bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

CD шоппинг. Мини-выпуск 0001.

В борьбе с рубрикой "CD-шоппинг" я потерпел окончательное поражение - отчитываться о свежих приобретениях нет ни времени, ни табака, ни алкоголя. Да и вообще писать о музыке глупо, давно пора открыть блог, посвященный сексуальным извращениям. Или продавать блоггерам таблетки от комы.

Потому "CD-шоппинг" с сегодняшней ночи я перевожу в мини-формат. Раз в два-три дня буду писать о паре альбомов (а не как раньше - разок в месяц о мешке с дисками). А начнем мы с ископаемых зверей джазозавров, населявших в начале прошлого столетия территорию нашей планеты.




JAZZ
LOUIE ARMSTRONG > CHARLIE PARKER > DJANGO REINHARDT



LOUIE ARMSTRONG
«Hot Fives and Sevens. Vol. 1-4»
[1925-1930, 4CD]


Нет, это не тот Луи Армстронг, который ежедневно тебя потчует из радиоприемника песнями про "Let my people go" и "Hello Dolly". То есть человек, конечно, тот же самый, но из совсем другой эпохи и занятый абсолютно иными свершениями. В начале двадцатых уже набравший популярность в Чикаго и Нью-Йорке Армстронг нескончаемым потоком записывал пластинки с джаз-бэндами Hot Fives и Hot Sevens. И так уж принято считать, что именно в этот период им были заложены основы не только для настоящего джаза, но и для всей современной поп-музыки. Потому с точки зрения исторической ценности мало что сможет сравниться с теми 143 треками, что уместились в этом недорогом бокс-сете. Если вообще что-то может.

Как ты прекрасно знаешь, в двадцатые годы не существовало долгоиграющих пластинок. Грамофонный диск вмещал лишь две трехминутные композиции - по одной на сторону. Потому если требовалось записать что-то массивное и монументальное, несколько пластинок объединяли в одно издание, похожее на фотоальбом - отсюда и произошел современный музыкальный термин "альбом" (первая такая штука вышла аж в 1909 году - это был "Щелкунчик" Чайковского).

И вот держа это знание в уме, тебе сразу станет понятно, почему этот четырехдисковый бокс-сет Армстронга слушать слегка тяжело. Просто все эти заводные, шумные и гиперактивные джазовые стучалки-дуделки не были рассчитаны на длительное, вдумчивое прослушивание. После первых пятнадцати минут эйфории постепенно голова и уши наливаются свинцом и хочется переключиться на что-нибудь другое, например, тишину. Но в малых дозах это прекрасно. А некоторые особо удачные темы гениальны даже по меркам современности - "West End Blues" 1928 года тому пример.

-- слушать -- WEST END BLUES [1928]



CHARLIE PARKER
«The Essential Charlie Parker»
[1945-1948, 2CD]


Чарли Паркер - идеальный персонаж, познания в биографии которого позволят тебе расшевелить самую апатичную собеседницу. Саксофонист родился в 1920 году и скончался в возрасте 35 лет от наркотиков, алкоголя и депрессии - любой рок-н-ролльщик обзавидуется. На вскрытии судмедэксперт ошибочно резюмировал, что покойному около 60 лет. То есть Паркер всю жизнь горел в удвоенном темпе.

Вот и музыка у него была такая. Вместе со своим соратником Диззи Гилеспи он изобрел в начале сороковых принципиально новую форму джаза - так называемый бибоп. Чем это отличается от традиционного джаза на пальцах так просто не объяснишь - в общем это удачная попытка сделать из джаза навороченную, скоростную и прогрессивную импровизационную музыки. Вплоть до начала 60-х (пока не возникли модальный джаз и фри-джаз) бибоп был, наверное, самым востребованным среди виртуозов и интеллектуалов джазовым стилем.
Осталось лишь добавить, что манера игры Паркера стала канонической почти для всех саксофонистов с той поры - и тебе будет ясно, почему этот человек считается одной из ключевых фигур в истории джаза.

Двойной сборник «The Essential Charlie Parker» при всех своих достоинствах и превосходных ознакомительных функциях, страдает от того же изъяна, что и бокс Армстронга - в больших количествах он слишком давит на слух. Но в любом наугад выдернутом сегменте - прекрасен.

-- слушать -- KO-KO [1945]



DJANGO REINHARDT & STEPHANE GRAPPELLI
«The Ultimate Collection»
[1934-1940, 2CD]


Джанго Рейнхардт интересен в первую очередь тем, что его принято считать единственным по-настоящему великим джазменом, который почему-то не был американцем. Родился он в 1910 году в Бельгии в цыганском таборе и мотался по всей Европе, пока его семья не осела во Франции.

После пожара молодое дарование фактически лишилось двух пальцев на левой руке, но не бросило гитару. А гитару Джанго использовал по наилучшему назначению: он скрещивал джаз с цыганщиной и выдавал на гора самую разудалую и сумасбродную музыку, которая только существовала тогда в Восточном полушарии.

На этом сборнике собраны пятьдесят композиций тридцатых годов, отыгранных Джанго вместе со своим верным соратником скрипачом Стефаном Грапелли. Ты не поверишь, но в отличие от описанных выше массивных сборников Армстронга и Паркера, этот проглатывается целиком на одном дыхании и реально вставляет безо всяких скидок на антикварное происхождение.

-- слушать -- SWING GUITARS [1936]

Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments