скучал - какая-нибудь любопытная байка, связанная с данным альбомом.
Это обещание сдерживается не всегда, но в целом канва соблюдена - это действительно отрадно.

3. И О ЧЕМ ЭТА КНИГА?

Итак, переходим к главному - о чем и о ком нам рассказывается в этой культурологической беллетристике?
Первый альбом датируется 1953 годом (Frank Sinatra "In the Wee Small Hours"), последний (в моем прошлогоднем издании) - The White Stripes "Get Behind Me Satan" 2005-го.
Вообще каждый, кто мало-мальски пристально следит за импортной поп-рок журналистикой, в курсе, что вкусы британской прессы радикально разнятся со вражеской американской. Про другие страны - типа России - и говорить излишне. Здесь "90 ведущих международных критиков" умудрились соблюсти по-крайней мере британо-американский паритет, нет ни жуткого перекоса в сторону типично штатовских фаворитов соула и кантри, ни беспробудного засилья бритпопа. Хотя и того и другого - более чем достаточно. По-сути набор артистов и пластинок здесь - нечто среднеарифметическое между всевозможными редакционными топ-листами англоязычных журналов за последние лет 20.
Все же вопросы математического характера меня начали беспокоить с самого начала - вот ответь мне, пожалуйста, почему Ramones в книге - из всей их бесконечной дискографии - лишь один альбом, а их младшие братья The Undertones, здесь представлены двумя, то есть почти половиной всего ими записанного? А?
Хотя по некоторым признакам видно, как мучились редакторы, умещая все необходимое в 1001 наименование. Например, авангардный фри-джаз здесь отмечен практически одной пластинкой John Zorn'а ("A Love Supreme" John Coltrane не в счет). И далеко не лучшей его пластинкой к тому же - "Spy Vs Spy". А почему? А потому, думаю, что это альбом, где наш саксофонный друг перелопачивает песни Ornette Coleman'а. Таким образом в одной статье авторы сразу рассказали читателю и о Zorn'е, и о Coleman'е, и на том довольно потерли руки и отправились спать с чистой совестью. Сэкономили место для еще одной пластинки Madonna!
Все же респект создателям за жанровую толерантность - они не обошли стороной почти ни один из мало-мальски развитых жанров. Почти. То есть я не без удовлетворения обнаружил на страницах талмуда "Scum" Napalm Death, дебютник Slipknot и аж два альбома Sepultura. В то же время - раз уж мы заговорили об экстремальном искусстве - из обзоров напрочь выпал death metal и black metal (если не считать Venom). Куда-то исчезли классики даба - Lee 'Scratch' Perry и King Tubby.
И все же любители сравнительно экзотических стилей не уйдут обиженными - есть и psychobilly (правда, в не до конца легитимном представлении The Cramps), и вполне адекватный срез industrial (Throbbing Gristle, Einsturzende Neubauten, Laibach), и krautrock (Can, Faust, NEU!), и гаражный рок (The Sonics, Monks, The Electric Prunes).
Отдельно похвалим авторов за волевое решение отказаться от сборников как класса - причем как отдельно взятого артиста, так и всяческих солянок вроде саундтреков. Это придает их выбору солидность и весомость.

4.  ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЫБОРОВ

Здесь мы подходим к главному вопросу мироздания - насколько отбор всех этих 1001 альбомов действительно адекватен?
С одной стороны - есть ли реально смысл меломанствующему домоседу, всю жизнь гоняющему по кругу альбомы Dire Straits бежать слушать Napalm Death? Собственно, почему бы и нет? Никто ему не обещает, что он от грайндкора придет в неописуемый поросячий восторг. Но по-крайней мере будет знать, что такая вот катавасия существует в нашем жестоком мире.
Но и последнему бурундуку понятно, что на свете нет ни единого человека, который однозначно согласится с пресловутым "мнением редакции". Мне он тоже не всегда кристалльно ясен. Допустим, была такая группа, называлась The Beatles - ты о ней наверняка что-то слышал. Здесь их 7 альбомов. С "Abbey Road", "белым альбомом", "Sgt Pepper's", "Revolver" и "Rubber Soul" все ясно и без подсказок из зала. Я даже не протестую против "A Hard Day's Night" - как-никак чуть ли не первый в истории рока альбом, целиком состоящий из авторских песен. Но почему "With The Beatles"? Это даже не первый их диск. И не лучший среди ранних. Либо уж меняйте на "Please Please Me", либо отдайте это место напрочь упущенным в книге The Troggs, Shocking Blue или The Move. Ну а присутствие мною любимых The Byrds можно было бы спокойно сократить с пяти пластинок до трех основных. Ну, ладно, четырех.

5. КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Кому предзназначено сие 960-страничное произведение? Сложный вопрос. С одной стороны, успех его на Западе примечателен - четыре переиздания не шутка. С другой, я не очень представляю кто и как им будет пользоваться в сугубо практических реалиях. Полистать от нечего делать - необычайно мило. Но человек сформированный в своем музыкальном мировоззрении вряд ли обнаружит здесь какие-либо переворачивающие его жизнь откровения. А новичок спасует под валом информации, забьется в угол и заплачет как дитя. Ну или как зверь завоет - черт его знает, какие сейчас в мире новички обитают.

Полный список (из первого издания) можно окинуть взором вот здесь.

Итоговый вердикт:
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →