bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

LED ZEPPELIN GUIDE - Часть 2

Immigrant Song 2:25 • Friends 3:54 • Celebration Day 3:29 • Since I've Been Loving You 7:23 • Out on the Tiles 4:06 • Gallows Pole 4:56 • Tangerine 3:10 • That's the Way 5:37 • Bron-Y-Aur Stomp 4:16 • Hats off to (Roy) Harper 3:42 

Led Zeppelin

В прекрасное время мы сейчас живем (неудачная шутка, согласен)! Эпоха самородков, креативизма и общедоступной славы. Для того, чтобы группу назвали гениально и непревзойденно талантливой, чтобы ее начали сравнивать с The Beatles или Айгором Стравинским достаточно записать пару успешных синглов и добить их потом мало-мальски приемлемым альбомом.

То ли дело - Мезозойская эра, гнилое Средневековье - 60-е / начало 70-х. Как бы ни был ты прекрасен и любим, состоявшимся артистом ты признавался лишь с третьим альбомом. Почему? Хотя бы потому, что первые два диска обычно пишутся на заблаговременно написанном и частично обкатанном на концертах материале. И лишь третий альбом создается целиком с нуля. Он и есть - проверка группы на прочность, а главное - на стабильность. 

Забавно, но это жесткое испытание Led Zeppelin поначалу не прошли. Огромные предзаказы на тираж, мучительные ожидания фэнов и прогнозы критиков обернулись пшиком лишь только альбом был прослушан. Публика пришла в уныние, а острословы из музыкальных журналов получили возможность оттопыриться по полной. Короче, хотя диск и взлетел на первое место и в США и в Британии, он никому особо не понравился, а цифры продаж наводили неподдельную грусть на маркетологов. Но ты, возможно, об этом и не знаешь, ибо каждая рок-книга, каждый журнал, не говоря уже об онлайновых ресурсах убеждает тебя, что Led Zeppelin III - это восхитительное совершенство неподвластное описанию грубым языком XXI века.

Тут мы имеем дело с классическим примером культурной ревизии, возможно даже с самым известным и наглядным в рок-истории. Когда то, что было сочтеной ошибкой и провалом спустя годы выросло в сознании масс в первостатейный шедевр. The Velvet Undeground или The Stooges в качестве конкурирующих примеров тут не годятся - спустя годы их признали великими классиками, но продажи записей возросли куда меньше, чем поток похвал и дифирамбов. Led Zeppelin III в противоположность реабилитировался по всем фронтам - и духовным и материальным. Ближайшим аналогом здесь, может, стоит назвать "битловский" Revolver, который настолько кисло был воспринят слушателями, что британцы даже переместили The Beatles на второе место в рейтинге "группа года", забронировав первое для The Beach Boys. А нынче ты можешь просканировать Сеть на предмет списков "величайшие альбомы всех времен" и получить свою дозу удивления. Revolver'а там на вершинах больше чем атомов во Вселенной.

Но почему Led Zeppelin в 1970 вызвали столь дружное недовольство? Главное - никто не ожидал, что авангард мирового тяжелого рока вдруг мановением волшебной дирижерской палочки превратится в трубадуров фолк-рока. Массовый потребитель как-то не хотел менять The New Yardbirds на The New Byrds!

Доказательство очевидно - вступительный трек Immigrant Song пришелся по вкусу всем и сразу. Вот он со своим зычным хэви-металом был тем, что доктор прописал. Дальнейшее, однако, смущало.

К счастью, сейчас уже и глухие и слепые и страдающие подагрой знают, что Since I've Been Lovin' You, скорее всего, лучший блюз в истории группы. И Gallows Pole несмотря на минимализм - одно из ярчайших пост-модернистских сближений Led Zeppelin с кельтским фолком. А уж игнорируемая поначалу Hats off to (Roy) Harper лично мне каждый год нравится в два раза больше, чем в предыдущем.

Любить или не любить Led Zeppelin III - личное дело каждого. Вот, самый известный Сетевой аналитик классического рока Георг Старостин до сих пор носит в себе разочарование пластинкой. Конечно, можно удивляться - зачем Led Zeppelin вообще полезли в фолк-роковую территорию. Впрочем, тренд был, да – кельтские фолк-рокеры (Fairport Convention, Pentangle) засыпали рынок славными эльфийские отзвуками, а тут еще и Jethro Tull подоспели со своими хард-фолковыми изысками на блюзовых основах.

 LED ZEPPELIN IV [1971]

Black Dog 4:57 • Rock and Roll 3:40 • The Battle of Evermore 5:51 • Stairway to Heaven 8:00 • MistyMountain Hop 4:38 • Four Sticks 4:44 • Going to California 3:31 • When the Levee Breaks 7:07

Led Zeppelin

Надеюсь, ты в курсе, что (почти) безымянный четвертый альбом Led Zeppelin до сих пор остается одним из самых продаваемых рок-альбомов в истории. Только в США он сертицифирован как 23-кратная платина, что значит 23 миллиона проданных копий. Мягко говоря это невообразимая цифра. Для сравнения Led Zeppelin III - 6 миллионов.

Самое забавное, что если начать лично распрашивать более продвинутых фэнов группы, мало кто из них называет этот альбом своим любимым. Как правило отвечают Led Zeppelin II (12 млн. копий в США) или Physical Graffiti (16 млн.).

 Закрадывается подозрение, что основные продажи диску делают "случайные" слушатели, которые и других-то дисков Led Zeppelin, возможно, даже не слышали. Причина лежит на поверхности - продажи альбома поднялись по "Лестнице в небо".

 Впрочем, и Rock and Roll - одна из редких песен Led Zeppelin, которую я умудрялся услышать даже на убогих российских радиоволнах. Прибавим к этому одну из визитных карточек группы - Black Dog, и мы уже понимаем, что имеем дело с настоящим альбомом хитов, который не раздербанили на синглы исключительно благодаря упертости музыкантов. В этом окружении группе простили даже признанный крамольным годом раньше фолк-рок - Going to California и The Battle of Evermore. К слову, именно последняя из перечисленных песен явилась источником глупого мифа, что дескать Stairway to Heaven написана по мотивам произведений профессора Толкиена. Прикол в том, что "Лестница в небо" не имеет никакого отношения к эльфам и хоббитам, а вот предыдущий эпик альбома The Battle of Evermore действительно повествует о битве на Пеленорских полях из "Властелина Колец".

 Лично мне в Led Zeppelin IV не импонирует его чрезмерная механизированность. Он абсолютно четко и педантично расписан от начала и до конца, почти от каждой ноты веет холодным расчетом. Тем не менее, я готов признать вероятность, что здесь повинна перепродюсированность альбома, а вовсе не то, что группа слишком уютно устроилась в накатанной колее. Мало того - мне малопонятен феномен Stairway to Heaven, так же мало, как фантастическая судьба "битловской" Yesterday. И та и другая песня прекрасно отражает лучшие стороны сочинивших их коллективов, но ничего пикового для их творчества я в песнях не нахожу. Хуже, что они меня просто не цепляют.

 В раннем детстве, когда я наслушался массы сказок о величии Stairway to Heaven я нереально захотел услышать Led Zeppelin IV. Добыв запись без треклиста, я переслушал ее несколько десятков раз, пытаясь вычислить, какая именно из восьми песен называется "Лестница в небо". Ни одно из моих подозрений не попало в точку. Главным подозреваемым - если тебе интересно - была The Battle of Evermore, которая произвела более яркое впечатление на неокрепшую психику школьника.

Причина всех парадоксов кроется в том, что Stairway to Heaven является первым официальным образцом того, что на Западе кличут термином "power ballad". Это архетипичная хард-роковая/хэви-металлическая баллада, с долгим печальным разгоном, колоссального пафоса медленными риффами, величественным вокалом и взрывным гитарным катарсисом. Нечто такое, от чего без ума и юноши и девушки и старики-разбойники от хэви-метал. Лично мне романтическая простота Going to California как-то ближе. Да и вообще баллады - вовсе не то, ради чего я покупаю металлические диски.

Но пора заканчивать список претензий и признать, что несмотря на все это ворчание альбом великолепен. Он чрезмерен в каждой своей ноте, но для Led Zeppelin это очень естественно, в отличие, скажем от Whitesnake образца 1987 года.

Рифф Black Dog - это самое замысловатое изобретение, когда-либо порожденное наукой гитарного риффа. Rock and Roll по-большому счету легковесная халтурка, но от нее невозможно не получить удовольствия. А уж как прекрасен на этом альбоме Джон Бонэм - и не передать. Именно Led Zeppelin IV (вкупе с Led Zeppelin II) - отправная точка его общепризнанного величия. Таких мощных, попросту убийственных барабанов в рок-музыке раз-два и обчелся. Причем и "раз" и "два" умерли с разницей в два года по одной и той же причине - пьянство. Кит Мун в 1978, и Бонэм в 1980.

Именно на Led Zeppelin IV была выведена формула идеального тяжелого рока, которой в дальнейшем придерживались все, кто только угодно, кроме самих Led Zeppelin. И рок-сцена 1971 года чувствовала себя с такими лидерами прекрасно - первые крики "стагнация!", "эксплуатация!" и "динозавры достали!" стали раздаваться лишь год-два спустя с активным появлением "нетрадиционных" рокеров, таких как Roxy Music или New York Dolls. Потому все обвинения в окаменении и демонизация Led Zeppelin для эпохи четвертого альбома пока преждевременны - можешь напомнить об этом любителям панк-рока и альтернативы. Тем паче, что главный динозавроненавистник планеты Джонни Роттен спустя годы после кончины Sex Pistols признался, что всегда любил Led Zeppelin.

<ЧАСТЬ 1> <ЧАСТЬ 3> <ЧАСТЬ 4>

Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments