bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

CD шоппинг. Выпуск 7343.

Когда человек начинает слушать сайкобилли, он берет на себя примерно ту же ответственность, что фэн грайндкора, Oi! или тру-блэкметала: теперь ему всю жизнь придется доказывать окружающим, что он не выпендривается и не издевается, что ему эта музыка нравится на самом деле.

PSYCHOBILLY, ROCKABILLY
THE STRAY CATS • THE CRAMPSDEMENTED ARE GOKING KURTBATMOBILEFRANTIC FLINTSTONES • OS CATALEPTICOS

THE STRAY CATS «The Stray Cats» [1981, Япония, картон]
THE STRAY CATS «Rant n' Rave With The Stray Cats» [1983, Япония, картон]
Начнем мы для разогрева не с сайко, а самого что ни на есть правильного рокабилли, точнее - нео-рокабилли (невелика разница, можешь поверить мне на слово).

В чем же заключается та радость, которую принесли на эту землю с планеты Нью-Йорк Брайан Сецер и компания? А радуются ведь все, куда ни глянь - видал я альбомы The Stray Cats в коллекциях и панков, и хард-рокеров и даже отчаянных собирателей диско (есть и такие!). Особого секрета нет: рок-н-ролльное трио адаптировало классический рок-н-ролл для современности. Только не саунд, не лирику и уж точно не имидж, нет. Они сделали более важную вещь: прокачали олдскульный рок-н-ролл до альбомного формата.
Ведь в чем беда Эдди Кохрэна, Джина Винсента, да и практически любого монстра рока пятидесятых? В том, что они мыслили в сингловом формате. Как бы ни были гениальны их ударные песни, выискивая их в лонгплее приходится продираться сквозь залежи никак не возбуждающих наполнителей - будь то затасканные кавер-версии, слащавые баллады для женской популяции, бессмысленные блюзовые упражнения или абстрактные песни без единого хука.

Для The Stray Cats, появившихся на свет в 1979 году такой фокус бы не прошел - другие времена, другие нравы, совсем другие критики и слушатели. И они справились - мало того, что их лучшие альбомы полновесны и сочны от начала и до конца, так они еще и лучше работают как единое целое. В этом я убедился на своей шкуре, ибо многие годы слушал The Stray Cats исключительно сборниками и концертниками, но как только решил обратиться к "номерным" альбомам был поражен, насколько они работают лучше, чем разрозненное ассорти из тех же самых песен.

"The Stray Cats" и "Rant n' Rave" - первый и третий их альбомы (если не считать сборника "Built for Speed"), оба они совершенно равноценны и чудо как хороши. Брайан Сецер и сотоварищи не только прекрасно изучили всю подноготную классического рок-н-ролла, но и почерпнули хороший урок от панков - хочешь сделать настоящую убойную рок-н-ролльную пластинку, поддерживай максимальный энергетический уровень с первой до последней песни, не расслабляйся и не скатывайся в сопли. Хотя и баллады им к лицу - "I Won't Stand in Your Way" тому доказательство.

Да, многие почему-то ставят знак равенства между словами "рок-н-ролл" и "рокабилли", но так делать не стоит. Рокабилли - лишь одна из разновидностей рок-н-ролла, построенная на мотивах и ритмах хиллбилли (кантри, примитивно говоря). В частности записи Джонни Кэша пятидесятых годов тоже вполне прекрасно вписываются в определение рокабилли*. Но это так, к слову.
-- слушать -- Ubangi Stomp | 3:14 | 1981
-- слушать -- I Won't Stand in Your Way | 3:57 | 1983


THE CRAMPS «Songs The Lord Taught Us» [1980]
А вот и The Cramps, слегка готичные американцы выросшие на почве панк-рока и сами того не ведая ставшие основоположниками сайкобилли. Что за зверь такой сайкобилли мы уже обсуждали несколько месяцев тому назад, так что лишний раз избивать кнопки клавиатуры по этому вопросу не будем.

Формально сайкобилли от The Cramps не отвечает принципиальным стандартам - у них не только нет контрабаса, но и гитарный бас отсутствует. За саунд отвечают две гитары, одна из которых отстроена под нижние регистры. Отсюда специфический слегка загробный звук, за который их так любят поклонники зловещих искусств.

Лично у меня они никаких струн в душе в свое время не тронули, и я про них совсем забыл. Но не так давно решил еще раз испытать The Cramps на своем организме, для чего приобрел их первый (и самый известный) альбом. Включил один раз, второй третий - и не понимаю, как это слушать. Мелодии очень условны, все построено на каких-то минималистичных и угловатых схемах и ничто не цепляет, хоть тресни.

Тогда я решил сменить точку входа - и сделал попытку воспринимать The Cramps не как сайкобилли, и тем более не панк, а как стопроцентный гаражный рок. И вот тогда все мгновенно встало на свои места! Сразу стала понятна логика всего бубнящего и скрипящего в динамиках, и на меня снизошло ликующее удовлетворение. В конце концов не зря же они играют "Strychnine" The Sonics.
-- слушать -- Garbageman | 3:37 | 1980


DEMENTED ARE GO «In Sickness & in Health» [1986]
DEMENTED ARE GO «Kicked out of Hell» [1988]
DEMENTED ARE GO «The Day the Earth Spat Blood / Go Go Demented!» [1989/1990]
Психопаты из Уэльса почитаются за родоначальников лютующего злобного сайкобилли, и если ты не слышал их дебютника "In Sickness & in Health" то никогда не поймешь о чем речь. Это действительно остервенелый сгусток сорвавшегося с цепей бешенства. Сыграно из рук вон плохо, записано еще мерзотнее, зато как прет! Что ни песня - то манифест серийных дебоширов. Сайкобилли в эмоциональном экстремуме, и на мой взгляд, одна из трех лучших работ в истории жанра.

"Kicked out of Hell" в должной мере не поддержал начинание. Нужные ингредиенты все на местах, и даже зловещих ноток стало побольше, но былого разгула стихии не наблюдается. Абстрагируясь от заслуг прошлого следует признать - этот альбом все же заслуживает похвал и не будет лишним ни в одной сайкобилльной коллекции.

Третья пластинка "The Day the Earth Spat Blood" - то ли короткий лонгплей, то ли длинный мини-альбом. Скорее второе, особенно с учетом того, что последние две вещи с него трудно назвать полноценными песнями. Интересных риффов и мелодий здесь явный дефицит, но чтобы оправдаться перед покупателем лейбл Cherry Red добил CD концертным альбомом "Go Go Demented". Надо быть очень пьяным фанатом Demented Are Go чтобы словить какой-то кайф от этого клубного звукового месива.
-- слушать -- Crazy Horses | 1:51 | 1986
-- слушать -- Human Slug | 2:32 | 1988
-- слушать -- Termite Man | 3:42 | 1989
-- слушать -- Rubber Plimsoles | 2:02 | 1990


KING KURT «Big Cock» [1986]
Кing Kurt - одна из старейших британских сайкобилли банд - появилась на свет лунный в 1981 году почти сразу после The Meteors. Но догадаться об их причастности к легендарной сайко-сцене по этому альбому трудно. Скорее это набор интенсивных развлекательных рок-н-роллов в утяжеленном поп-формате. Основное отличие King Kurt от собратьев - активное использование духовой секции, вследствие чего они начинают местами напоминать поздних Madness. А когда они впадают в хиллбилли, то на ум приходит совместный проект Джелло Биафры с Моджо Никсоном. Только хуже, и заметно. Чего-то им не хватает, как будто яиц. Это и неудивительно - петух изображенный на обложке яиц точно нести не обязан.
-- слушать -- Horatio | 3:39 | 1986


BATMOBILE «Bambooland» [1987]
BATMOBILE «Amazons from Outer Space» [1989]
Голландцы Batmobile - один из самых культовых сайкобилли бэндов за всю историю жанра, я с ними знаком если не с рождения, то с мезозойской эры точно. Всегда было любопытно узнать с чего они начинали - тем более что дебютные альбомы сайкобильных команд частенько оказываются лучшими. Но здесь, оказалось, не тот случай.

Странно, что парни из Роттердама блицкригом завоевали всю Европу и даже Америку, если их первая пластинка "Bambooland" была столь невзрачной и утомительной (справедливости ради заметим, что до нее в 1985 году на прилавках андеграундных рекорд-шопов засветился их стартовый мини-альбом "Batmobile"). Здесь Batmobile показаны в своем характерном стиле - рокабилли, достаточно нервное, чтобы носить приставку "сайко". Вот с хуками и риффами напряженка, как в голодные годы, всего два трека способны зацепить: "Chasin'" и кавер-версия глиттеровской "Do You Wanna Touch".

К счастью Batmobile стопроцентно реабилитировались год спустя с захватывающим и лакомым альбомом "Bail Was Set at $6,000,000" - самой удачной своей работой. Но речь у нас сегодня не о нем, но о третьем лонгплее 1989 года "Amazons from Outer Space". Этот умудряется удивлять вовсе неожиданными риффами и креативными ходами - Batmobile вошли во вкус и поняли во-первых чего от них хотят, а во-вторых - что конкурентов с каждым месяцем все больше и больше.
-- слушать -- Chasin' | 3:40 | 1987
-- слушать -- Gorilla Beat (The Monkey) | 2:12 | 1989


FRANTIC FLINTSTONES «Rockin' Out / Not Christmas Album» [1988/1989] /
Как и Batmobile или Guana Batz, Frantic Flintstones работают на очень узком стыке между рокабилли и сайкобилли, то и дело не понимая, кто они такие на самом то деле. Все же это большое и важное имя на олдскульной сайко-сцене. Купить их ранние альбомы - задача непомерно сложная (с бОльшими трудностями я столкнулся лишь когда пытался приобрести что-то из старого каталога The Quakes). К счастью, подвернулся компакт-диск, совместивший их второй и третий альбом. Оба трудно назвать полновесными - один слишком короткий, другой наполовину состоит из кавер-версий рождественских шлягеров (не песен Роберта Рождественского, конечно).

"Rockin' Out" хорош - в меру мутный, в меру гнусный, в меру пьяный рок-н-ролл - ни один фэн сайко не почувствует себя обманутым, как бы ни старался. "Not Christmas Album" на первый взгляд все то же самое, но не хватает буквально одной ложки перца. И все-таки весело, не такое глупое бессмысленное веселье, как у King Kurt, а скорее какое-то обреченное.
-- слушать -- Hot Head Baby | 2:10 | 1988
-- слушать -- Blue Christmas | 2:23 | 1989


OS CATALEPTICOS «Little Bits of Insanity» [1998]
Os Catalepticos - брутальнейшее сайкобилли родом из Бразилии. Живьем звучит почти как трэш-метал (ровно в той же мере, в какой можно назвать трэшем поздних The Exploited), но на альбоме железный призвук притуплен, и получается настоящее, но крайне изуверское сайко. Ничего более убойного в этом жанре я не слышал со времен финнов Mental Hospital. Мелодий здесь лучше не искать, зато риффов здесь - вагон и сто локомотивов.
На сайко-вечеринке лучше такое включать в самом конце - когда все уже настолько оглохли, что неспособны расслушать ничего, кроме железобетонного звукового шквала. В своей категории - классика, я готов не только признать это, но и отстаивать такую точку зрения самыми громкими криками и битьем головой об стену.
-- слушать -- Gambling With a Demon | 2:47 | 1998

* - кстати, а ты в курсе, что само слово "psychobilly" взято из песни Джонни Кэша "One Piece at a Time"?
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments