bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

CD шоппинг. Мини-выпуск 0009.

Растолстела молодежь на информационных харчах интернета. Счастливый обладатель браузера знает все обо всем: за что Чарльз Мэнсон зарезал Джона Леннона, и кто изобрел группу Depeche Mode. Добыть информацию о любой, даже несуществующей в природе музыке сегодня проще, чем убить агронома (кто убивал агрономов, мои слова подтвердит).

То ли дело - в восьмидесятые. Интернет тогда если у кого и случался, то только по обкурке или если клею понюхать. Человек рисковал жизнью, чтобы выяснить, как пишется "Дип Папл" по-английски - по ночам глазел в телескоп в чужие окна с пластинками. Интереснее всего для самого продвинутого строителя коммунизма выглядела история панк-рока: до Sex Pistols были лишь три группы, гаражные. Одну Игги Поп назвал The Stooges, а другие народ прозвал MC5 и New York Dolls, причем в последней играл Блэки из W.A.S.P.* Человек с такими глубочайшими познаниями автоматом становился главным редактором любого музыкального издания и исключался из партии.

А сейчас все умные, каждый все знает. Нова лишь та информация, что ты сочиняешь на ходу, в момент ее первого выброса в Сеть. Вот сейчас я придумаю самую тупую и наглядную классификацию гаражного рока.

- Первая волна гаражей. 1963-1966: от The Kingsmen до Monks. Полоумные рок-н-рольные, серфовые и ритм-энд-блюзовые недомерки, у которых энергии было в миллион раз больше, чем смирительных рубашек у их менеджеров.

- Вторая волна гаражей. 1966-1969: от 13th Floor Elevators до The Electric Prunes. Не музыканты, а перегоночные кубы, превращавшие ЛСД в рыхлый и мутный пост-рок-н-ролл.

- Третья волна гаражей. 1969-1974: от MC5 до The Stooges. Малочисленная армия агрессивных изгоев, чужая на международном празднике рок-н-рольной добродетели.

- Как бы четвертая волна гаражей. 1974-наши дни: от Ramones до Teenage Bottlerocket. Панки, что с них взять.

- Пятая волна гаражей. 1984-наши дни: от The Fuzztones до The Hives. Воскрешение гаражных традиций первых трех волн без корыстных целей и от чистых душевных помыслов.


В связи с тем, что в декабре 2009 самурайскими силами были очень симпатично в мини-виниле переизданы дискографии главных представителей Третьей Волны, поговорим мы сегодня о городе Детройте, подарившем миру легковые автомобили длинною с улицу. Ну и гаражи, где такая колбаса парковалась.

ДЕТРОЙТСКИЕ ГАРАЖИ
MC5 > THE STOOGES

Kick out the JamsBack in the USA

MC5

«Kick out the Jams» [1969, Япония, картон]

«Back in the USA» [1970, Япония, картон]

Если бы Детройт - как и все остальные города Америки - был засажен пальмами, длиннолапыми девушками, и пляжами, ломящимися под тяжестью досок для серфинга, он бы ни за что не подарил нам ни Игги Попа, ни группу MC5. Этим парням было плохо. Настолько плохо, что они хотели петь об этом на весь мир, чтобы остальным было еще хуже.

MC5 представляли из себя радикальное, революционное крыло хиппи. Да, были и такие - не все хиппи предавались любви голым задом на ромашках, или нежились на солнцепеке под звуки блеющей домбры. Некоторые жгли американские флаги и готовы были придушить любого, кто заслонил своей трусостью путь к Революции - такими были MC5. А из одной британской коммуны хиппи спустя лет восемь вылупилась самая злобнейшая панк-группа всех времен Crass - но об этом не сегодня.

Альбом "Kick out the Jams" - примечательный образец революционного хаоса, когда группа настолько увлекается борьбой за что-то невообразимо важное, что у нее напрочь отрубает думалку и валятся из рук гитары. Это самый шумный и громкий рок-концерт, записанный в шестидесятые, и даже изданный год спустя хваленый "Live at Leeds" The Who такую мощь не превозмог.
На дебютнике MC5 есть два-три феноменальных шумовых энергетических разряда - "Kick Out the Jams", "Ramblin' Rose" и "Borderline", и на этом достоинства пластинки, честно говоря, иссякают. Я с ней знаком уж лет двадцать как, но до сих пор не могу вспомнить, что же там там происходит на второй стороне - все слилось в гигантский ком расплавленного бесформенного нонсенса.
Все ж пластинку принято считать классикой, запомни (не дай бог, в серьезной компании проговоришься). И ее новая японская репликация оформлена поразительно круто - можно купить и даже не слушать.

Перейдем теперь "Back in the USA". Что это? Во-первых второй альбом MC5, Во-вторых - наверное самая несвоевременная пластинка, когда-либо записанная в этом мире. Ну ты представь - 1970 год. По всему миру в могилу закапывают психодел, скупают горы примочек хард-роковые группы, экспериментаторы новой эры прут изо всех германских и кентерберрийских дыр. И тут какие-то отморозки из Детройта, рухнув с дуба, записывают рок-н-ролльную пластинку. Чисто рок-н-ролльную. 11 треков на 28 минут. Начинается с кавер-версии Литтл Ричарда, заканчивается Чаком Берри. Посреди - собственные вирши аналогичного толка. Никакого дисторшна и улюлюканья синтезаторов Moog. Это, мать твою, тупая рок-н-ролльная пластинка. В 1970 году. Кому это было нужно - не знает никто. Неудивительно, что альбом провалился, как, впрочем, и все, что записывалось в детройтских гаражах.
Одно надо сказать обязательно только - это блистательная работа. С таким запалом и с небывалым апломбом отыграть трехаккордные двухминутные пыхтелки, кричалки и вопилки - никто более за такую работу не брался. А если и брался, то ни хера не вышло, иначе я бы знал.

MC5 осознали, что где-то накосячили, и на следующем альбоме "High Time" затянули ритм-энд-блюзовый хард-рок, но мы прервем о них разговор, чтобы перейти к другому номеру нашей программы "антинародный гараж" - Игги Попу и его Студжам.

-- слушать -- Kick out the Jams (2:52, 1969)
-- слушать -- The American Ruse (2:32, 1970)

The StoogesThe StoogesThe Stooges

THE STOOGES

«The Stooges» [1969, Япония, картон
]
«Fun House» [1970, Япония, картон]
«Raw Power» [1973, Япония, картон]

В 1969 году агент по вербовке беспризорных артистов Дэнни Филдс, работавший на продвинутый лейбл Elektra Records (достаточно сказать, что с его стапелей сходили пластинки The Doors и Love) отправился в Детройт с секретным заданием - выцыганить договор с MC5. Падкая на сенсации пресса тогда от выходок MC5 с ума сходила, и была неплохая надежда обратить революционный потенциальный капитал в кинетический банковый. Дальнейшую историю все знают - гитарист MC5 Крамер предложил Филдсу послушать еще одну команду "братьев наших меньших", и в итоге контракт получили оба коллектива - и MC5 и The Stooges.

Дэнни Филдс, кстати, сам по себе фигура любопытная - предыдущие годы он занимался тем, что был кем-то вроде официального маркетолога и пиарщика The Doors. При этом отношения с Джимом Морриссоном у него были - мягко говоря - омерзительные (тут, правда, надо еще капитально напрячь мозг и постараться вспомнить хоть одного человека, пребывавшего с Морриссоном в состоянии стабильного дружеского равновесия). По окончании гаражной лихорадки Филдс ненадолго пропал из виду - в 1975 году он стал менеджером какого-то непонятного нью-йоркского квартета с названием Ramones. Сейчас он вроде как жив, и пишет востребованные книжки с воспоминаниями о шоу-бизнесе. Отличная старость. Это тебе не плодить кулинарные книги "как ощипывать болонку для жарки" - я бы и сам так состарился!

Возвращаясь к дебютному альбому Игги Попа и его славного творческого коллектива The Stooges следует отметить, что пластинка сегодня меня удивляет не меньше, чем двадцать лет назад, когда я впервые ознакомился с ее содержимым. Тогда казалось удивительным, что в 1969 году кто-то мог делать музыку с темпераментом и ядовитыми зубами никак не мельче, чем у Sex Pistols. Сегодня меня более удивляет иное - сколько непохожи оказались The Stooges на все, что было до них, даже на тех же гаражных рокеров первых двух волн. Ну да, по кирпичикам их разложить можно - вокал слегка под "Морриссона", гитарка в "No Fun" - почти как у Velvet Underground, и так далее, разлагать до полного разложения. Однако на пикселы можно и "Мону Лизу" раскроить, ничего волнующего в итоге не разглядеть, и сдохнуть унылым ворчуном.

Следующая пластинка "Fun House" еще любопытней. The Stooges смогли записать нечто, что по степени сокрушительной агрессии стоит на одной ступени с "In Rock" Deep Purple того же года рождения. Последние, правда, тяжелее, зато The Stooges - натуралистичней.
Начало впечатляет и возносит: в "Down on the Street" команда успешно провела испытания смертельного оружия современного жесткого инди-рока. Я имею в виду цикличность "тихо-громко-тихо-громко", которую отполировали до блеска спустя семнадцать(!) лет Pixies, и которую запечатлели в хитах Nirvana ("Smell Like что-то такое") и Blur ("Song #2"). Перебаловавшись со всеми жизненно опасными формами прото-панка, ближе к концу альбома The Stooges скатываются в вольную интерпретацию фри-джазовых безобразий, и честно говоря, последние два трека я всегда слушал с преогромным трудом, и лишь за это прегрешение никак не могу себя заставить поставить "Fun House" матерую пятерку.

И вот мы подошли к финальному опусу "Raw Power", который один достоен не то, что книги, но целой "Википедии". А то и двух "Википедий" - еще одну я бы вручил марсианам. Финальный, окончательный, ушераздирающий надрыв Игги Попа, после которого у него что-то лопнуло то ли в мозжечке, то ли в селезенке, он уже никогда после этого не был таким. Зато выжил, и на том спасибо.

В финале беседы мне остается пожалеть растущее поколение двухтысячных, несмотря на то, что у них есть Интернет и эта... как его... шенгенская виза. В ремастированном "Raw Power" я нашел небольшой такой текстик устрашающего содержания - оказывается в 1996 году альбом пересвели заново, и отныне он всюду такой обновленный, расфуфыренный. Не узнать, ей богу. Я то в неведении доселе слушал старый CD-релиз года этак 1990-го (и еще бутлегерскую сборку сырых миксов "Rough Power"). Так вот, современный ремикшированный "Raw Power" имеет с оригиналом такое отдаленное свойство, что надо поднять в парламенте вопрос о недопустимости "переписывания истории". Где-то там у меня в Думе было лобби... уже слоем пыли покрылось, сердешное. Надо позвонить, проведать, прощупать почву, не хер историю править, даже если ты Поп. Игги Поп.

-- слушать -- 1969 (4:08, 1969)
-- слушать -- T.V. Eye (4:18, 1970)
-- слушать -- Death Trip (6:10, 1973)


* - Как ни удивительно, но Blackie Lawless на самом деле играл в New York Dolls, и длилось это счастие всего-то две недели 1975 года.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments