bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

CD шоппинг. Выпуск 7000.

Мне это представляется так: человек слушает хэви-метал круглые сутки, круглые недели и круглые годы. В один чудесный момент он вдруг неожиданно трезвеет, окидывает взглядом коллекцию дисков и приходит в ужас: "господи! что же я такое слушаю!". Чтобы притупить чувство стыда, он напивается... и снова включает хэви-метал.

Сегодня звезды сошлись так, что в обзоре свежекупленных дисков почти все, что мы только можем требовать от хэви-метала (за исключением того, что было рассмотрено в ранних выпусках).

HEAVY METAL SPECIAL
ACCEPT • JUDAS PRIESTIRON MAIDEN • MOTLEY CRUE • MOTORHEAD • OZZY OSBOURNE • SCORPIONS

ACCEPT «I'm a Rebel» [1980]
ACCEPT «Breaker» [1981]
Карьера русских народных тевтонцев Accept стартовала непристойно хитроумными загогулинами. Хард-рокерский дебютник 1979 года был настолько невзрачен, что большинство фэнов даже не помнят, что такая пластинка вообще существует. Со второй пластинкой "I'm a Rebel" 1980 года приключился так и вовсе вопиющий казус - она абсолютно не вписывается в какие-то хэви-металлические рамки приличия. Это наиглупейшая смесь панк-рока и поп-музыки, будто бы сыгранная шотландцами Nazareth. Однако - как это ни поразительно - его можно слушать! Всего восемь коротких шлягеров, полных незамутненного мальчишеского задора, и запоминающихся с первого раза и навсегда.
Наш настоящий, легендарный Accept начинается с третьего лонгплея "Breaker", выполненного по новейшим (по состоянию на 1981 год) международным хэви-металлическим стандартам. Агрессивный как стадо чертей поток нержавеющего сознания. Первостатейных классических песен здесь еще нет, но осталось совсем немного времени до тех пор, когда Accept научатся их делать.
-- слушать -- I'm a Rebel (3:59) 1980
-- слушать -- Run If You Can (4:49) 1981

JUDAS PRIEST «Sad Wings of Destiny» [1976, Япония, картон]
JUDAS PRIEST «British Steel» [1980]
JUDAS PRIEST «Point of Entry» [1981]
JUDAS PRIEST «Turbo» [1986, Япония]
У Judas Priest на первых порах не ладилось все, что только могло не ладиться. С дебютным альбомом "Rocka Rolla" так и вовсе фатальная промашка случилась - по наущенью кого-то из менеджмента Роб Хэлфорд с друзьями не стали записывать для дебютника свои лучшие, любимые публикой и обкатанные на концертах номера. В итоге получился трудновыносимый дебютный альбом, и Judas Priest понадобилось два года, чтобы сделать вторую пластинку, как раз состояющую из тех самых всеми любимых хард-роковых гимнов. Ее-то и назвали "Sad Wings of Destiny". Это не идеальная, но самая предпочтительная из всех студийных работ Judas Priest 70-х, и вплоть до "British Steel" команда так и не смогла сгенерировать столь же полновесный, размашистый и продуманный альбом.

Кстати, о "British Steel". Каждый хэдбэнгер содержит эту пластинку в воображаемом Зале Хэви-Металлической Славы у себя в голове, ее не выбить оттуда и бейсбольной битой. Но Judas Priest не были бы самими собой, если бы не попытались хоть что-то испортить. Обновленный и начищенный до блеска хромированный саунд иногда все-равно сваливается в старомодный гулкий хард-рок, и парочка особенно непокорных песен с трудом поддается запоминанию. А еще, купив британское переиздание, я вдруг обнаружил, что всю жизнь слушал американские версии - с иным порядком песен. Английский вариант, оказывается, проглатывается легче и грамотнее сбалансирован - иногда порядок песен имеет значение.

Следом за "British Steel", обрадованные свалившейся славой, Judas Priest без особенных раздумий накатали "Point of Entry", и тотчас об этом пожалели. Критики и фэны стали пинать эту пластинку как дохлую корову. Дескать, и саунд заскорузлый и допотопный, и энергии меньше, чем в ржавой батарейке, и хиты какие-то хандрящие. Так вот, не обращай на нытиков внимания. "Point of Entry" - прекрасный момент в дискографии Judas Priest, славный отменными мелодиями и лишенный уже поднадоевшей стадионной патетики. На фоне "British Steel" и следующего "Screaming for Vengeance" он слушается даже не камерной, а какой-то домашней пластинкой, потому каждый припев воспринимается как свой, родной и любимый.

И последний у нас на сегодня - альбом "Turbo", который задумывался группой и продюсерами как Великий Американский Коммерческий Прорыв. Так оно и случилось. Но вот цену за это пришлось заплатить изрядную. В мгновение ока Judas Priest лишились поддержки старых фэнов, которые не купились на облегченный и притупленный синтезаторно-стадионный саунд. Сейчас на такие мелочи, конечно, уже не стоит обращать внимания. Но вот отсутствие реально боевитых металлических номеров непростительно по меркам любой эпохи. Пара задорных треков затерялась где-то в середине пластинки, навевающей тоску по чему-то светлому и брутальному. Слава богу, через пару лет Judas Priest смогли выкарабкаться из этого ада.
-- слушать -- The Ripper (2:51) 1976
-- слушать -- Grinder (3:59) 1980
-- слушать -- You Say Yes (3:29) 1981
-- слушать -- Rock You All Around the World (3:39) 1986

IRON MAIDEN «Killers» [1981]
IRON MAIDEN «Powerslave» [1984]
IRON MAIDEN «Somewhere in Time» [1986, Япония]
IRON MAIDEN «Seventh Son of a Seventh Son» [1988]
Начнем с конструктивной критики. И продолжим ею же. Второй опус Iron Maiden под дружелюбным названием "Killers" всегда носил репутацию достойного наследника первого альбома. Но откуда растут ноги этой репутации - мне совершенно непонятно. Ибо все, что работало на дебютной пластинке, здесь простаивает без дела. Хотя внешне все похоже, конечно. Ударные номера - "Wrathchild" и "Murders in the Rue Morgue" - вне всякой критики. Но вот остальное... ей богу, я знаком с этой пластинкой почти 25 лет, но до сих пор не могу вспомнить ни одной песни, кроме вышеупомянутых. В общем, старая рокерская традиция - забивать второй альбом песняими, неуместившимися в первом - редко когда доводила до добра.

На этом я свое брюзжание не заканчиваю, ибо дошла очередь рецензировать "Powerslave", альбом из Золотого Фонда Хэви-Металлической культуры, пластинка, за которую вот-вот, наверное, начнет заступаться ЮНЕСКО. Но я опять-таки не уверен, что все так радостно, как описывают фэны и рок-энциклопедии. Если ты не страдаешь глухотой, наверняка обращал внимание, что альбом стартует двумя стопроцентными хитами - "Aces High" и "Two Minutes to Midnight". Факт отрадный, но рождающий характерную для стопроцентных хитов проблему: они быстро надоедают.
А что мы имеем на альбоме кроме двух навязчивых надоевших шлягеров? Четырнадцатиминутный финальный эпик Харриса "Rime of the Ancient Mariner", который интересен скорее какими-то отдельными удачными фрагментами, чем в целом. Плюс в центре пластинки гнездится заглавная тема "Powerslave", которая вне всяких сомнений гениальна и восхитительна. И что еще? А вот в том-то и проблема, что об остальных треках (а это добрая половина альбома) вспоминать как-то не принято. Да и что о них вспоминать?

После выхода "Powerslave" группа впала в приступ долгосрочного сумасшествия - отправилась в тур длинной 13(!) месяцев, отыграв за это время 193 концерта. Немудрено, что опухший коллектив впал в полукоматозное состояние и сбавил обороты с намерениями заняться музыкой поспокойнее. Мало того, тот же Дикинсон вовсе сложил с себя полномочия автора-песенника, и сочинять новый материал пришлось Харрису и Смиту на пару. Таким вот вывертом родилась самая странная пластинка Iron Maiden - полуконцептуальный альбом "Somewhere in Time" о путешествиях по времени. Длительные, многоходовые хитрозакрученные песни и гитарные синтезаторы навели тогда критиков на мысль, что Iron Maiden впали в старческий маразм. Спустя многие годы угол взора на этот альбом изменился радикально - теперь его считают одной из первых ласточек прог-метала.
Даже если не задумываться о смелостях эксперимента и красотах обложки, само по себе ювелирное качество музыки делают "Somewhere in Time" одним из пиковых моментов в наследии Iron Maiden. Но погоди, не спеши - приобретая этот диск надо учитывать две вещи. Первое - по душе он далеко не каждому. Второе - выдели в семейном бюджете небольшие деньги на покупку виниловой копии. Компакт-диск, звучит, конечно, превосходно, но ничего интересного ты не разглядишь на крохотной обложке даже если одолжишь лучший микроскоп у знакомого коллекционера микроскопов.

Два года спустя Iron Maiden вернулись со слегка более энергичным  долгоиграющим произведением "Seventh Son of a Seventh Son". Это уже стопроцентно концептуальное творение о мистических материях. И хотя при записи были оприходованы наработки предыдущей пластинки, в целом звучание альбома ближе к "Powerslave", что не могло не порадовать тех, кто счел "Somewhere in Time" старперским занудством. По мнению ведущих мировых аналитиков (которых я сам только что выдумал) "Seventh Son of a Seventh Son" завершает золотую эпоху Iron Maiden. И хотя в дальнейшем им были не чужды ратные подвиги на полях хэви-метала, все-же последующие альбомы оцениваются с легким снисходительным гандикапом.
-- слушать -- Murders in the Rue Morgue (4:19) 1981
-- слушать -- Aces High (4:30) 1984
-- слушать -- Heaven Can Wait (7:21) 1986
-- слушать -- The Clairvoyant (4:27) 1988


MOTLEY CRUE «Shout at the Devil» [1983, Япония, картон]
Иногда мне кажется, что не будь вокруг Motley Crue всей этой блаженной рок-н-ролльной катавасии - с оргиями, дебошами и беззаконием, они бы не продержались в нашей памяти так долго. Ибо музыкальный выхлоп носит достаточно спорные достоинства. Чисто хэви-металлический дебютник 1982 года "Too Fast for Love" - штука прикольная, залихватская, но ни к чему не обязывающая. Пластинка 1985 года "Theatre of Pain" - так и вовсе бездарно слепленная пустышка. Альбом "Girls, Girls, Girls" 1987 года держится на двух-трех ударных номерах - на глэмовых радио-таранах, но в целом не блещет насыщенным наполнением. "Dr. Feelgood" - это почти образцово-показательное радиоформатное изделие в форме диска, его боготворит не одна тысяча надежных поклонников. Но - положа руку на сердце - в 1989 году снискать себе славу запродюсированным вусмерть рок-н-ролльным хард-роком за достижение уже не считалось.

И к чему мы приходим? Да к тому, что у Motley Crue случилась всего одна пластинка, которой действительно можно гордиться в полный рост. Это "Shout at the Devil" 1983 года рождения. Альбом, записанный в тот самый момент, когда хэйр-метал и глэм-метал только-только начинали распугивать робких американских родителей. Это было свежо тогда, и это бодрящее ощущение молодцеватого оптимизма ощущается до сих пор, стоит лишь заиграть первым аккордам "Shout at the Devil". Ну а главное - Motley Crue в первый и последний раз собрали волю в кулак, и отбарабанили десять безапелляционно точных, четких и цепляющих песен.
-- слушать -- Looks That Kill (4:08) 1983


MOTORHEAD «Another Perfect Day» [1983, Япония, картон]
MOTORHEAD «Orgasmatron» [1986, Япония, картон]
MOTORHEAD «Rock 'n' Roll» [1987, Япония, картон]
Не далее, как в марте, мы блицкригом с ревом моторов пробежались по ранним альбомам трио Лемми Килмистера, после чего уперлись в дорожный знак "Смена Состава". После записи "Iron Fist" группу покинул Эдди Кларк, мотивируя это тем, что Лемми слишком много стал якшаться с панками. Потому альбом "Another Perfect Day" записывался с новым рекрутом - Брайаном Робертсоном из Thin Lizzy. Фэны, критики и даже менеджеры настолько невзлюбили нового гитариста, что продержался он ровно один альбом, а саму эту пластинку многие прокляли и до сих пор стараются игнорировать. А ведь сие на самом деле - самый что ни на есть классический Motorhead. Ну слегка помягче и чуть разнообразней, нежели мы привыкли раньше, но - уверяю - таковые отличия заметны лишь очень вооруженным взглядом. Мелодически он просчитан также хитроумнее среднемоторхедовского уровня, и это делает пластинку крайне интересным объектом для пристального изучения. Кстати, текст самого любопытного во всех отношениях трека "Dancing on Your Grave" два бразильских брата пытались перевести на португальский язык, в процессе чего у них родилось слово "sepultura". Так они и назвали свою группу, догадайся какую.

После трехлетней паузы Motorhead стали вовсе неузнаваемы, перетусовки состава привели к тому, что команда превратилась в квартет. Правда, зачем им две гитары, на альбоме "Orgasmatron" совершенно непонятно: он спродюсирован так, что бас так же глушит обе гитары, как рев реактивных турбин - крики пилота "куда вы полетели, я же здесь, остался на взлетной полосе!!".
Пластинка состоит из двух взлетов - в начале и в финале, и большого провала в центральной зоне, где находятся песни столь примитивные (и это по моторхедовским меркам!), что даже биться головой об стенку под них утомительно. И все же отдадим уважение группе, которая постарась выучить пару новеньких трюков, а также обзавелась самой симпатичной обложкой в своей галерее. Если спросишь, какое отношение бронепоезд имеет к оргазматрону, отвечу - никакого. Обложка рисовалась в ту пору, когда пластинку собирались назвать "Ridin' with the Driver".

Следующий диск "Rock 'n' Roll" по официальным завизированным Килмистером ведомостям проходит как "худший альбом Motorhead". Сайт amg в частности, поставил ему честную двойку. Приговоры обычно сопровождаются следующими претензиями: "скучно", "медленно", "тупо", "скверно записано", "бездарно" и "устало". Если ты с чем-то несогласен - зачеркни любое из этих слов. Лично я бы вычеркнул все. Потому что "Rock 'n' Roll" - это реальная вещь, и это рок-н-ролл. Содержит как минимум два нетленных шедевра от Motorhead ("Rock 'n' Roll", "Eat the Rich"), плюс семь напористых и цепких треков, и один монолог монтипайтоновца Майкла Пэйлина. И это последний альбом Motorhead, записанный в подвешенном полупанковом состоянии, начиная с "1916" группа на всех парах вторглась в дебри честного хэви-метала.
-- слушать -- Dancing on Your Grave (4:30) 1983
-- слушать -- Nothing up My Sleeve (3:12) 1986
-- слушать -- Eat the Rich (4:35) 1987


OZZY OSBOURNE «Ozzmosis» [1995, Япония, картон]
Магическое число семь подарило Оззику самый излюбленный простым людом его альбом "Ozzmosis". Страшная тайна седьмой пластинки кроется в том, что она нагло прет поперек истинных стандартов хэви-метала - фактически каждая вторая песня здесь - баллада. Баллады, однако же, столь массивные и тяжелые, что иногда с наскоку можно не обратить внимание на этот тщательно скрываемый изьян.
Если бы это был альбом, например, Scorpions, артиста бы с дерьмом сьели за такие сопливые выкрутасы. Но Оззику прощают все, всегда, и неглядя - как обладателю всесильной сатанинской индульгенции. Но корень истины в том, что "Ozzmosis" - на деле удачная работа. Это ребячество доброго и слегка усталого старичка, который уже не способен на сюрпризы, но способен по вечерам распугивать детишек давно испытанными приемами.

Ремастированная версия звучит помягче оригинала, который - признаться - мне всегда резал слух. Единственное, что осталось неизменным: странные еле слышимые щелчки в начале "I Just Want You". Я долгое время думал, что это брак компакт-диска, но убедившись, что они на месте и в новом японском издании, пришел в полную растерянность.

-- слушать -- Ghost Behind My Eyes (5:11) 1995


SCORPIONS «Lovedrive» [1979, Япония]
SCORPIONS «Blackout» [1982, Япония]
SCORPIONS «Love at First Sting» [1984, Япония]
Как бы ни уверяли меня хард-рокеры старой, палеозойской закалки, что Scorpions были блистательны с самого начала, все же ранние их пластинки оставляли меня всегда с чувством абсолютной неудовлетворенности. Такое ощущение, что мощный мотор втуне крутился на холостых оборотах.
Ситуация счастливо переменилась в 1979 году, когда Scorpions обнаружили в себе коммерческую жилку и - поборов хард-роковые предрассудки - решили попробовать себя на поприще благообразного хэви-металла. Так началась золотая эпоха Scorpions, продлившаяся пять лет, за которые были выпущены и с успехом распроданы четыре альбома, три отличных ("Lovedrive", "Blackout" и "Love at First Sting") и один непонятный ("Animal Magnetism").

"Lovedrive"
- шестой лонгплей группы по старой доброй скорпионовской традиции упакован в наипошлейшую обложку. Он открывается двумя  столь боевыми номерами, что группа будто сама себя испугалась, и остальную часть альбома усиленно принялась шпиговать балладами. Но это такие баллады, за которые - ей богу - не стыдно даже перед разьяренными блэк-металлистами. Впрочем, самую красивейшую вещь - "Is There Anybody There?" вообще трудно классифицировать, полагаю, что это крайне извращенная попытка сделать романтическое регги в стиле одиозной пауэр-баллады.

"Blackout" - это апогей амбиций Scorpions, когда они еще были комбайнерами на ниве хэви-метала, и больше думали о тех, кто на их концертах трясет головами, а не переводит зажигалки. Пиршество всемогущих риффов и голос Клауса Майне в топовой форме, что особенно удивительно, ибо в тот самый момент он перенес операцию на горле и над его певческими талантами навис дамоклов меч. Если у тебя имя Scorpions ассоциируется исключительно со слезоточивой ахинеей для дошкольников в юбках, "Blackout" - надежное опровержение, которое каленым железом выжжет в тебе все эти суеверия.
Ремастеринг слегка нагло преобразил альбом, придав гитарам современный мясной привкус, но ценой жертвы - вокал чуток задвинули подальше к заднему плану. Рокировка смелая, но принесла свежих острых ощущений в давно уже заслушанную до дыр музыку *.

Наконец, после долгого марафона, мы подошли к альбому "Love at First Sting" - вместилищу наиболее навязчивых мелодий, когда-либо созданных хэви-металлической группой. Мелодизм здесь балансирует на грани приличия - кажется, еще немного, и группа рухнет в огромный котел сахарного сиропа (что, впрочем, и произошло с ней в последующие годы). Но нет, это еще не поп-музыка, Scorpions еще стоят на страже рок-н-ролльных идеалов, что, например, доказывает песня "Coming Home", когда эфемерная акустическая баллада в самый неожиданный момент срывается с места и бежит кого-то кусать и топтать.
Да, я не говорил еще, что самая запиленная баллада 80-х "Still Loving You" закрывает именно этот альбом? Нет? Уф, хорошо. Будем и дальше делать вид, что не говорил.

-- слушать -- Is There Anybody There? (3:59) 1979
-- слушать -- Blackout (3:49) 1982
-- слушать -- Coming Home (5:01) 1984

* - очень давно заслушанную до дыр. "Blackout" - самый первый металлический альбом, который я услышал в своей жизни (примечание, кажется, мое).
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →