bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Малышам меломанам и аудиофилам на заметку

Сегодня отвечаю на один из самых популярных аудиофильских вопросов, когда либо бороздивших просторы интернета.

ПРАВДА ЛИ, БУДТО
ЯПОНСКИЕ CD ВСЕГДА ЛУЧШЕ


К сожалению, в двух словах ("отстань, я занят!") на этот вопрос не ответить. Потому подойдем к его освещению структурно.

1. Генетическая память поколений

Триумфальное шествие японских тиражей по миру началось еще в виниловую эпоху. По-настоящему отличиться они смогли на рубеже 70-х 80-х годов - ушлые японцы принялись переиздавать наиболее востребованные альбомы, усеяв их пестрыми и вызывающими приступ эпилепсии наклейками "отпечатано по новейшей самой прогрессивной технологии Супер Мега де Люкс Аллиллуйя". Название новой революционной технологии придумывалось раз в полгода, чтобы коллекционеры не скучали. Масла в огонь подлили аудиофильские лейблы - в частности, американская артель Mobile Fidelity Sound Lab свои эксклюзивные тиражи штамповала за океаном, в Японии. Думаю, это было обусловлено наличием на островных фабриках более современного оборудования для нарезки матриц с мастера.

Попутно японцы (у которых большинство музыкальных новинок издавалось с опозданием) выбили себе преференцию - в качестве компенсации за задержку их релизы будут содержать дополнительные треки. Это тоже нагрузило их альбомы избытком коллекционной ценности. Сей гандикап действует до сих пор.

Однако наиболее любопытные события произошли с наступлением лазерной эпохи.
Самые первые тиражи компакт-дисков для европейского и американского рынков штамповались исключительно в Стране Восходящего Солнца - ибо только там были построены фабрики для их производства. Спустя несколько лет, когда в магазинах появились тиражи, отпечатанные на месте (в США или Англии), меломаны обнаружили, что в ряде случаев эти диски звучат хуже первых японских тиражей. "The Dark Side of the Moon" - самый знаменитый тому пример. Причиной разницы в звучании на самом деле был новый неудачный мастеринг, а вовсе не какое-то там волшебное торжество японских технологий. Но объяснить это широким массам было тяжело. Отсюда по всеми миру пошел слух, что компакт-диски человеческого качества делают лишь на самурайских землях.

В настоящее время речь о каком-то поразительном превосходстве качества звука японских дисков над американскими и европейскими не идет. Но осадочек-то остался - уже выросло второе поколение аудиофилов, на генетическом уровне убежденных в торжестве японских тиражей.

2. Исключительное положение
Японский потребитель гораздо раньше целиком и полностью перешел на цифровой формат, нежели его европеоидный собрат - магазины Европы и Штатов еще продавали винилы миллионными тиражами, когда в Японии сносили последний завод грампластинок. Потому самураи гораздо раньше озадачились перегоном всех музыкальных каталогов на цифровые носители. Вплоть до второй половины девяностых(!) очень многие архивные альбомы интереснейших артистов можно было найти на компакт-дисках исключительно японского производства.

В связи с этим были налажены прочные каналы поставок японских компакт-дисков на каждый музыкальный рынок - что на американский, что на британский, что на наш, российский.



3. Разводка коллекционеров
К началу миллениума малина для японских компакт-дисковых комбинатов кончилась. И европейский, и американский рынки были насыщены качественным продуктом местного производства.
Но камикадзе не сдаются! Они уже привыкли подкармливать коллекционеров хитрыми и дорогими эксклюзивными изданиями, теперь же они возвели это в ранг коммерческой стратегии. Лучшая их находка за последние годы - картонные "мини-виниловые" конверты для CD. Это реально произвело взрыв на коллекционерском рынке, и спрос на них гигантский во всем мире, есть целые сайты и сообщества, посвященные собирательству этих картонок.

Японцев сакурой не корми, дай выпустить красочный коллекционный эксклюзив - в основном это лимитированные бокс-сеты с индивидуальными номерами. Такие вещи, безусловно, всегда будут иметь весомую ценность - но у меня есть подозрение, что рынок слегка перенасыщен этими побрякушками.

4. Товар лицом
Японцы - люди совершенно чокнутые по части упаковки. Сам японец никогда не купит даже самую необходимую, насущную вещь, если у нее нет стильного дизайна и красивой коробочки с рюшечками, фишечками и буклетиками - неважно что это, батон хлеба или дизельный генератор.
К компакт-дискам все это, само собой, относится самым непосредственным образом. Любой японский релиз (в том числе и точная копия евро-американского оригинала) будет содержать кучу довесков: упаковочные пакетики, бумажные накладные корешки (т.н. "obi"), наклейки, дополнительный буклет с лирикой на двух языках и биографией артиста.
Потому с точки зрения коллекционера фетишей никакие релизы даже рядом не лежат с японскими.

Наконец, главный камень преткновения:
5. Звук
Японские маркетологи с завидной периодичностью выдумывают названия новых завлекательных технологий, которые якобы радикально улучшают звучание местных дисков - K2HD Coding, SHM-CD, Blu-Spec CD - список можно продолжать бесконечно. В реальности их влияние на качество минимально. Однако остается одна очень тонкая сфера, которая действительно играет роль в аудиофильской вселенной. Это мастеринг.

Фишка в том, что мы не знаем в каком виде доходит до японцев мастер. Может, они получают полновесный цифровой образ (с максимальной разрядностью и частотой дискретизации), и уже на месте перед подготовкой тиража, специально обученные самураи делают даунсэмплинг. Лично я думаю, что раз на раз не приходится - иногда им присылают готовый образ диска, иногда - полновесный исходник. Эксклюзивный ремастеринг с ленты - вообще отдельная история. Отсюда, видимо, и непредсказуемость каждого японского тиража.

Итак, купив японский компакт-диск ты можешь столкнуться с одним из трех случаев:

а. мастеринг японского диска не будет совершенно ничем, влоть до малейшего бита, отличаться от своего англо-американского собрата. Такое случается как минимум в половине случаев.

б. мастеринг японского диска будет слегка изменен по сравнению с оригиналом. Японцы действительно имеют привычку иногда "доводить" звук, пытаясь приблизить его к каким-то своим, местечковым стандартам. Существует непроверенная легенда, что причина тому - некоторые различия в устройстве слуха японцев по сравнению с европеоидами.
Обычно доводка означает легкое сглаживание звука на самых верхних и самых нижних границах частотного диапазона. Бывают и другие вмешательства, которые на слух обнаруживает далеко не каждый слушатель.*

в. наиболее радикальный случай - когда мастеринг японского диска будет переделан практически с нуля. Такое не редкость и по сей день - обычно об этом сообщается прямым текстом внутри дополнительного, японского буклета - там пишут что-нибудь вроде "мастеринг проделал Йошими Ямамото" ну или "Сузуки Кавасаки".
Далеко не факт что этот японский мастеринг будет заведомо лучше привычного евроамериканского. Но он будет точно другим, что уже представляет коллекционный интерес.

Проблема в том, что пока ты не купишь компакт-диск, ты не узнаешь - отличается ли его звучание от стандартных мировых тиражей. А если отличается - то в худшую или лучшую сторону? Если речь идет о крупном артисте (уровня The Who, Pink Floyd, David Bowie), то тут в помощь многочисленные форумы и сайты, где фэны и эксперты отслеживают качество всех переизданий, причем японским уделяется особо пристальное внимание.
Но для львиной доли артистов такая информационная роскошь недоступна, и потому тебе все придется проверять на своей ощипанной торговцами шкуре.

Вот что действительно не поддается сомнению и осмеянию - это качество изготовления самого носителя. Сие наглядно видно когда ты "грабишь" аудио-диски в компьютер. У меня считывание новых, только что распечатанных японских дисков программой EAC обычно происходит заметно быстрее, чем новых английских или американских - просто потому что они меньше сыплют ошибками.

6. Вердикт
Японские диски стоят ощутимо дороже, чем их международные собратья. И в вопросах качества звука представляют из себя лотерею. Однако это беспроигрышный вариант, если речь идет о визуальном оформлении альбома.

В иерархии коллекционных ценностей они занимают вторую ступень. В целом картина такова:
1 категория - аудиофильские золотые релизы
2 категория - японские издания
3 категория - европейские и североамериканские издания
4 категория - издания остальных регионов
5 категория - пиратка

По факту в современном мире, где компакт-диск умирает как формат и теряет свою ценность не по дням, а по секундам, лишь первые две категории все еще сохраняют свою ликвидность. Продать, обменять, ну или хоть как-то без ущерба распорядиться имуществом 3-5 категорий практически нереально.
Все же рассматривать покупку японского CD как выгодное капиталовложене я бы никому не рекомендовал. Некоторые издания действительно дорожают, и уже через несколько лет могут подняться в цене в два-три и более раз. Но если речь не идет о нумерованном лимитированном бокс-сете тиражом в 3.000, то даже не пытайся угадать, какой именно релиз принесет тебе удачу. Ей богу, куда больше шансов разбогатеть на букмекерских ставках и игре в наперсток.


* - Скорее всего подгонка происходит на стадии конвертации/ресэмплирования высокоточного потока в упрощенный CD-формат. Возможно, что здесь играет роль не особый умысел инженера, а особенности используемой техники и софта.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 86 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →