bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

CD шоппинг. Мини-выпуск 0008.

В природе не существует оригинальных музыкантов. Так же, как не бывает оригинальных кинофильмов или оригинальных книг.

Иногда ты вдруг находишь нечто абсолютно революционное, экстраординарное и вовсе ни на что непохожее, радуешься этому наивным детским счастьем. Но проходит неделя, и злые языки доносят до твоего сведения: "а вот знаешь, были люди, которые сделали примерно то же самое, но на год раньше!".
Поиск оригинала становится бесконечным и бесцельным. Но это вовсе не означает, что надо забиться в угол и рыдать в бессилии, выщипывая волосы у себя из колен. В исканиях важен как сам процесс, так и все промежуточные результаты.

Далее в нашей  программе целых три важных артиста, занимающих ключевые места в цепочке "музыкальных оригиналов". Все три играют абсолютно разную музыку: фолк, рок и электронный поп. Все три стали точками отсчета для того, что мы зовем контр-культурой (или субкультурой) в роке. И на данной стадии я пока затрудняюсь с уверенностью сказать, было ли что то такое до них.

Да, кстати, еще одна странность - по мифическому стечению обстоятельств все три артиста - из города Нью-Йорка. Так что сегодня у нас Happy New York!
ПРОТО-МУЗЫКА
THE HOLY MODAL ROUNDERS > THE FUGS > SILVER APPLES

Holy Modal Rounders

THE HOLY MODAL ROUNDERS
«1 & 2 » [1964]


Питер и Стив, двое счастливых обладателей съехавших крыш, прославились тем, что стали играть самую омерзительную фолк-музыку по мнению массового потребителя (здесь еще надо, конечно, себе представлять, кто слушал фолк в Америке начала шестидесятых - примерно тот же контингент, который у нас способен бесконечно смотреть по телику повторы концертов ко дню милиции).

Творческий принцип The Holy Modal Rounders гласил: "сперва послушать чью-то песню, затем напрочь ее забыть, потом попытаться вспомнить с нуля и сыграть". В итоге из под их банджо выходили столь глумливые и анархичные версии фолковых стандартов, что публика пребывала в состоянии перманентной ярости.

В историю The Holy Modal Rounders вошли двумя... нет, тремя отметками в дневнике. Во-первых они стали первой культовой группой шестидесятых. Во-вторых их незатейливые музыкальные игрища послужили прототипом для "кислотного фолка" (acid folk). И, наконец, именно в песне The Holy Modal Rounders впервые в музыкальной истории прозвучало слово "психоделический". Случилось это в их версии фолк-стандарта "Hesitation Blues",  и выглядело так:

Got my psycho-delic feet
in my psycho-delic shoes
I believe lordy mama got the psycho-delic blues


В итоге со слов The Holy Modal Rounders начинаются все порядочные психоделические энциклопедии, пусть даже сами мужики писали слово psychedelic через "о".

Данный компакт-диск объединяет первые два альбома, записанные в 1964 году - 29 песен идиотского галдящего позитива.

-- слушать -- Hesitation Blues [1964]

The Fugs

THE FUGS
«Don't Stop! Don't Stop!» [1965-1969, 4CD box-set]


Прожженные кислотами умы из Нью-Йорка, двое поэтов Эд и Тули совершенно не умели играть, зато классно тусили с самыми оттопыренными персонажами эпохи - такими, как основатель битничества Аллен Гинзберг. В какой-то момент им пришла в голову не самая оригинальная по нынешним меркам идея - свои едкие, гадкие, похабные и остроумные вирши положить на музыку.
Играть они практически не умели, потому созданная ими рок-н-ролльная группа The Fugs на первых двух альбомах (1965 и 1966 года) звучала как худший из всех возможных панк-роков. В бокс-сет "Don't Stop! Don't Stop!" эти два диска вошли целиком, плюс охапка бонусов и разрозненный хаотический набор концертных треков и демо-записей в основном качества хуже, чем чудовищного.

Забавно, что в некоторых треках к The Fugs присоединялись Питер и Стив из The Holy Modal Rounders. Когда я покупал эти диски, то даже не подозревал о связи между этими бесславными коллективами!

По факту The Fugs стали первой андеграундной или альтернативной группой в истории рока - достаточно послушать стартовые две пластинки и в голове сразу выстраивается цепочка, ведущая к Фрэнку Заппе и The Velvet Underground. Если у тебя в голове укоренилась информация, что первыми альтернативщиками были гаражные рокеры - забудь об этом. Потому что гаражные группы в реальности были лишь крутыми парнями, которые хотели как и все стать звездами, но у них не получалось. Случай с The Fugs принципиально иной - они, как и The Holy Modal Rounders недолюбливали все связанное с мейнстримом, успехом, славой и прочими атрибутами культурного сахарного диабета. И даже позволяли себе материться в песнях - это в 1965 году, напомню!

Единственный минус The Fugs - их реально тяжело слушать. Это мучительный ручной труд, выискивать на четырехдисковом бокс-сете что-то не раздражающее слух. Но с дюжину гениальных вещей я откопал - честное слово. "Nothing" так и вовсе готов по кругу переслушивать бесконечно. Остальное стараюсь не трогать.

-- слушать -- Nothing [1965]
-- слушать -- Kill for Peace [1966]
-- слушать -- We Don't Allow No Robots in Sunday School

Silver ApplesSilver Apples

SILVER APPLES
«Silver Apples / Contact » [1968 / 1969 ]
/

Я вот уже года три-четыре кропотливо и терпеливо выискивал все, что могло открыть сокровенное знание о корнях современной электронной музыки.

С одной стороны понятно, что первое электронное звукоизвлечение возникло в СССР - когда в 1920 русский изобретатель Лев Термен создал терменвокс (есть свидетельства и о более древних электроинструментах, однако они не являлись стопроцентно электронными, а были скорее электромеханическими). Полноценную теорию и практику для электронного сочинительства и перфоманса оформили такие люди, как авангардисты-классики Джон Кейдж и Карлхайнц Штокгаузен. Самопросвещения ради я приобрел пару дисков с электронными работами Штокгаузена 50-60-х годов, и очень прошу тебя не повторять моей ошибки - слушать это нельзя.

В сознании большинства рок-экспертов полноценная современная электронная музыка родом из Германии, где краутрокеры (часть из которых являлась учениками Штокгаузена) в начале 70-х устроили настоящую гонку - кто кого переоригинальничает и перереволюционит. Собственно, я тоже долгое время придерживался той теории, что электронную музыку придумали Kraftwerk, Popol Vuh, Neu! и прочие Tangerine Dream. Даже тот факт, что первый стопроцентно электронный поп-хит "Popcorn" был записан нью-йоркской группой Hot Butter в 1972 (а написан и того ранее - в 1969 году Гершоном Кингсли) не портил мое видение общей картины.

Однако в итоге я наткнулся на пластинку, которая просто перечеркнула все эти глубокие изыскания. Дуэт Silver Apples, опять-таки из Нью-Йорка в 1968 году выпустил альбом, на котором есть абсолютно все, что мы подразумеваем под электро-попом. Примитивный зацикленный ритм, наложение сэмплов и море электрических звуков. Живые - только барабан и гитары. Но погоду делают осцилляторы, из которых Симеон Кокс собрал нечто вроде первобытного синтезатора.

Самое удивительно, что это действительно можно слушать, и с большим удовольствием - если, конечно, у тебя в мозгу есть соответствующий вывих или дыра в черепе, расширяющая сознание до масштабов всех космических пространств и измерений.

Два первых диска Silver Apples уместились на одном компакт-диске, слушать их запоем - занятие опасное, все-равно что зацикленно пересматривать "Жидкое небо". Но порознь альбомы прокачивают мозг кислотами в безопасных для организма дозах.

-- слушать -- Program [1968]
-- слушать -- You and I [1969]
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments