bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

CD шоппинг. Выпуск 4971.

С каждым днем я чувствую себя все более и более обреченным - новые диски неотвратимо скапливаются на моем столе в безжалостном темпе, чтобы их рецензировать мне точно понадобятся два десятка помощников, хоть снова журнал открывай. Сейчас даже не знаю, с чего начинать. Начнем с самого простого - в прямом и переносном смысле. Что может быть проще Motorhead? Сегодня у нас есть повод в очередной раз поудивляться - как всего навсего три человека могут творить на сцене столько умопомрачительного шума.

MOTORHEAD




«Overkill» [1979, Япония, картон]
«Bomber» [1979, Япония, картон]
«Ace of  Spades» [1980, Япония, картон]
«No Sleep 'Till Hammersmith» [1981, Япония, картон]
«Iron Fist» [1982, Япония, картон]
Motorhead всегда были белой вороной (ну или белым ангелом ада - в общем, чем-то белым и летающим) в ряду адептов религии хэви-металлического децибела. Хотя бы потому, что сам Лемми старательно дистанцировался от своих собратьев по хэви-металлу, маниакально повторяя, что он всю сознательную жизнь играет рок-н-ролл.
Все же это не совсем так - в рядах металлистов поклонников трио куда больше, чем в любой другой категории граждан. В составе Motorhead то и дело появлялись люди, сделавшие себе имя в прочих хард-энд-хэви проектах. А на плакате к альбому "Iron Fist" (он сохранился и в этом японском издании) мы видим парней в потешных боевых костюмах какого-то сатанинского рыцарского ордена - при всех мечах и регалиях. Правда, Лемми ненавидит это обмундирование, в котором стоял на сцене в 1982 году - но в этом он признавался уже десятилетия спустя. В общем, задним числом-то мы все рок-н-ролльщики.

С другой стороны, панки действительно любили эту группу. Да и Motorhead на одной сцене с The Damned и Wendy O. Williams выступали еще в незапамятные незапятнанные времена (бас Лемми можно услышать в составе The Damned на кавер-версии "Ballroom Blitz" Sweet). Но главное - в XXI веке все это и вовсе не важно, Motorhead стал интернациональным общепризнанным культурным достоянием, и их невообразимое упорство - играть одно и то же на протяжении вот уже 34 лет - растопило сердца даже самых снобистских критиков, страдающих мигренями от любого звука громче шуршания мыши по коврику.

Первый альбом группе пришлось перезаписывать аж два раза - звались эти попытки "Motorhead" и "On Parole". В этом обзоре мы обойдемся без этих сырых релизов, ибо я нашел в себе силы потратиться на японские версии лишь пяти следующих пластинок, записанных в "золотом" составе.

"Overkill" - диск, с которым Motorhead получили путевку в чарты (24 место в Британии), и который открыл миру принципиально новый саунд. Звук турбореактивного двигателя, в которого на сверхзвуковой скорости засолало ревущего льва. Альбом помнят в основном благодаря загловной вещи, но на мой взгляд, на нем можно откопать даже более любопытные и не столь запиленные песни.
-- слушать -- Tear Ya Down
"Bomber" вышел в том же 1979 году, но не зная хронологии, можно невзначай подумать, будто это более старая пластинка, нежели "Overkill". А все потому, что реактивный движок работает на более тихих оборотах, значительная часть альбома отдана под почти блюзовые номера, и классных песен слегка поменьше количеством. Одним словом, он куда более похож на дебютник 1977 года. Все же это спокойствие обманчивое - если вдруг в середине альбома тебя начнет слегка клонить в сон, не забывайся - это Motorhead, они могут со всей мочи вдарить по ушам в самый неподходящий момент.
-- слушать -- Dead Men Tell No Tales
"Ace of Spades" наконец довел саунд группы до желанного сияющего пика, куда другим панк и метал-группам без альпинистского снаряжения добраться в то время было не суждено. В нем удивительным образом остались легкие намеки и на блюз, и даже на кантри, но пластинка уже совсем не об этом. Она о жажде скорости.
После этого момента фишку начали просекать смелые последователи, и в Британии приступили к первым творческим экспериментам такие ребята, как Venom, Charged G.B.H. и Discharge - те самые команды, которые на фундаменте Motorhead построили экстремальный металл и не менее экстремальный панк-рок.
Не все песни на "Ace of Spades" работают одинаково сильно, но общий заряд пластинки столь мощен, что не может не впечатлять даже сегодняшнего слушателя, избалованного брутальными примочками и психованными продюсерами.
-- слушать -- (We Are) The Road Crew
"No Sleep 'Till Hammersmith" - самый успешный, воистину триумфальный релиз в дискографии Motorhead - на самом деле не имеет никакого отношения к залу "Хаммерсмит". Концертник собран из записей короткого британского тура, который до "Хаммерсмита" не добрался.
Это именно тот восхитительный редкий вид концертного альбома, после которого очень тяжело заставить себя слушать те же песни, но в оригинальных студийных версиях.
Как это повелось в эпоху компакт-дисков, CD-переиздания комплектуются бонусами, и тут можно заикнуться о довольно распространенной проблеме - когда дополнительный материл способен принизить общие достоинства альбома. Так ли это в этом случае? Многие старые фэны "Live at Leeds" The Who утверждают, что оригинальная, которткая версия концертника слушалась на одном дыхании и была сгустком совершенно чудовищной термоядерной энергии. Но удлиненный вариант накал страстей ощутимо понизил. Или - как более близкий пример - концертник "Unleashed in the East" Judas Priest 1979 года, который теперь в обязательном порядке снабжается четырьмя бонусами, хорошими, но лишающими диск этого самого фактора "единого дыхания".
Ежели говорить о "No Sleep 'Till Hammersmith", то бонусы (благодаря которым диск из 11-песеннего стал 18-песенным) на мой взгляд ничуть не уступают основной программе. Проблема лишь в том, что трек "Motorhead", которым завершался оригинальный винил, был настоящим, как говорят, шоу-стоппером, после такого грандиозного финала продолжать концерт как-то бессмысленно. Я склоняюсь к мысли, что при прослушивании стоит как-то переставлять песни, чтобы "Motorhead" все-равно подавался к десерту.
-- слушать -- Motorhead
"Iron Fist" - последнее произведение Motorhead классического состава, слегка более размеренная и мелодичная пластинка, нежели большинство предыдущих. Из недостатков - все более заметно, как группа по второму-третьему разу рециклирует одни и те же риффы. Песня "Iron Fist" по-сути - вольный ремейк "Ace of Spades", а рифф "Loser" ну уж очень напоминает своего старшего собрата из песни "Metropolis".
Несмотря на все это, "Iron Fist", наверное, мой любимый диск "Motorhead"... Я бы мог объяснить почему, но смысл? Просто у каждого поклонника этой группы всегда должен быть какой-то свой особенный любимый альбом, и предсказать его логически невозможно. Для кого-то это "Ace of Spades", для кого-то "Orgasmatron", для кого-то "1916". Разница в качестве работ Motorhead варьируется в столь малых пределах, что выделять что-то можно лишь на сугубо личном, интимном, подсознательном уровне. Не удивлюсь, если для каждого любимая пластинка та - которую он услышал первой. Я, правда, изначально познакомился со сборником "No Remorse".
Мэйнстримная пресса всегда заканчивает на "Iron Fist" речь о Золотой Эпохе Motorhead, но мы-то все взрослые люди, и прекрасно знаем, что дальше много еще чего было интересного и замечательного. Но об этом уже не сегодня.
-- слушать -- Go to Hell


P.S. В качестве бонус треков на всех релизах фигурируют сингловые бисайды и множество "альтернативных версий" (на самом деле - демо-записи). Некоторые из них столь сыро и грубо звучат, что даже удивляешься, как из них могли вырасти те самые любимые народом кричалки и вопилки Motorhead. Альбом "Iron Fist" добит целым концертным сетом не самого лучшего качества, зато бесплатно в нагрузку.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments