bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

CD шоппинг. Выпуск 7650.

На Руси по-настоящему, всеми фибрами и жабрами души, черную музыку не любили - предпочитали белые адаптации и эксклюзивные белые разработки. Даже светлокожие артисты, но слишком склонные к зачернению музыки, пользовались у нас куда меньшим успехом, чем на своих заграничных родинах. Лишь этим я могу объяснить тот факт, что ритм-энд-блюзовых Rolling Stones наш народ слушал совсем не так активно, как Pink Floyd, а блюзовые Led Zeppelin прозябали в тени Deep Purple (что по западным меркам так вовсе нонсенс).

А уж заставить человека с улицы вспомнить хоть одну песню Рэя Чарльза или Джеймса Брауна - задача непосильная даже гипнотизеру. И уж точно лучше не спрашивать, кто такой Эл Грин. Даже хип-хоп, при всей его мании величия неглубоко внедрился в нашу жизнь - русский шансон, "Сплин" и Deep Purple не пускают черных на самые рыбные места музыкальных магазинов.

Неудивительно. На половине российских территорий и негра-то живого до сих пор никто в глаза не видел. И уж тем более вжиться в его шкуру, понять зачем он это поет, и что у него на уме - невозможно. Впрочем, раз уж подрастает поколение, обеспечивающее любому фильму с Уиллом Смитом в России отменные сборы, то и перспективы Джеймсов Браунов у нас с каждым днем все светлее. А тут и Майкл Джексон со своей смертью вовремя подоспел...

Сегодня у нас в обзоре абстрактное месиво из нескольких черных альбомов, закупленных мною весной-летом.

ЧЕРНОМУЗЫКА:
СОУЛ, ФАНК, БЛЮЗ, РОК-Н-РОЛЛ

JAMES BROWN • FUNKY DIVASBETTY DAVISOTIS REDDINGARTHUR "BIG BOY" CRUDUPCHUBBY CHECKERRAY CHARLES • SCREAMIN' JAY HAWKINS • MICHAEL JACKSON


JAMES BROWN «The Payback» [1973]
В миру так принято нахваливать концертные шедевры Брауна (и заслуженно!), да так выгодно продавать его многочисленные сборники, что создается ощущение, будто студийных пластинок у него и не было вовсе.

Для приобщения к Королю фанка и соула в формате студийного лонгплея увесистый 73-минутный опус "The Payback" подойдет как нельзя лучше. Изначально он замышлялся в качестве саундтрека к "блэксплойтешен"* фильму "Ад в Гарлеме", но страдающий приступами дебилизма режиссер в последний момент от услуг Брауна отказался. Ничего страшного - мир получил на руки двойной альбом с восемью затяжными увесистыми фанк-номерами, растащенными на сэмплы бесконечной армадой хип-хопперов и электронщиков.

Все же пара баллад и нарочитая сухость саунда слегка сбивают накал афроамерикансих плясок. Такая приглушенность красок, мне кажется, мешает этой музыке рвануть на все сто, а также объясняет, почему наши современники предпочитают фанк в адаптациях гитарных белых юнош вроде Red Hot Chili Peppers.
-- слушать -- The Payback - 7:40


СБОРНИК «James Brown's Original Funky Divas» [1960-1977, 2CD]
Сам Джеймс Браун на этом двойном компакт-диске присутствует в гомеопатических дозах. Зато здесь собрана просто тьма угарных чернокожих певиц, которых он поставил на ноги и выпускал на сцену посреди своих концертов на пятнадцать-двадцать минут (это давало Джеймсу возможность слегка отдышаться).

В общей сложности набралось 46 треков, выстроенных хронологически аккуратно, что позволяет помимо получения неслыханного удовольствия параллельно отследить, как менялась танцевальная черная музыка в шестидесятых-семидесятых: от ритмичного черного соула до прыгучего, как на батуте, фанка.

Один из тех альбомов, про который неоригинальный критик ляпнет стандартное: "если собираешься купить всего-навсего один альбом в таком стиле, то бери этот". Притворюсь-ка я сегодня скучным критиком и скажу то же самое.
-- слушать -- Super Good (Answer to Super Bad), Parts 1 & 2 - Vicki Anderson - 5:35 (1970)


BETTY DAVIS «This is It!» [1973-1975]
Это не однофамилица, а самая что-ни на есть настоящая бывшая супруга классика джаза Майлза Дэвиса (ее фото, в частности, украшает обложку альбома Майлза "Filles de Kilimanjaro" 1969 года). Но ни джаз, ни фьюжн ее не соблазнили - с дикой прытью она рванулась горланить фанк.
В итоге c 1973 по 1975 год записала она три диска (по мотивам которых составлен представленный сборник) самого жесткого, тяжелого и крикливого черного фанка из тех, что мне приходилось когда-либо испытать на своих ушах. Это музыка, присланная свыше, чтобы заниматься всякими гадостями - например, трахать что-нибудь неприличное.
-- слушать -- Ooh Yea - 3:08 (1973)


OTIS REDDING «Respect» [1964-1967]
Отис Реддинг прожил 26 лет (всего на четыре года больше Сида Вишеза), но успел стать одним из главных черных голосов Америки. И что особенно удивительно - его записи оказались куда более увлекательными для моего россиянского слуха, нежели я опасался. Есть мнение, что он погиб как раз на пороге творческого взлета, и нам в наследие осталась лишь подготовка к нему. Зато каков разбег!
Этот дешевый сборник маловат (потому всего четыре звезды), зато без единого слабого номера - позитивный и заводной соул с хуками и фейерверками. Пел Отис красиво, и умер красиво - как Бадди Холли. Самолеты в те годы просто обожали уносить с собой жизни молодых дарований. Это у них хобби такое было, но потом алкоголь и наркотики вытеснили романтичные самолеты с погребального рынка звезд.
-- слушать -- (I Can't Get No) Satisfaction - 2:46 (1966)


ARTHUR "BIG BOY" CRUDUP «Look on Yonder's Wall» [1967]
Всегда думал, что истории о черных блюзменах, живущих в картонных коробках возле мусорной свалки - это все сказки дядюшки Римуса. Ан, нет. Почти легендарный блюзмен Артур Крадап действительно ютился в ящике до того самого момента, как его подобрал рекорд-бизнес и предложил контракт.

За пределами узкого тайного сообщества потребителей старого черного блюза Артур известен благодаря одному небольшому, но впечатляющему факту - он был любимым блюзмэном Элвиса. Именно Артур в 1946 году написал то, что спустя десять лет стало первым хитом Пресли - "That's All Right, Mama".

Альбом "Look on Yonder's Wall" записан им уже на склоне лет, и на этом склоне он, как обычно, сидел без копейки, пытаясь получить хоть какие-то отчисления за свои хиты в репертуаре того же Элвиса. Здесь ты услышишь исключительно электрический блюз, и при наличии наблюдательности в ряде песен отметишь, что в манере игры Артура будто есть нечто от Чака Берри. Точнее, наоборот.
-- слушать -- That's All Right - 2:48 (1967)


CHUBBY CHECKER «The Best: Cameo-Parkway» [1959-1961]
Мало кто сейчас помнит, что рок-н-ролл изначально замышлялся музыкой для ног, а вовсе не для просиживания в кресле с сигарой посреди огромных колонок с сонным котом на коленях. Чаби Чекер об этом тебе напомнит лучше любого другого - он был главой Министерства Пропаганды Танца Твист, и все его песни исключительно о том, что пора тебе двигать задницей и скакать как черт. Это не столько даже музыка, сколько бесконечный вихрь примитивнейшего рок-н-ролла.
И ты даже не представляешь насколько великолепен этот сборник хитов в качестве альбома для вечеринок.
-- слушать -- Let's Twist Again - 2:19 (1961)


RAY CHARLES «Ingredients in a Recipe for Soul / Have a Smile With Me» [1963/1964]
Попытку выпустить единым компакт-диском два не самых лучших альбома короля ар-эн-би Рэя Чарльза следует признать удачной. Потому что порознь каждой из этих пластинок чего-то недостает, но в сумме они давят авторитетом. А не хватает им многого - в первую очередь, собственно, ар-эн-би.

"Ingredients in a Recipe for Soul" - умиротворенный соул, по-сути эстрадный джаз, более интересный тем, кому близки песнопения крунеров Лас-Вегаса. Рэй исполняет немало джаз- и поп-стандартов, иногда получается нечто странное - "Over the Rainbow" из "Волшебника Страны Оз" лично я бы ни за что не опознал после такого вскрытия.

"Have a Smile" - полная противоположность, бодрячок, компенсирующий сонливость предыдущего альбома. Собственно, это единственное его достоинство, ибо сами песни не откладывают в голове запоминающихся личинок.
-- слушать -- Over the Rainbow - 4:11 (1963)
-- слушать -- Two Ton Tessie - 4:01 (1964)


SCREAMIN' JAY HAWKINS «Feast of the Mau Mau» [1969/1970]
Этот диск замогильного шок-блюзмена по всем каталогам проходит в качестве сборника. Но тщательное изучение буклета и онлайновых форумов привело меня к осознанию того факта, что "Feast of the Mau Mau" - это склеенные воедино два альбома Хоукинса: "What That Is!" 1969 года и "Because is in Your Mind (Armpitrubber)" 1970 года.

Пластинка гарантирует веселое времяпрепровождение, но не гарантирует наличия столь же первоклассного материала, как в уродливых психопатических хитах Хоукинса, записанных десятью годами ранее. Зато здесь есть ударный номер, без которого любая музыкальная коллекция будет чувствовать себя слишком слащавой и пушистой: "Блюз о запоре". Вот этот самый "Запор" и прилагаю - не упусти возможность к нему приобщиться!
-- слушать -- Constipation Blues - 4:36 (1969)


MICHAEL JACKSON «Off the Wall» [1979, Япония, картон]
MICHAEL JACKSON «Thriller» [1982, Япония, картон]
MICHAEL JACKSON «Bad» [1987, Япония, картон]
MICHAEL JACKSON «Dangerous» [1991, Япония, картон]
Умирать, конечно, нехорошо - этому нас еще с детства родители учили. А вот Майкла такому семья не обучала - папаша с ранних лет выгонял черного малыша плеткой на сцену, в глубине души предчувствуя, что такой талантище будет главным пропагандистом черной музыки в мире. Даже когда станет белым.

"Off the Wall" был пятым сольным альбомом Джексона и первым его взрослым программным заявлением. Майкл, видимо, принял молчание Стиви Уандера за слабину (Стиви в те годы числился главным ответственным за торжество черной музыки в эфире и почивал на лаврах тройного шедевра "Songs in the Key of Life"). Ему Майкл подготовил достойный ответ - диско-соул-фанковый "Off the Wall". Наша публика с трудом узнает хоть одну песню с этой пластинки, но - поверь - это действительно сила, и единственная пластинка Джексона, которая может в финале тягаться с "Thriller" за звание лучшей в бою на арене.

Но тягаться будет тяжело, ибо "Thriller" и не пластинка вовсе, а планетарный мультирелигиозный артефакт. Невозможно передать словами, как мы ненавидели этот альбом в 80-е - от него невозможно было спрятаться нигде и никак. И как мы его в то же время ценили, потому что Майкла плотно окружили любимые наши таланты: Пол МакКартни, подпевший в песне "The Girl is Mine", режиссер Джон Лэндис ("Братья Блюз"), что снял музыкальный мини-хоррор "Thriller", и даже Эдди Ван Хален, который подыгрывал здесь на гитаре. Обрати внимание, что пребывая в таком окружении, песни он продолжал писать самостоятельно!

Стоило Джексону приземлиться на территории лагеря мегазвезд в своей барокамере, как все медиа стали носиться с ним как с писаной торбой. В такой ситуации, чтобы не разочаровать мировую общественность, Джексону требовалось как минимум записать "Обратную сторону Луны", сочинить "Войну и мир", изобрести лекарство от рака и задушить руками Минотавра. Неудивительно что альбом "Bad" поначалу встретили кисло. Но быстро привыкли - раскрученные синглы очень помогли. Чисто альбомные, нехитовые номера здесь уже не впечатляют, но к счастью таких немного.

Вот на "Dangerous" наполнителей явный перебор, по альбому скачешь как через болото - с кочку на кочку, через бестолковые плясовые тупые номера к спасительным хитам. Провалиться грозит не смертью, а скукой, а скучать придется долго - альбом длинный и притупляющий. Джексон окончательно потерял черную почву из под ног - его мотауновское детство здесь вовсе не прощупывается сквозь толстый-толстый слой аранжировок. И по-сравнению с его пением на "Off the Wall", здешнее воспринимается как караоке замученного репетициями робота.
Все же это еще не провал - крепкий коммерческий плясовой опус. Провалы будут дальше, и не только в костях носа. Однако кому теперь охота об этом вспоминать? Тем более когда полпланеты бичуют сами себя за убийство Майкла: "не доглядели", "обидели", "не уберегли".

Об издании:
Выпуск этих японских лимитированных "картонок" был анонсирован буквально за пару месяцев до смерти артиста. Что касается оформления, то они просто чудесны. Касаетельно музыки: за основу взят мастеринг последних "улучшенных и дополненных" изданий, к которому у меня претензий нет, но хотелось бы каленым железом вырезать все никчемные бонус-треки, особенно из альбома "Thriller".
-- слушать -- Get on the Floor - 4:39 (1979)

На сегодня все. В следующий раз поговорим опять о черной музыке... немного в другом смысле этого слова - на очереди black metal.

*  blaxploitation - популярная в 70-е годы категория кинофильмов (преимущественно жестких городских боевиков), заточенных под нужды черного кинозрителя. Классический образец - фильм "Shaft", саундтрек к которому записывал Айзек Хэйз.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →