bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

CD шоппинг. Выпуск 7845.

Легионы наивных меломанов вот уже десятки лет вовлечены в поиск философского камня - универсального средства для обнаружения любимой музыки. Чтобы найти что-то новенькое и интересное кто-то круглосуточно дежурит в форумах, кто-то обкладывается рок-журналами, кто-то отслеживает каталоги любимых лейблов, а кто-то паяльником выколачивает информацию у продавцов. Десятки сайтов предлагают какие-то ветвистые древа, системы рекомендаций и нефильтрованную вебдванольность.
А что толку? Музыковеды со стажем знают, что вся эта суета - херня смехотворная. Потому что рано или поздно у матерого коллекционера-собирателя открывается внутреннее зрение, и он обретает магическую способность находить любые записи сюрреалистическими, аномальными методиками.

Джон Пил (царствие ему небесное) признался, что в 1971 году купил альбом группы Faust, просто завидев обложку - артисты, придумавшие такой конверт по его мнению уж никак не могли оказаться заурядными унылыми бездарями.
Есть у меня друг, собравший феноменально богатую коллекцию гаражного и психоделического рока шестидесятых. Как-то он пытался объяснить мне приобретение очередной гениальной находки: "Да ты, Олег, посмотри на их фото на обложке! Какие у них прически! Зацени рубашку у вокалиста! Это же чума! И не слушая понятно - это нереально крутые парни!".

В 1996 году, как сейчас помню, зашел проведатьь сотоварища - директора оптового склада компакт-дисков. Сидел с ним, трепался, поглощал чай с ватрушками, и от нечего делать разглядывал стеллажи и небоскребы из десятков тысяч компакт-дисков. Видны были только корешки. И тут, в четырнадцатом ряду в двадцать пятой стопке я углядел корешок. Что за группа, что за диск - без понятия. Но какой корешок! Я понял - мое. Я ткнул в диск ватрушкой, и мы извлекли его из под многотонных залежей. Поставили в плеер, оказалось - дебютник ска-панк банды Suicide Machines "Destruction by Definition". С тех пор и по сей день один из моих любимейших ска-панк альбомов. Вот так и считываются призрачные невидимые подмигивания корешка.

В сегодняшнем обзоре последних покупок - как минимум один аналогичный случай. Наткнувшись в каталоге на коллектив с мистическим названием Pentangle, подумал - а ведь отличное название для группы! Такое не может пропадать зря! Про Pentangle я не знал ничего, кроме того, что это то ли фолк, то ли фолк-рок, то ли прог-рок конца шестидесятых. Но это неважно - я просто обязан был услышать этот чертов "Пентангль". Купил альбом "Sweet Child", отслушал. Красотища! На следующий день без раздумий взял еще два. Я же говорил - разве может оказаться дерьмом что бы то ни было под названием "Пентангль"!?

FOLK, COUNTRY ROCK, EASY LISTENING и не только
PENTANGLE • NICO • POPOL VUH • SIMON & GARFUNKEL • CHIEFTAINS • NEW RIDERS OF THE PURPLE SAGE • PAUL MAURIAT


PENTANGLE «Sweet Child» [1968, Япония, картон, 2CD]
PENTANGLE «Basket of Light» [1969, Япония, картон]
PENTANGLE «Cruel Sister» [1970, Япония, картон]
Про Pentangle можно говорить сложные вещи, а можно и простые.
Начнем с простых - это проект двух гитаристов, которые съели бесконечное число собак на британской фолк-сцене, после чего собрали нечто вроде супер-фолк-группы. Их продюсером стал Шел Тэлми - человек, благодаря которому мы узнали группы The Kinks и The Who. Наконец, Pentangle числятся кандидатами на звание главной британской фолк-рок-группы (первый их конкурент на этом поприще - Fairport Convention).
А теперь о сложном - стиль группы настолько витиеват, что тот, кто возьмется описать его в двух словах - мошенник и лгун.
"Sweet Child" - двойной альбом, первая половина которого - противоестественно качественная концертная запись, и вторая - студийная. Если тебе интересно, то оформление обложки - заслуга Питера Блейка, дизайнера "Сержанта Пеппера" The Beatles.
Когда я включал "Sweet Child" в первый раз, то слегка перепугался - мне почудилось, что я оказался на Грушинском фестивале. Что может быть страшнее для старого рокера? Но постепенно, песня за песней, картинка менялась на глазах как калейдоскоп - Pentangle лихорадило, бросая то в камерный английский фолк, то в джазовые сольные номера (здесь можно услышать даже кавер-версии Чарльза Мингуса). И все это сыграно в величайшей тишине, с придыханием, и украшено девственно чистым вокалом деревенской принцессы. Все от первой до последней ноты - предельно виртуозно, но рока здесь нет, даже не пытайся искать.

"Basket of Light" (герой книги "1001 альбом, которые надо услышать прежде чем умереть") на первый взгляд того же поля ягода. Но выращенная в ином сезоне. Несмотря на полное отсутствие электрических инструментов, здесь можно расслышать рок-н-ролльные призвуки. Что делает пластинку менее интимной, слегка жестковатой, но зато она имеет шанс понравиться с первого взгляда почти любому, чьи музыкальные предпочтения лежат в диапазоне от Jefferson Airplane до Belle And Sebastian.

Наконец, следующий диск "Cruel Sister" имел бы все шансы оказаться необязательной копией предыдущего альбома, но его спас красивейший и изобретательный 19-минутный эпос "Jack Onion" в финале, а также аккуратные ненавязчивые попытки использовать электрогитару там, где она ничего не в состоянии испортить.
-- слушать -- The Time Has Come - 1968
-- слушать -- Light Flight - 1969
-- слушать -- A Maid That's Deep in Love - 1970

NICO «Chelsea Girl» [1967, Япония, картон]
4 апреля, спустя всего три недели после выхода "The Velvet Underground and Nico", на прилавках материализовался его младший брат... точнее - сестра. "Chelsea Girl" записан практически теми же людьми - Нико (любимица Энди Уорхола, фотомодель и актриса, которую семью годами ранее можно было увидеть в фильме Феллини "Сладкая жизнь"), плюс основной состав The Velvet Underground. Плюс еще приглашенные Уорхолом почетные гости (обязательно упомянем, что некто Боб Дилан подарил Нико песню "I'll Keep It With Mine").

Музыкально это трагический, готичный и потому слегка пугающий фолк эпохи американского психодела. С плесневелым призвуком сырых Нью-Йорских бетонных стен. Это далеко не просто красивая безделушка, как можно было того опасаться. Это меланхолия в таком экстремуме, что даже удивляешься, каким чудодейственным образом Нико не позволила себе скатиться в депрессивное нытье. Красота, которую вовсе не портит полное отсутствие вокальных данных у Nico - в конце-концов и Уорхол тоже не Рембрандт.
-- слушать -- Little Sister


POPOL VUH «Hosianna Mantra» [1972, Япония, картон]
Экспериментаторы и праотцы нью-эйджа "Пополь Вух" были героями одного из обзоров этого года. Пришла очередь оценить третий их альбом - "Hosianna Mantra". В 1972 году мозг "Пополь Вуха" Флориан Флике отказался (вроде, как навсегда) от синтезаторов, которые некогда сделали его революционером, и полностью углубился в медитативную этнику.
Как и положено сертифицированной, одобренной Минздравом медитации - эта музыка не столько печалит, сколько просветляет. Один из тех волшебных альбомов, за прослушивание которого посреди ночи тебя монахи не сбросят со скал Шангри Ла как нашкодившего пса.
Формально "Пополь Вух" принадлежат к когорте краутрокеров, но лично мне пластинка навеяла больше воспоминаний о "Ландшафтах" авангардиста Джона Кейджа, нежели о работах Can и Tangerine Dream той эпохи.
Да, и обрати внимание на песню "Nicht Hoch im Himmel" - там отчетливо слышны звуки, которые три года спустя эхом отозвались в альбоме "Wish You Were Here" Pink Floyd.
-- слушать -- Nicht Hoch Im Himmel - 1972

SIMON & GARFUNKEL «Bookends» [1968, Япония, картон]
SIMON & GARFUNKEL «Bridge Over Troubled Water» [1970, Япония, картон]
Саймон и Гарфанкель - суть Иисус и Христос для наших КСПшников. Собственно, один из популярных российских бардов давным-давно пытался привить мне любовь к деяниям американского дуэта, но безуспешно - я засыпал посреди любого альбома. Все таки, переждав десяток лет, я решил дать им второй шанс - и они неожиданно реабилитировавались.
"Bookends" оказался вовсе не таким унылым и ватным, каким являлся в страшных снах. В тумане безмятежного американского поп-фолка можно разглядеть не только первоклассные мелодии, но и слегка суетливые отголоски хипповской эпохи. От эталонных высот альбом отделяют лишь мелкие огрехи, которых однако лишен следующий (последний и лучший) альбом дуэта - "Bridge Over Troubled Water". Тот редкий случай, когда даже клиническому скептику понятно, за что людям отдали шесть нобелевских "Грэмми".
-- слушать -- Mrs. Robinson - 1968
-- слушать -- The Boxer - 1970


CHIEFTAINS «The Essential Chieftains» [1977-2006, Япония, 2CD]
Начни перечислять три вершины ирландского фолк-треугольника и упрешься в The Dubliners, The Chieftains, The Pogues. Если Dubliners являли собой наиболее упертый педантичный фолк - без ударных и не дай бог вдруг с какими-то рок-нотами, а The Pogues - ровно наоборот, ирландский фолк с панк-роковым зарядом, то Chieftains находятся точно посередине. То есть они и не рок вовсе, но звучат привычно и дружелюбно для рокерского уха. Это одна из старейших функционирующих легенд ирландского фолка - они терзают скрипки и банджо более сорока лет, выпустили бесконечное число альбомов, потому даже двойной сборник их лучших песен - просто муха в океана.
Первый диск отведен целиком под наиболее выдающиеся творения Chieftains (в основном инструментальные), второй - под совместные перфомансы с крупномасштабными звездами вроде Элвиса Костелло, Стинга и Шинед О-Коннор. Честно говоря, сами по себе Chieftains симпатичнее и динамичнее, чем утяжеленные звездным присутствием. Хотя бывают и вовсе удивительные эксперименты - на японском издании есть бонус-трек с самурайской версией понятно чего под названием "Sake in the Jar".
В сумме - отличный сборник, единственный недостаток которого - переизбыток у слушателя энтузиазма и желания тотчас скупить все их "номерные" альбомы.
-- слушать -- Cotton-Eyed Joe - 1992

NEW RIDERS OF THE PURPLE SAGE «N.R.P.S.» [1968]
NEW RIDERS OF THE PURPLE SAGE «Powerglide» [1972]
NEW RIDERS OF THE PURPLE SAGE «Gypsy Cowboy» [1972]
NEW RIDERS OF THE PURPLE SAGE «The Adventures of Panama Red» [1973]
Бодрый и безапелляционный ковбойский кантри-рок бэнд, созданный в ближайшем окружении Grateful Dead. Некоторые даже принимают NPRS за нечто вроде сайд-продекта Джерри Гарсии, но это совсем не так. Хоть Гарсия (как и другие музыканты Grateful Dead и Jefferson Airplane) подыгрывает на первой пластинке.

По-большому счету все четыре альбома не только одинаково хороши, но и просто одинаковы. Из общей канвы выбиваются лишь несколько очень особенных песен с третьего диска "Gypsy Cowboy". Собственно, заглавный трек отмечен столь увесистым слоем психоделических отзвуков, что начинает напоминать Бека эпохи "Mutations". А в центре альбома есть и вовсе удивительная вещь - обворожительный девятиминутный кантри-эпик "Death and Destruction", из которого - как мне кажется - растут ноги всего альтернативного кантри во главе с 16 Horsepower.
-- слушать -- Portland Woman - 1971
-- слушать -- Lochinvar - 1972
-- особенно слушать -- Gypsy Cowboy - 1972
-- слушать -- Lonesome - 1973

PAUL MAURIAT «Best Selection, Vol. 1» [2008, Япония]
PAUL MAURIAT «Best Selection, Vol. 2» [2009, Япония]
Японцы от оркестра Поля Мориа съезжают с катушек не по-детски, больше чем с аниме и детского порно. Сборники, альбомы, бокс-сеты и полные собрания сочинений штампуются тоннами - причем исключительно для внутреннего рынка. В таком количестве Оркестр Поля Мориа нигде за пределами Японии не нужен. Даже в России. Вот и на этих двух дисках названия треков на обложке - исключительно иероглифами. Английский треклист лишь в глубинах буклета, да и то с опечатками.
Поль Мориа (если кто вдруг пропустил нужный урок в школе) - французский дирижер и композитор, который наработал стартовый капитал, аранжируя песни легенд французского шансона во главе с Азнавуром, а также сочиняя музыку для Мирей Матье. В общем, вдыхал запах денег французской эстрады полной грудью. В середине 60-х в голове у него что-то щелкнуло, замкнуло, и он собрал инструментальный оркестр, который стал выдавать на гора легковесные вариации песен The Beatles, Саймона с Гарфанкелем - в общем всего, что хоть как-то можно переложить на оркестровые партитуры. Так Оркестр Поля Мориа стал основным поставщиком музыки для супермаркетов и лифтов планеты всей.
Где-то в недрах интернета я нашел краткое, но красочное описание поездки Поля Мориа в СССР. Гонорар оркестру вручали рублями, и Полю Мориа с музыкантами пришлось проявить недюжинную изощренность и смекалку, чтобы растратить все заработанное не выезжая из Москвы. Отели громить в СССР было не положено, потому черную икру музыканты жрали полными матрешками.

Возвращаясь к этому двухтомному сборнику могу сказать, что на нем есть практически все темы, в которых нуждается отечественный фанат (кроме труднодоступной Alouette из передачи в "Мире животных"). Само собой есть и "Голубая устрица" (El Bimbo) и полтонны каверов The Beatles. Качество звука отменное, а вот компоновка слегка неряшливая - тему из "Крестного отца" составитель умудрился повторить на обоих томах.
-- слушать -- Godfather - 1972
-- слушать -- Love is Blue - 1970
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments