bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

В подарок аудиофилу

РОК-СБОРНИК ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ И ТЕСТИРОВАНИЯ АУДИО-ТЕХНИКИ



ПРОЛОГ
Угадай с трех раз, какой вопрос мне задают чаще всего, когда набираются храбрости? Правильно: "Олег, какие бы ты альбомы рекомендовал для проверки аудиотехники на вшивость?".

Самый простой и банальный ответ - пользоваться эталонными классическими и джазовыми альбомами, которые есть в коллекции каждого аудиофила (такими, как "Superbass 2" или хотя бы "In the Digital Mood" оркестра Гленна Миллера). Мало того, джазовые и классические лейблы с радостью штампуют пачками специальные аудиофилические сборники сомнительной художественной ценности, но зато безграничной красоты звучания.

Действительно, рок-музыка считается малопригодной штуковиной для определения технологического уровня аудио-систем - почему так, я подробнее расскажу ниже. Но вот какая закавыка - 99% слушателей целыми днями слушают именно рок. Мало того, современные hi-fi и hi-end аудиосистемы настолько тонко заточены под аудиофилические жанры (акустика, джаз, симфоническая и камерная музыка, опера), что зачастую не справляются с элементарным рок-материалом. Потому и назревает проблема создания идеальной тестовой рок-коллекции.
Официально полноценной компиляции эталонных рок-стандартов в природе нет, и скорее всего никогда не будет - по той простой причине, что авторские права на самые популярные в массах рок-альбомы принадлежат десятку различных лейблов, и между собой они вряд ли когда-либо договорятся. Остается взять решение проблемы в свои руки.

Эту компиляцию я вынашивал несколько месяцев, тщательно перебрав почти всю свою коллекцию. Мало того, уже после того, как все тринадцать треков были отобраны, я проверил, нет ли возможности заполучить их в более продвинутых мастерингах, после чего заказал несколько из этих альбомов в последних японских или MFSL версиях. Это отодвинуло обнародование сборника еще на пару месяцев.

НЕМНОГО СКУЧНОЙ ТЕОРИИ
Так почему же рок-музыка непригодна для тестирования аудио? Проблема в том, что аудиофилия не оперирует абстрактным понятием "качество звука". В ходу более осязаемая категория - "натуралистичность звука". То есть каждый инструмент, голос и общая звуковая сцена должны максимально точно соответствовать своему живому, сценическому или студийному аналогу.
Если ты знаешь, как должен звучать саксофон, тромбон или виолончель - ты тотчас определишь непорядок в системе, неаккуратно обрабатывающей какой-то из инструментов.
Рок-музыка же в противоположность живым жанрам - продукт искусственной электрической и звукоинженерной индустрии. Электрогитара может звучать миллионом самых разнообразных и непредсказуемых способов, и делать какие-то выводы о качестве своей системы на основе ее тембров и гармоник невозможно в принципе.
В стандартной рок-группе есть два живых инструмента - голос и ударные. Но и они в подавляющем большинстве рок-записей обработаны до неузнаваемости. Поэтому ряд аудиофилов предпочитает рок-записи начала шестидесятых годов, когда возня со спецэффектами и сведением многоканального исходника были еще в диковинку, и звук доходил до слушателя в более-менее первозданной форме.

К сожалению, сами по себе рок-записи шестидесятых в основной своей массе записывались тяп-ляп, и каких-то эталонных образцов в той эпохе было создано не так много, как нам хотелось бы.

С семидесятыми годами проблема еще большая - все настолько увлеклись перепродюсированием и многослойными аранжировочными конструкциями, что естественность звука в большинстве случаев была практически похоронена. Наглядный пример - альбомы Queen, которые с точки зрения любого аудиофила звучат просто катастрофически.

В середине восьмидесятых произошло поворотное событие - стали появляться полностью цифровые рок-записи, возникла возможность без кровавых жертвоприношений добиться феерического качества звука, которой тотчас же воспользовались наиболее продвинутые музыканты и звукоинженеры. Но малина длилась недолго.
В начале девяностых цифровой звук начал рыть себе могилу - как только началась "война за громкость" (loudness war). Итогом ее стало то, что 99% поп и рок-ассортимента, изданного на CD за последние пятнадцать лет безжалостно обработаны компрессором. Цель - достичь громкого, мощного, эффектного звука. Цена - скукоживание динамического диапазона до мизерных величин, а в наиболее запущенных случаях - раздражающий клиппинг (искажения и помехи на пиковых сигналах). Потому-то в нашем сборнике крайне мало записей последнего периода - все они звучат как полированные и тупые братья-близнецы.

Оценить уровень компрессии сигнала несложно. Для начала надо заметить, что измерение пикового сигнала тебе ничего не даст - почти у всех компакт-дисков он в районе 99 децибел. Лучше всего воспользоваться измерениями RMS мощности - функциональной психоакустической величины. Это делает ряд программ (таких как mp3gain или iVolume).
У добротных "олдскульных" CD средняя RMS-мощность альбома - в районе 91-93 децибел. Если этот показатель превышает 98 децибел - беда. Для примера: у пресловутого "Death Magnetic" Metallica этот параметр равен 102,2 дБ.

Все же я не считаю динамическое сжатие абсолютным злом. Это зло относительное. Некоторые записи действительно слегка оживают после подтяжек, но многие столь чувствительны, что их сгубит малейшая неосторожность. К тому же приходится признать, что ряд последних излишне громких ремастерингов древних рок-артефактов хоть тресни звучит интересней, чем старые сырые издания.

ЧЕМ НАС КОРМЯТ
Делая данную подборку я сам удивился - насколько же мало рок- и поп-альбомов, которые можно было бы назвать безупречными с точки зрения саунда. Основная проблема, которая на корню губит подавляющее большинство записей (если не считать рассмотренной выше динамической компрессии) - скверная передача вокала. На двух третях записей вокал присвистывает, глохнет, слипается с инструментами, расплывается в аморфную массу, либо звучит противоестественно. Причем самое обидное, что зачастую звукоинженеры и продюсеры похабят пение именно выдающихся певцов - того же Фредди Меркьюри или Джеффа Бакли. Виной тому в большинстве случаев перепродюсирование. Голос Меркьюри, прежде чем дойти до пластинки перезаписывался и перенакладывался десятки раз, причем все это делалось с пленки на пленку на аналоговых магнитофонах. До добра такие игрища никого и никогда не доводили.
Потому - как то ни парадоксально - с точки зрения аудиофилии многие демо-записи рок-групп звучат качественней (читай "правильней"), нежели их полноценные альбомы.

THIS IS THE ULTIMATE AUDIOPHILE SAMPLER
Пора переходить к практике. Но сперва о том, зачем вообще нужен этот сборник. По-сути подавляющее большинство аудиофилических дисков используются вовсе не для того, чтобы проверить, насколько хорош твой звук. Скорее это инструмент для наглядной демонстрации твоей аудиосистемы друзьям (или продавцом - покупателю). Набор фокусов, которые должны впечатлить слушателя, который в эту секунду оказался меж двух колонок. Практическая ценность их условна. Тем не менее мы постараемся выжать максимум практической пользы из этой компиляции, которую я выкладываю в формате FLAC (без потерь), и ты ее можешь скачивать, пока читаешь комментарии к каждому из треков.

01.
YES "ROUNDABOUT" (1972)
["Fragile", Mobile Fidelity Sound Lab, 2006, UDCD 766, США]

Громкость альбома по RMS: 94 дБ.
Один из тех поразительных случаев, когда чрезвычайно насыщенное инструментами, и при том крайне энергичное звуковое полотно подается идеально отчетливо и динамично. Трек смикширован без сучка и задоринки от начала и до конца с практически ювелирной точностью. Его можно использовать просто для гордой презентации твоей свежекупленной системы заскочившим на огонек друзьям-меломанам.

02.
PINK FLOYD "US AND THEM" (1973)
["The Dark Side of the Moon", Mobile Fidelity Sound Lab, 1988, UDCD 517, США/Япония]

Громкость альбома по RMS: 86,7 дБ.
Альбом, который наверняка люди чаще всего таскают с собой в магазин при покупке системы. Продюсирование еще более гротескное и комплексное, нежели в случае с Yes, и в ряде треков качество микса уже на грани критичности. В первую очередь с этой точки зрения интересен трек "Us and Them". Дело даже не в том, что в нем есть два соло на саксофоне (что по-любому любопытно с точки зрения оценки звучания). В нем еще есть "взрывные" куплеты, которые комкаются и слипаются при прослушивании на слабой аппаратуре. И также в этой записи очень насыщенный музыкальной информацией басовый сегмент, который является не таким уж и легким испытанием для напольных колонок, а на полочниках он так и вовсе еле угадывается. В идеале этот трек должен звучать очень тяжело, но эта тяжесть должна полностью быть контролируемой и мелодичной даже на самых низких нотах.

03.
DIRE STRAITS "THE MAN'S TOO STRONG" (1985)
["Brothers in Arms", Universal, 2006, UICY-6604, Япония]

Громкость альбома по RMS: 92,2 дБ.
Вторая после Pink Floyd рок-группа, чье имя приходит мне на ум при одном только слове "аудиофилия" - конечно же Dire Straits. А, может, даже первая. Прецизионно прописанный альбом "Brothers in Arms" содержит один трек, который просто какой-то рай для аудиофила - это "The Man's Too Strong". Здесь и акустика, и прочувственный вокал, и клавишные, и в качестве бесплатного бонуса - разбросанные там и сям резкие звуковые всплески. Идеальный образец для раскрытия динамического диапазона системы.
Момент, на который надо обратить особое внимание - поведение клавишных. Они не должны расплываться бесформенно по всему фону (как на многих дешевых и несбалансированных системах), они должны быть аккуратно вписаны в микс, обладать собственным точно очерченным звуковым пространством.

04.
ELVIS PRESLEY "FEVER" (1960)
["Elvis is Back", BMG, 2005, BVCM-37088, 24-битный мастеринг, картон, Япония]

Громкость альбома по RMS: 95,5 дБ.
Вот и то, о чем я говорил во вводной части - образец звукозаписи самого начала шестидесятых, когда все писалось живьем и потому при аккуратном ремастеринге и достойной аппаратуре ты сможешь пообщаться с Элвисом с глазу на глаз. У меня есть некоторые претензии к этому релизу - слышны неровности ленты и звук слегка приглушен, скорее всего с целью снизить уровень пленочных шумов. Но и того что мы имеем более чем достаточно, чтобы сымитировать дома сцену с живым Элвисом по центру.

05.
LED ZEPPELIN "YOU SHOOK ME" (1969)
["Led Zeppelin", Atlantic, 2003, WPCR-11611, картон, Япония]

Громкость альбома по RMS: 94,5 дБ.
С точки зрения аудиофилии все альбомы Led Zeppelin звучат в лучшем случае посредственно. Единственное радостное исключение - дебютный альбом, записанный за смехотворную сумму практически на коленке. Потому он звучит крайне натуралистично и естественно, несмотря на все перегрузки и пленочные шумы. Живая сцена воссоздается даже на аппаратуре среднего класса, а на большой громкости и с соответствующим аппаратом раскрывается не по-детски.

06.
DIAMANDA GALAS "ARTEMIS" (1986)
["The Divine Punishment / Saint of the Pit", Mute Records, 1988, CDSTUMM 33, Англия]

Громкость альбома по RMS: 90,9 дБ.
Один из камней преткновения аудиофилии - передача женского вокала. Здесь я столкнулся с массой проблем, ибо перебрал десятки записей, но ничто меня ни капельки не впечатлило в этой очень деликатной сфере. Пока меня не осенило - ну, конечно, Диаманда Галас! Все возможные диапазоны женского голоса и в предельно минималистичном антураже. Думаю, лучшей демонстрации и не подобрать.

07.
SLAYER "LIVE UNDEAD" (1988)
["South of Heaven", American Records, 50-51011-6040-2-7, Европа]

Громкость альбома по RMS: 93,1 дБ.
Задолго до тех пор, когда Рик Рубин начал поганить клиппингом альбомы Red Hot Chili Peppers и Metallica, он создал пластинку, которая и по сей день остается эталонной в сфере всех тяжелых металлов. "South of Heaven" для металлиста такая же первоочередная тестовая пластинка, как "Обратная сторона Луны" для классик-рокеров. Идеально сбалансированный саунд с фантастически прописанными барабанами и тяжелой, агрессивной и в то же время мягкой и предельно аккуратной звуковой палитрой.

08.
PRIMUS "MY NAME IS MUD" (1993)
["Pork Soda", Interscope Records, 492 257-2, Европа]

Громкость альбома по RMS: 94,8 дБ.
В целом довольно невзрачно прописанный альбом - и вокал и ударные не выдерживают критики. Но! В песне "My Name is Mud" звучит самый фантастический электрический бас, который когда-либо бороздил дорожки компакт-дисков. Ультимативное испытание на вшивость для массивных напольных акустических систем.

09.
DAVID BOWIE "FIVE YEARS" (1972)
["The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars", EMI, 2007, TOCP-70144, картон, Япония]

Громкость альбома по RMS: 94,1 дБ.
Образец удивительного пиетета по отношению к вокалу со стороны авторов ремастеринга. Скромный и ничем особо не выдающийся голос Боуи здесь живет полноценной жизнью, и несмотря на то, что он зачастую прячется в глубине аранжировок, абсолютно рельефный. С точки зрения прописывания голоса для поп-альбома - это живое назидание для армии звукоинженеров-халтурщиков.

10.
THE DOORS "L.A. WOMAN" (1971)
["L.A. Woman", Warner, 2007, WPCR-12721, картон, Япония]

Громкость альбома по RMS: 92,9 дБ.
Наглядная демонстрация того, какие чудеса может творить современная техника со старым материалом в руках мастера. Альбомы The Doors сами по себе всегда звучали весьма и весьма недурственно, но после того, как Брюс Ботник пересвел их с нуля, мы получили в распоряжение совершенно поразительный документ - аудиофильски играющий артефакт далекой эпохи.
В процессе тестирования этой записи (данный альбом я регулярно прихватываю с собой на всевозможные прослушивания) выяснилось, что она крайне капризна к масштабам системы. На полочных колонках она раскрывается слабо - то ли не хватает размаха, то ли критично наличие свободы для нижних частот. Кажется, и то и другое.

11.
DEEP PURPLE "SOLDIER OF FORTUNE" (1974)
["Stormbringer", Warner, 2007, WPCR-12267, 2006, картон, Япония]

Громкость альбома по RMS: 97,8 дБ.
Когда к тебе в гости нагрянет фэн Deep Purple (а он нагрянет обязательно), учитывай тот факт, что далеко не все пластинки британских хард-рокеров выдерживают аудиофильскую критику. Простейший способ показать свою систему - воспользоваться альбомом "Stormbringer", самым эффектным и аккуратным с точки зрения звучания их произведением.
"Soldier of Fortune"  в этом отношении просто подарок - акустическая гитара, сладкий но крепкий вокал и атмосферный фон "Хэммонда", собственно ради таких моментов люди и тратятся на hi-end аппаратуру.

12.
FRANK BLACK AND THE CATHOLICS "STUPID ME" (2000)
["
Dog in the Sand", Cooking Vinyl, COOKCD 200, Европа]
Громкость альбома по RMS: 97,5 дБ.
Редчайшая для рок-индустрии двухтысячных реализация мечты аудиофила - натуральный продукт без пищевых добавок и красителей. Альбом "Dog in the Sand" записан живьем на двухдорожечный аппарат и без наложений и обработок прямиком отослан в тираж. То есть, слушая его, ты практически присутствуешь непосредственно на камерном перфомансе профессиональной рок-группы. Без лишних посредников! Несмотря на поджатость диапазона (RMS 97,5 дБ), в записи осталось очень много воздуха, и на большой громкости она начинает дышать полной грудью.

13.
BECK "PAPER TIGER" (2002)
["
Sea Change", Mobile Fidelity Sound Lab, 2009, UDCD 780, США]
Громкость альбома по RMS: 91,2 дБ.
С этой пластинкой произошло настоящее чудо. Дело в том, что я столкнулся с натуральной пыткой, когда пытался подобрать для этой компиляции хоть какой-нибудь образец современного технологического рока - электрического, сэмплированного и максимально оторванного от старомодного саунда 60-х/70-х, которого у нас и так переизбыток. Ничего не устраивало. В конце концов я нашел единственную абсолютно идеальную работу такого рода - "Sea Change" Бека Хансена. И уже собирался выложить ее вместе с остальными треками, как вдруг обнаружил, что в июле должен выйти новый мастеринг именно этой самой пластинки на Mobile Fidelity Sound Lab! Это был знак выше. Пришлось подождать пару месяцев, и вот теперь мы имеем возможность послушать идеал саунда двухтысячных. Теперь альбом уже не зажат как оригинал - средняя громкость понижена на 5,2 дБ, это очень существенно. И данная версия играет воистину фантастически. Любопытное наблюдение: это, похоже, самый первый релиз 2000-х годов, переизданный аудиофильским лейблом.

ВНИМАНИЕ! Если ты хочешь составить этот сборник самостоятельно, скачав или купив указанные альбомы, ты можешь потерпеть полное фиаско в том случае, если будешь использовать какие-то другие, менее удачные издания тех же самых пластинок! Однако в природе могут обитать и более качественные версии использованных треков.
 
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →