bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

CD шоппинг. Выпуск 4421.

Сегодня у нас в программе, вопреки обыкновению, исключительно спокойная музыка для умудренных нотами людей.

PROG ROCK, ART ROCK
Soft Machine • Robert Wyatt • 10cc • Gentle Giant • Procol Harum




SOFT MACHINE «Third» [1970, Япония, картон, 2CD]
Название гласит, что это третий альбом лидеров кентерберрийской прог-сцены, и, как ни странно, это правда. Конечно, он этапный альбом в истории и прог-рока, и джаз-рока, но лично мне он был более всего любопытен в качестве одного из ориентиров для германских эксперименталистов-краутрокеров - бытует мнение, что и Can, и Faust и прочие Amon Duul II очень впечатлились наработками британцев Soft Machine в делах рок-авангарда.
Здесь я не совсем соглашусь на самом деле. Само собой, для рок-музыки это крайне знаковый революционный прорыв. Но в "Third" Soft Machine совершенно очевидны отсылки к фри-джазу и к классическому авангарду, а краутрокеры ведь имели прямой доступ и к тому, и к другому без посредников.
Ну, да не суть. Поговорим о музыке. Этот двойной альбом состоял в оригинале из четырех 19-минутных треков - по одному на каждую сторону винила, что было удивительной диковинкой для тех лет. Стартует он со стопроцентно авангардных диссонансов, но постепенно переходит в более привычное слуху джемовое русло, при этом не теряя ни напора, ни чувства свободного экспериментаторства. Второй трек "Slightly All the Time" ближе к середине вовсе трансформируется в некое рок-подобие Джона Колтрейна эпохи "A Love Supreme". Все это очень будоражит слушателя, и ни на секунду не дает ему повод жаловаться на скуку. И при этом мы слышим исключителньно инструментальную музыку!
Лишь в третьей композиции "The Moon in  June" проявляется вокал - и вот тут единственное место, где альбом дает слабину. Даже не знаю, в чем проблема - то ли в том, что Soft Machine мгновенно теряют все ощущение авангардного безвременья, начинают звучать как старомодный реликт психоделической эпохи, то ли в том, что вокал Роберта Уайатта имеет весьма спорные достоинства. Я - честно говоря - склоняюсь ко второй версии. Как бы то ни было, эта помарка не губит альбом, который с полной правой заслужил честь носить медаль "За заслуги в авангарде".
В финальной композии "Out-Bloody-Rageous" можно уже четко расслышать прообразы будущего краутрока - ее первые четыре минуты дают нам чистый синтезаторный эмбиент, прежде чем опять уйти в сферу фрэнкзаппаподобного джаз-рока в духе "Hot Rats".
CD-издание содержит дополнительный диск,  на котором можно в полной мере насладиться отлично отыгранным концертом в "Альберт Холле" - этот документ зафиксировал крайне важное событие: первое в истории выступление рок-группы на классическом симфоническом фестивале.
--- > Slightly All the Time




ROBERT WYATT «Rock Bottom» [1974, Япония]
История создания этого альбома подробно расписана самим Робертом на аннотации к диску. Фэны прог-рока знают ее назубок, но я все-же вкратце перескажу для непосвященных. Бывший барабанщик/вокалист Soft Machine собирался открыть новую главу в своей метающейся творческой жизни, но накануне первой репетиции с новым коллективом выпал из окна четвертого этажа и сломал позвоночник. Запасного позвоночника у него, к сожалению, не было. Таким образом он оказался парализованным на всю оставшуюся жизнь. Лежа на койке в окружении противовесов и гипсов, глядя в потолок, он сочинил материал для первого сольного проекта. И вон он, перед нами.
Люди, по самые уши погруженные в арт-роковые и прог-роковые сферы, частенько называют "Rock Bottom" чуть ли не лучшим произведением, вышедшим на виниле в 70-е годы. Такое массовое поклонение не могло не вызвать во мне любопытство, потому решил я лично оценить первоисточник. И, признаюсь, он отозвался во мне странными ощущениями.
В первое прослушивание я пришел к выводу, что это просто гениально - музыка просто засасывает, как воронка увлекает воду в недра раковины. Можно испытать нечто вроде приобщения к потустороннему космосу. Но вот второе прослушивание дало противоположный результат - я понял, что меня мутит, и слушать такое невыносимо до зубной боли.
Далее последовали еще две попытки, в ходе которых я понял - это музыка для строго подобранного настроения. Тихая, интимная, шевелящаяся в далеко не самых понятных звуковых диапазонах. "Rock Bottom" имеет крайне мало общего с теми альбомами Soft Machine, которые я успел изучить. Вокал Уайатта столь же спорен, как Питера Гэбриэла и Фила Коллинза - кто-то может боготворить, но у кого-то он вызовет мгновенное и необоримое чувство отторжения. В общем, лучше тебе судить об этом самому.
--- > A Last Straw




10CC «The Original Soundtrack» [1975, Япония, картон, shm-cd]
Обычно 10cc ассоциируется (не совсем справедливо) с именем Грэхэма Гулдмана - одного из главных хитовых авторов-песенников 60-х, его перу принадлежат многие хиты Yardbirds, Hollies. Он знаком даже панк-рокерам - в качестве продюсера альбома Ramones "Pleasant Dreams". 10cc - полноценный коллектив с его участием, где далеко не только он отвечал за написание песен.
"The Original Soundtrack" - третий альбом сего поп-арт проекта, это вовсе не саундтрек, скорее концептуальная попытка создать нечто вроде виртуального путешествия по несуществующему кинофильму. Если честно - не зная подноготной, ощутить это трудно, но все-таки можно.
В целом работа - которую принято считать лучшей в дискографии 10cc - более всего напоминает "A Night at the Opera" Queen, только почти без гитар. Даром, что обе пластинки вышли в одном 1975 году.
Диск прославился у критиков первыми двумя треками - мини-оперой "Ночь в Париже", этакий облегченный аналог "Богемской рапсодии", и мега-хитом "I'm Not in Love", который в умах миллионов ассоциируется не только с бесконечными ротациями на радиостанциях, но и с балладами в стиле AOR, главным прообразом которых он и является на самом деле. "I'm Not in Love" - действительно, очень навязчивая песня.
Есть в альбомы проходные моменты, которые не добавляют ему красоты, но в пиковые моменты он блистает. "Blackmail" - фанковый бритпоп, нечто, что Queen ввел в свой репертуар уже ближе к 80-м, но лично мне более всего пришлась по душе "The Film of My Love", которой с чистой совестью можно было бронировать место в фильме Феллини.
В итоге мы имеем образец опереточной рок-эклектики, которой наблюдался богатый  урожай в середине 70-х благодаря Queen, Sparks, ни и - собственно - 10cc. Я бы поставил ему и пять баллов, если бы альбом не разбавлялся охапкой невзрачных номеров.
--- > Une Nuit a Paris




GENTLE GIANT «Octopus» [1973, Япония, shm-cd]
Gentle Giant - это сборище британских виртуозов-мультиинструменталистов, которые с рождения были призваны играть прог-рок высшей категории сложности. Многие зовут "Octopus" - четвертый их альбом - авангардом, но для настоящего авангарда здесь не хватает провокаторства. Не столько даже в смысле удара по болевым точкам слушателя, сколько в аспекте провоцирования каких-то особенно глубоких мыслей. Это очень сложный паззл, но который создан нас развлекать, а не ставить в тупик. Разгадывать его вовсе не обязательно.
Gentle Giant совсем откровенно отрываются от всей рок-культуры, никакого рока не то что на уровне King Crimson, но даже в масштбах Van der Graaf Generator здесь не услышать, все ноты здесь - суть порождения чисто классического музифицирования.
Все же пугаться здесь нечему - музыка течет своим очень накрученным многослойным потоком, никого не напрягая, не утомляя, искусство ради искусства. Даже о такой мелочи, как создание атмосферы музыканты не беспокоятся. Тот образец прог-рока, который можно включать в присутствии любой аудитории, весело заглянувшей к тебе в гости на чашечку чая.
И, да, поют они просто чудесно.
--- > Knots




PROCOL HARUM «A Salty Dog» [1969, Япония, картон]
Крайне сильно впечатленный дебютным альбомом Procol Harum 1967 года, я принял волевое решение углубиться в их дискографию. Наугад, вслепую заказал их третий лонгплей, и был им очарован. Правда, только со второго прослушивания.
Открывается он волшебной атмосферной арт-роковой балладой "A Salty Dog" - на мой взгляд, вещью даже более сильной, чем запиленная "A Whiter Shade of Pale". Далее альбом тянется в том же задумчивом, неторопливом колыбельном темпе, чем-то напоминающем ранние психоделические поп-работы Bee Gees - такие, как "Odessa" и "Horizontal". Очень позабавил добродушный фолк-номер "Boredom", но ложку дегтя подбросил вовсе неуместный типовой и крайне сырой блюз "Juicy John Pink", который нарушает все мягкое течение альбома.
Наибольший интерес во мне пробудил финальный (если не считать бонусов) трек "Pilgrims Progress". Если ты хорошо знаком с деятельностью Velvet Underground, то должен был слышать абсолютно гениальный сольный альбом Джона Кейла "Paris 1919" 1973 года. Так вот теперь у меня есть твердая уверенность, что он весь целиком вышел из этой песни, да и музыки Procol Harum вообще. Попробуй теперь меня переубедить.
--- > Pilgrims Progress

Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments