bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

OI! для начинающих

OI! ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Речь ниже пойдет преимущественно о скинхедах. Точнее даже о той маленькой, но отважной точке соприкосновения, где скинхеды нашли общий язык с панками - во что человеку, знакомому со скинами исключительно по репортажам Первого Канала, поверить довольно сложно.



Но прежде чем перейти непосредственно к музыке Oi!, давай вспомним, как все начиналось. В 1968 году отпочковавшиеся от модов первые британские скинхеды обзавелись собственной музыкальной культурой. Точнее - присвоили чужую. Так уж получилось, что слушали они исключительно черную музыку - соул-продукцию Motown Records, но - главное - ямайский экспорт в виде ска, рок-стеди и регги. Попытки создать собственную, английскую скинхед-музыку были не очень удачны - самый известный пример - группа Ambrose Slade (нынче известная всем как просто Slade), чей изначальный скинхедский образ обернулся полным фиаско.

За последующие десять лет британский скинхед вырос, обзавелся пивным пузом и превратился по большому счету в матерого гопника из паба, что вызывало лишь усмешки новой генерации скинов, возникшей одновременно с панк-революцией. Скинхеды старой и новой закалки друг-друга - мягко говоря - недолюбливали и практиковали усердный мордобой, причем молодые скинхеды в этом деле кооперировались с наиболее агрессивными панками.
Какое-то время такое скин-панк содружество оставалось незамеченным, до тех пор, пока об этой форме молодежной пролетарской солидарности не стал вещать со сцены главный идеолог британского молодого трудового класса - фронтмэн группы Sham 69 Джимми Перси. Именно концерты Sham 69, (так же, как и ска-перфомансы The Specials и Madness) собирали вместе всю эту боевую публику.

SHAM 69 - Rip Off [1978] 2:18

Идея Sham 69 была проста, но невероятно эффектна - взять злейшую форму типичного панка а-ля Sex Pistols, и разукрасить ее  скандированием и топотом футбольных стадионов. Формула сработала - в конце 70-х Sham 69 отметились изрядным количеством хитов в британских чартах и породили волну последователей. Первые наследники Sham 69, работавшие по той же схеме, выпустившие лонгплей - хорошо знакомые каждому панку Angelic Upstarts.

ANGELIC UPSTARTS - Teenage Warning [1979] 3:02

К 1980-му году, когда скинхедский стрит-панк из редкого одиночного феномена стал превращаться в полноценную сцену, журналистам пришлось призадуматься - не стоит ли все это выделить в какой-то отдельный жанр. Самый прогрессивный и дальновидящий журналист эпохи Гари Бушелл недолго думая, придумал ему название - "Oi!". Словечко было выдернуто из припева композиции группы Cockney Rejects "Oi! Oi! Oi!". "Oi!" на диалекте кокни - это обычное приветствие "Hey!" (на кокни буква "h" не произносится вовсе, а "ey" звучит как "oy", собственно, вот и вся фонетическая премудрость).

COCKNEY REJECTS - Oi! Oi! Oi! [1980] 3:26


В политическом аспекте наиболее неприятным моментом были ассоциации Oi! с радикальными политическими взглядами скинхедов. Хотя основная масса знакомых широкой публике Oi!-команд проповедовала левые или центристские убеждения, в более жестком подполье функционировало ультра-правое крыло. Главным идеологом нацистского антикоммунистического Oi! числился пресловутый (ныне покойный) Иэн Стюарт, лидер группы Skrewdriver. Еще в 1977 году Skrewdriver успели отметиться дебютным альбомом - вполне типичным и никак не скандальным панк-роком, но в начале 80-х содержание и форма Skrewdriver радикально переменились. К счастью, в конце-концов правые нацисты частично отделились от ассоциаций с классическим Oi!, организовав свою музыкальную субкультуру - RAC (или - как иногда пишут - RAC Oi!) - аббревиатура Rock Against Communism.

Творчество Skrewdriver до сих пор находится под гласным запретом на всех континентах, компакт-дисков просто так без боя и сокровенного эзотерического знания ты нигде не найдешь, потому и мне пришлось самолично оцифровать один трек с винила для твоего ознакомления.

SKREWDRIVER - Smash the I.R.A. [demo, 1983] 2:19

Некоторым, вполне умеренным в своих взглядах Oi! группам приходилось тратить изрядно сил и времени, чтобы отмежеваться от обвинений в причастности к правым кругам. Например, долгое время от этого страдала репутация такой команды, как Cock Sparrer.

COCK SPARRER - We're Coming Back [1982] 3:24


Oi! - жанр не только и не столько музыкальный, сколько идеологический, к тому же само определение и название стиля по времени сильно запоздали и были даны задним числом. Все это вносит невообразимую путаницу в классификацию, и обычно вердикт "Oi! или не Oi!" слушатель дает чисто интуитивно, наша же задача более-менее систематизировать эти бесполезные знания.
Действительно - как понять - имеешь ты дело с Oi! или это обычный стрит-панк. Вот возьми, например, типичную британскую панк-группу 80-х - Vice Squad, ведь вроде и припевы скандируют, и ритмы вполне боевые, но ведь никто не зовет их словом Oi! Почему? Во-первых для Oi! команды крайне желательно в составе иметь хотя бы одного скина, или его ближайшего родственника - мода или суидхеда. Лучше сразу и то, и другое, и третье, как в группе 4-Skins.

4-SKINS - Betrayed [1983] 3:40

С другой стороны, футбольно-стадионная компонента в музыке ряда панк-групп настолько сильна, что отвязаться от ассоциаций с Oi! практически невозможно. Потому частенько к Oi! причисляют даже такую безобидную команду, как The Toy Dolls. Собственно, если меня разбудить посреди ночи и спросить "что играют The Toy Dolls" я тотчас выпалю "Pop Oi!" и перевернусь на другой бок.

THE TOY DOLLS - Harry Cross (A Tribute to Edna) [версия 1988] 3:34

Отдельные Oi! мотивы можно найти и в музыке Exploited, и у их ближайших соратников G.B.H. Кухня-то одна - британский суровый панк-рок 80-х. Однако более типичный пример чисто музыкального воплощения панк-Oi! традиций - Peter And The Test Tube Babies, команда, которая вполне себе спокойно работает в стилистических рамках Oi!, не заморачиваясь скинхедской идеологией и атрибутикой.

PETER AND THE TEST TUBE BABIES - Banned From the Pubs [1981] 2:32

Хотя по-сути своей Oi! - музыка воинствующая - лучше всего это иллюстрируют записи группы Blitz (на фото), все ж таки некоторые классики Oi! позволяют себе более расслабленные, пивные, кабацкие формы самовыражения - здесь лучше всего преуспели лондонцы The Business.

BLITZ - Someone's Gonna Die [1981] 2:29

THE BUSINESS - Suburban Rebels [1982] 2:17

К середине 80-х Oi! вышел за пределы Британии и нашел своих сторонников на других странах и континентах - но здесь все не так просто. Ибо, например, германцы Bohse Onkelz получили на свою голову такой шквал обвинений в профашизме, что им пришлось срочно перевоспитываться. Вообще выжить на чужих территориях Oi! группам было не так-то просто. В Америке же отнеслись к этому креативно, и просто присвоили некоторые, наиболее интересные элементы жанра для своего местного хардкора.
Особенно интересно наблюдать влияние Oi!  в творчестве популярнейших штатовских стрит-панковых команд - в первую очередь Rancid и Dropkick Murphys. У последних Oi! мотивы настолько сильны, что многие фэны и критики не стесняясь причисляют их к когорте Oi! банд, и с этим нет смысла спорить. Зачем? Пусть и молодому поколению достанется кусочек этого грязного мордобойного искусства!

DROPKICK MURPHYS - Which Side Are You On? [2001] 2:29


That's all folks! Oi! Oi! Oi!
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments