bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

CD шоппинг. Мини-выпуск 0002.

В 1966 году, ошалев от местечковой скуки, невыездные лондонцы The Kinks придумали новый национальный вид спорта: сочинять английские рок-песни про англичан и для англичан. Деньги такая культурно-изоляционистская политика доставляла скудные, а уж о масштабном успехе за пределами Альбиона можно было и не думать. Однако в силу хваленого британского патриотизма фишка прижилась. После The Kinks появились The Move, за ними проследовали The Jam, позже возникли The Smiths, и, наконец, эволюция уперлась буферами в Oasis.

В двух словах звенья этой эволюционной цепочки можно обозначить как "хардкорный бритпоп". Почему хардкорный? Потому что термин "бритпоп" нынче лепят на любую удачно подвернувшуюся британскую группу. Но суть бритпопа иная. Он пропагандирует сугубо локальные английские ценности - у идеальной бритпоп-банды каждая песня должна называться в честь станции лондонского метрополитена.

Сегодня в нашей программе коллектив, который для становления британской музыкальной гордости сделал ничуть не меньше, чем те же самые Oasis - и потому на родине своей купался в шоколаде. Или в чае - не знаю, в чем там англичане обычно купаются. В конце семидесятых The Jam были самой успешной рок-группой нового поколения, но их слава редко вылезала за пределы делянки в 250 тысяч квадратных километров (столько занимает изображение Британии на глобусе Земли в масштабе 1:1).


THE JAM

In the CityThis is the Modern WorldAll Mod ConsSetting SonsSound AffectsExtras

«In the City» [1977, Япония, картон]

Все английские группы, выпускавшие дебютник в 1977 году, играли панк-рок - если они были в своем уме, конечно. Рассмотрев в микроскоп самые сливки поколения-77 (Sex Pistols, The Damned, The Clash, Buzzcocks, Wire) ты обнаружишь, что они сочиняли более разнородную музыку, чем об этом принято говорить в приличном обществе. Каждая из этих команд кичилась собственной эксклюзивной концепцией и эгоистично гнула свою линию до упора, стараясь доказать уникальность в общем хоре. Индивидуализм и самоидентификация - вообще камни преткновения панк-идеологии, даже странно, что в какой-то момент все панк-группы действительно начали звучать одинаково.

Фишка The Jam была в том, что они считали себя больше рокерами-шестидесятниками, нежели панками. Они одевались как моды, пропагандировали соответствующую пижонскую систему ценностей, и тем самым зажгли первый mod-revival.

Дебютный диск целиком посвящен занятно написанным бодрячковым рок-н-роллам и состоит из двенадцати боевых зарядов высвобожденной молодой энергии. "In the City" принято считать одним из классических альбомов панк-эпохи, и он действительно более интересен панкам, нежели случайному прохожему ретро-рокеру. Хотя Эдж из U2 недавно признался, что "In the City" сподвиг его заняться музыкой.

-- слушать -- AWAY FROM THE NUMBERS

«This is the Modern World» [1977, Япония, картон]

Прошло всего полгода, и The Jam отличились выпуском второй пластинки, которая на поверку оказалась точной копией первой. Критики обычно пишут, "сильно испорченной копией", но ты им не верь, они тебе и не такое наплетут. Опять добротный британизированный поп-панк с удивительно своеобразным вокалом Пола Уэллера, которому на тот момент исполнилось всего 19 лет.

-- слушать -- STANDARTS
«All Mod Cons» [1978, Япония, картон]

И вот тут The Jam удивили всех. Пол Уэллер во время гастролей по Америке забрел в магазин подержанных пластинок и обнаружил там в пыли диск The Kinks "Something Else by the Kinks". Вот так и свершилось чудо перевоплощения. Следующим хитовым синглом стала кавер-версия кинксовской "David Watts", ну а лонгплей "All Mod Cons" презентовал совершенно взрослый и зрелый рок по лекалам The Who, Small Faces, Pretty Things - с поправкой на новые времена, конечно.

Обычно "All Mod Cons" кличут лучшей работой The Jam, но надо держать в уме, что она же и самая нехарактерная для группы. Процесс мутаций был неудержим, и группа не стесняясь преображалась прямо на глазах.

-- слушать -- DAVID WATTS (The Kinks)

«Setting Sons» [1979, Япония, картон]

Концептуальный альбом, вдохновленный поэзий Томаса Элиота и нашпигованный цитатами и трюками из наследия The Beatles, The Who, Rolling Stones и так далее. На словах это выглядит как массивный грузильный рок, но здесь случай ровно противоположный - такую живую, непосредственную и подвижную музыку не к каждому празднику готовят.

-- слушать -- WASTELAND
«Sound Affects» [1980, Япония, картон]

Последний великий альбом The Jam (был еще финальный опус "The Gift" 1982 года, но он распугал половину поклонников, пусть и добрался до первого места в чартах). Бритпоп с легким налетом панка и тяжелым налетом мелодий, что ни песня - то хук, что ни хук - то в нокаут. Хороши бы были Oasis, кабы смогли одолеть столь высокую планку на пятом альбоме своей жизни! Даже если не хочешь это слушать - просто поверь на слово - неудивительно, что слава о The Jam наконец добралась до Америки, где пластинка попала в Top-100.

-- слушать -- MAN IN THE CORNER SHOP
«Extras» [1977-1982]

Сборник би-сайдов и раритетов, по которому можно сделать вывод, что The Jam не испытывали ни малейших затруднений на сочинительском фронте. Нечасто нам попадаются группы, би-сайды которой иногда посильнее официальных хитов. А еще здесь тьма кавер-версий - парни не стесняясь переигрывают и перепевают все, что положено модам: The Beatles, Curtis Mayfield, The Who и James Brown. В итоге 26 очень полезных в домашнем хозяйстве безделушек и куда более высокая оценка, нежели принято давать такого рода компиляциям.
Кстати, забыл сказать - этот хвалебный патетический пост не проплачен продюсером группы The Jam (он проплачен кем-то другим, понятия не имею что за товарищ).

-- слушать -- AND YOUR BIRD CAN SING (The Beatles)
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments