bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

CD шоппинг. Выпуск 7620.

Тяжелый рок (на самом деле в цивилизованных англо-американских странах его все-таки принято звать heavy metal, а хард-роком там зовут любой утяжеленный гитарный рок, начиная с The Who и Rolling Stones) был доминирующим музыкальным жанром в семидесятых годах.
В нашу эпоху пост-модерна, если человек вдруг нечаянно признается, что скупает такой ветхий утиль, автоматически получает диагноз "престарелый маразматик". Ну разве что Led Zeppelin с Black Sabbath сохранили какой-то авторитет в среде распущенных необразованных хипстеров. Но так как нам на хипстеров плевать с высоты египетских пирамид, то мы будем послушно покупать такие пластинки и делиться впечатлениями. Тем более, что хипстерам есть чему поучиться даже у самых закостенелых динозавров.

ТЯЖЕЛЫЙ РОК
BLUE CHEER • LIGHT OF DARKNESS • FREE • QUEEN + PAUL RODGERS • MOUNTAIN • AC/DC • DEEP PURPLE • BLACK SABBATH • TEN YEARS AFTER • U.F.O. • M.S.G.


BLUE CHEER «Outside Inside» [1968]
Как я уже писал с полгода тому назад, три отмороженных калифорнийца, окрестившие свою команду в честь ЛСД "Blue Cheer", опередили Led Zeppelin (а также MC5 и The Stooges) на добрый год, выдав на гора две самые тяжелые и громогласные пластинки 1968 года.
Вторая из них, "Outside Inside" начинается миролюбиво, потихоньку раскачиваясь с психоделического блюза до гаражного металлического рева. А в середине альбома парни так и вовсе съезжают с катушек, подвергая полной деконструкции (если не сказать расчленению) "стоуновскую" "I Can't Get No Satisfaction" - получилось даже шизофреничнее, чем у Devo десять лет спустя. Такое надо услышать хотя бы раз в жизни, чтобы рассказывать детям, как наблюдал Большой Взрыв, который создал Вселенную Хэви-метала.
-- слушать -- “Just a Little Bit” - Blue Cheer - 3:28 - Outside Inside - 1968


LIGHT OF DARKNESS «Light of Darkness» [1971]
Данный диск был мне продан вместе с устным духовно-спиритическим назиданием: "Береги его. Этот диск люди годами ищут, любые деньги платят. Не подведи!"
Что такое Light Of Darkness замалчивает всезнающая "Википедия", но есть и другие источники для черпания знаний - разрозненные ошметки сакральной информации можно найти в буклете к диску. Light Of Darkness - музифицирующие шотландцы, которые проживая в Германии, собрали  железный коллектив и удосужились выпустить никому неведомый единственный лонгплей в 1971 году.

Поначалу прослушивание оного не предвещало ничего экстраординарного. Ну хард-рок. Ну похоже на Black Sabbath (иногда до постыднейшего копирования). Ну и гаражное что-то во всем этом живет, шевелится.
Но где-то к середине пластинки начало на меня снисходить некое мистическое озарение. В какой-то момент я понял, что число штампов и цитат из рок-н-ролльной классики здесь зашкаливает за критическую массу, и мы - возможно - имеем дело с легким пост-модернистским издевательством и еле уловимой пародией на всю рок-музыку конца шестидесятых - начала семидесятых.
Перелистал все, что нашлось в Интернете на заданную тему, но не обнаружил никаких подтверждений своей смелой гипотезы. Тем не менее от нее не отказываюсь. В таком сатирическом ракурсе альбом заиграл совершенно новыми красками, преобразился и заблистал. Да, песни здесь минималистичны, зато запоминаются со второй попытки, и заставляют себя многократно переслушивать. Удивительно завлекательная штуковина, признаюсь.
-- слушать -- “Movin' Along” - Light Of Darkness - 4:16 - Light of Darkness - 1971


FREE «Fire and Water» [1970]
Лондонская команда, собранная в 1968 году и нынче памятная седым музыкоедам как стартовая площадка Пола Роджерса. Того самого Пола Роджерса, который заместил в Queen отлучившегося в Рай по делам Фреда Меркьюри. Если верить альбому "Fire and Water", Free практиковали весьма необычную форму хард-рока - такое ощущение, что команда была собрана по заявкам слушателей Motown. Это абсолютно черный соул-фанковый-r'n'b-шный тяжелый рок. Мягкий, пластичный, грациозный и совсем не кусачий. Лучшего вокалиста, чем Роджерс для такого концепта и представить невозможно, осталось только гуталином ему физиономию вымазать.
Главный народный хит альбома и группы Free вообще - финальный трек "All Right Now". Добрые языки говорят, что на концерте Queen в Москве ему подпевали полстадиона. Если честно "All Right Now" совершенно не отражает общего настроя пластинки, зато гитарным риффом смахивает на очевидный прототип AC/DC, что уже весомое достижение.
-- слушать -- “Mr. Big” - Free - 5:56 - Fire and Water - 1970


QUEEN + PAUL RODGERS «The Cosmos Rocks» [2008]
Опять Пол Роджерс, в компании совсем, казалось бы, чуждых ему людей. Признаться, я Не испытывал никакого желания не то что покупать, но даже слушать последний альбом Queen, но жизнь состроила страшную гримасу - кто-то подарил мне этот CD. Пришлость запастись валидолом и рискнуть послушать.

Пачка валидола осталась невскрытой - стыдно говорить, но "The Cosmos Rocks" мне понравился больше, чем "Made in Heaven". Глупо утверждать, будто Роджерс может заменить Фредди, мало того - он и не пытается. Он - кошка, которая поет сама по себе. Благолепных нот на этой пластинке собрана уйма, только где-то к середине они слегка блекнут. В целом - ощущение доброкачественной хард-роковой работы, где лишь слегка переборщили с помпезностью.
-- слушать -- “Time to Shine” - Queen & Paul Rodgers - 4:23 - The Cosmos Rocks - 2008


MOUNTAIN «Flowers of Evil» [1971]
Насколько мне нравятся первые два альбома Mountain - "Climbing!" и "Nantucket Sleighride", настолько же я не смог оценить красот этого. Mountain - одни из тяжелейших американских хард-рокеров тех бурных лет, не испытывавшие дефицита ни в чем - ни в энергетике, ни в хуках, здесь как-то бессовестно расслабились и затянули вялое пиршество на просроченных риффах.
Обидно, что в самый ответственный момент, когда любая хард-роковая команда получила шанс оказаться на белом коне с платиновым альбомом в кармане, Mountain дали слабину и не сдали госэкзамен на профпригодность. Потому и помнит их редкий случайный маргинал, или же страдающий бессонницей хиппи, пересматривающий хронику "Вудстока" (где Mountain дебютировали во всей первозданной красе).
-- слушать -- “Crossroader” - Mountain - 4:53 - Flowers of Evil - 1971

 
AC/DC «High Voltage» [1976, Япония, картон]
AC/DC «Dirty Deeds Done Dirt Cheap» [1976, Япония, картон]
Долго терпел, выискивая австралийские копии первых четырех альбомов AC/DC, но в итоге сдался и взял что было японское.

В Британии австралийцев вообще по жизни держат за деревенских дурачков. Представляю, какое ликование охватило англичан, когда они впервые услышали AC/DC - как пить дать хором загоготали "Смотрите, джентльмены! Австралийцы на самом деле идиоты и алкоголики, как мы себе и представляли!".
В общем, прибыв в Британию AC/DC встретили довольно своеобразный прием, но нашлись и те, кто не стал над ними глумиться. Подозреваю, что это была та прослойка британцев, которая уже слегка устала от Slade, но еще не успела заметить надвигающихся панков - то есть целевая рок-н-ролльная аудитория.

"High Voltage" 1976 года - это на самом деле компиляция песен с двух первых австралийских альбомов AC/DC 1974 и 1975 года, в основном со второго. Девять треков звучащие как творение победителей всемирного конкурса школьных рок-групп. Сегодня кажется, что этот альбом слишком хорош, чтобы быть правдой - записать оду звездному року используя пластмассовый набор "Юный Рокенрольщик" купленный в "Детском Мире" - это ли не гениально?

"Dirty Deeds Done Dirt Cheap" того же поля ягода, только саркастичнее, язвительнее и звонче. А еще здесь запрятан претендент на звание самой глупой песни в истории хэви-метала - каламбур от порутчика Ржевского "Big Balls", обычно его все любят в первую очередь. А если кто-то вдруг не любит, то я не понимаю зачем он вторгся на территорию AC/DC, там же написано "не влезай убьет!".

-- слушать -- “T.N.T.” - AC/DC - 3:35 - High Voltage - 1976
-- слушать -- “Dirty Deeds Done Dirt Cheap” AC/DC - 3:52 - Dirty Deeds Done Dirt Cheap - 1976


DEEP PURPLE «Come Taste the Band» [1975, Япония, картон]
Как известно, Deep Purple начинали как радиоформатная поп-рок группа, и несмотря на все свои титанические подвиги на ниве тяжелых риффов и одиозных японских концертов в итоге опять-таки пришли к тому, с чего начинали. В принципе еще альбом "Who Do We Think We Are" (1973) был развеселой, легкой, щегольской безделушкой (и в этом преуспел). Но спустя пару лет, пережив болезненые смены состава и выпустив две почти серьезные пластинки, Deep Purple окончательно расписались в своих развлекательных амбициях.

Любопытно, что хотя вся история Deep Purple рассматривается как бесконечные единство и борьба противоположностей (клавишника Лорда против гитариста Блэкмора), избавившись от соперника Лорд не превратил Deep Purple в клавишную группу - "Come Taste the Band" очень даже гитарная пластинка. И тот факт, что диск по-большому счету безделушка, совсем его не уродует. Ну да, не классика, но включив первую песню ты уже не оторвешься и дослушаешь до конца.
-- слушать -- “Lady Luck” - Deep Purple - 2:46 - Come Taste the Band - 1975


BLACK SABBATH «Sabotage» [1975, Япония, картон]
Я могу сколько угодно ныть, что на этом альбоме Black Sabbath слегка исписались и застопорились, что занудство здесь местами достигает критической массы, и так далее - но ты не слушай. Потому что в любом случаю я восхищен былой способностью Black Sabbath отписать серию из семи отменных альбомов подряд - с "Black Sabbath" по "Technical Ecstasy". Шестой элемент цепочки - "Sabotage" - содержит наименьшее количество классических песен (пожалуй, лишь "Symptom of the Universe", да ментально нездоровая "Am I Going Insane" дослужили до этого статуса), зато это самая разнообразная их пластинка. Неужели этого мало?
-- слушать -- “Am I Going Insane (Radio)” - Black Sabbath - 4:17 - Sabotage - 1975


TEN YEARS AFTER «A Space in Time» [1971]
Главные (после Fleetwood Mac) апологеты британского блюз-рока к 1971 году уже отметились седьмым альбомом. "A Space in Time" слегка насторожил старых фэнов - они не нашли в нем ни былой хард-рокерской тяжести, ни гитарных запилов, которыми славился Элвин Ли. Зато здесь много акустики, последних угасающих ароматов психоделии, и целых 37 минут безгранично красивой музыки. Уже за два только трека "I'd Love to Change the World" и "Over the Hill" группа в моих глазах заслужила памятник еще при жизни.
-- слушать -- “I'd Love to Change the World” - Ten Years After - 3:45 - A Space in Time - 1971

   
UFO «Force It» [1975]
UFO «Lights Out» [1977, Япония]
MICHAEL SCHENKER GROUP «Michael Schenker Group» [1980, Япония, картон]
Британская группа UFO в сознании сопричастных масс прочно ассоциируется с немецким именем Майкл Шенкер. Пока его брат Рудольф Шенкер пытался превратить Scorpions в нежный, но громогласный рупор тевтонского металла, Майкл присоединившись к UFO в 1974 году, начал делать из них развлекательную фабрику хитов для американского рынка.

"Force It" - идеальный хард-роковый party-альбом. Нечто подобное потом творили Van Halen, только хуже и зачастую с клавишами. UFO же сотворили праздник риффов и хуков для любителей выкрутить усилок до предела.
Любопытно, что на обложке снялись люди из совершенно иных музыкальных сфер - двое целующихся в зарослях сантехники голубков - никто иные, как будущие музыканты Throbbing Gristle - Genesis P Orridge и Cosey Fanni Tutti!

"Light Out" 1977 года в общих чертах повторяет все лучшее, испробованное на "Force It", за одним исключением - UFO понавешали на себя стадионного пафоса и торжественной многозначительности. Лично я немного болезненно отношусь к избытку патетики в тяжелом роке, но если у тебя иммунитет, альбом будет проглочен безболезненно и с большим удовольствием. Да, тут есть интересный неожиданный финт - кавер-версия "Alone Again Or" группы Love, надеюсь, я не испортил тебе сюрприза.

В 1979 году Майкл Шенкер распрощался с UFO, успел какое-то время поиграть со своим братом в Scorpions (есть мнение, что именно благодаря ему в 1979 году Scorpions радикально сменили свой рокерский вектор), и в итоге сколотил собственную команду.

Дебютный альбом Michael Shenker Group душой и сердцем принадлежит UFO, а вот саундом - новой волне британского металла. Любопытно послушать, как в новую стальную эпоху вписались матерые волки лесов прошлого. И в этом аспекте "Michael Shenker Group" столь же интересен для изучения, как "British Steel" Judas Priest того же года. Удивительно стабильный результат.
-- слушать -- “Shoot Shoot” - UFO - 3:40 - Force It - 1975
-- слушать -- “Lights Out” - UFO - 4:35 - Lights Out - 1977
-- слушать -- “Victim of Illusion” - Michael Schenker Group - 4:45 - Michael Schenker Group - 1980
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments