bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

LED ZEPPELIN GUIDE - Часть 3

HOUSES OF THE HOLY [1973]

The Song Remains the Same 5:29 • The Rain Song 7:38 • Over The Hills And Far Away 4:50 • The Crunge 3:17 • Dancing Days 3:41 • D'yer Mak'er 4:22 • No Quarter 7:00 • The Ocean 4:30

Led Zeppelin

 В 1973 году хард-энд-хэви коммьюнити готовилось к притоку новой волны. Как грибы стали плодиться команды, в основе музыки которых лежали не архаизмы 60-х, а уже то, что было наработано стараниями Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, Mountain, Atomic Rooster и иже с ними. В 1973 году первобытный хэви-метал совсем дорвался до статуса маскульта, но при этом успел потерять эффект новизны. Готовились показать себя по всей красе Queen, Montrose, Sweet, Aerosmith, Bachman-Turner Overdrive. Рисовали первые схемы блицкрига Kiss и AC/DC.

 Гегемонии Led Zeppelin эти люди ничуть не угрожали, но потребность вырваться из хард-роковой обыденности "цеппелинами", видимо, подсознательно ощущалась. К тому же кредит доверия слушателей после громогласных успехов Led Zeppelin IV был практически бесконечен, и команда оказалась вольна делать все что душе угодно. Непонятно почему они не выпустили в 1972 четыре хип-хоповых сольника, а ведь могли бы. Зато в 1973 реализовали Houses of the Holy - самый странный свой альбом.

 Где-то выше я писал о том, что знакомство c Led Zeppelin идеально начинать с дебютной пластинки. Так вот настало время родить сиквел этого изречения: хуже всего впервые знакомиться с Led Zeppelin через Houses of the Holy. Ни один другой диск не даст о группе такого же обескураживающего и искаженного представления. Я знаю, что говорю - на себе проверял.

 Открывающая The Song Remains the Same - нечто слабостыкуемое с привычными "цеппелиновскими" стереотипами. Мало того - крайне неожиданный выбор альбомного старта. Будь песня (которая мне иногда начинает казаться скоростным джемом) в середине диска, ее бы записали в филлеры и старались слушать из вежливости. Но в качестве пускового механизма альбома песня The Song Remains the Same сработала вопреки всем правилам, и каким-то чудом превратилась в один из прелестнейших моментов в работах Led Zeppelin.

 Удивительно легко и изящно первые три трека перетекают друг в друга - хотя они и разделены паузами и совершенно самостоятельны, они поразительно легко стройным, цельным и гармоничным строем проходят мимо тебя, пока не упираются в невесть откуда взявшуюся песню The Crunge.

Мне непонятно, почему именно в 1973 году некоторым ведущим рок-классикам вдруг приспичило удариться в плясовой фанк. Frank Zappa записал фанковый альбом Over-nite Sensation, а Led Zeppelin сделали из себя Джеймса Брауна в The Crunge. Я знаю - многие ненавидят эту песню, но это их проблемы. Не вижу ничего зазорного в том, что Led Zeppelin попробовали поиграть в Red Hot Chili Peppers за 10 лет до появления последних.

Если уж выбирать худшую песню альбома, то это Dancing Days - само воплощение банальности, что особенно контрастирует на фоне того факта, что ни один из остальных треков к банальности не приблизился на расстояние пушечного выстрела. Но вещь слушабельная, короткая, а главное - пробегает в предвкушении трех очень вкусных завершающих номеров.

D'yer Mak'er - единственный радиохит альбома, и он опять-таки выполнен в новом для группы жанре - регги, пусть изрядно искаженном. В этом случае удивляться не стоит, если вспомнить, что именно в 1973 году Bob Marley & the Wailers выпустили свой первый "интернациональный" релиз Catch a Fire (плюс вдогонку еще один - Burnin').

Далее происходит еще одно чудо - Led Zeppelin с опозданием в 4 года записали первый 100% психоделический номер. No Quarter большинство фэнов группы причисляет к главным творениям Led Zeppelin наряду с Stairway to Heaven, Whole Lotta Love и Kashmir. Если честно - по психоделическим стандартам вещь слишком простенькая, особенно для середины 70-х, когда и Pink Floyd и Can уже разыгрались по полной. Не сложнее Lucy in the Sky with Diamonds, право. Но поглощается с непередаваемым аппетитом, радует каждой из семи минут своего существования, и - что уж говорить - действительно сияет всеми цветами радуги во всех смыслах, включая психоделический.

И как финальный салют - Ocean, вещь, которая наряду с Heartbreaker (со второго альбома) для меня олицетворяет хэви-металлическую сторону Led Zeppelin. К тому же это самая компактная композиция группы - в четыре с половиной минуты команда уместила три самостоятельных музыкальных сегмента, прецендентов чему в ее портфолио крайне мало.

В итоге мы имеем не просто самую странную, но и самую интригующую работу Led Zeppelin. Идеальный способ размять извилины после монотонностей традиционного хард-рока.

PHYSICAL GRAFFITI [1975]

Custard Pie 4:13 • The Rover 5:36 • In My Time Of Dying 11:04 • Houses of the Holy 4:02 • Trampled Under Foot 5:36 • Kashmir 8:28

In the Light 8:44 • Bron-Yr-Aur 2:06 • Down by the Seaside 5:16 • Ten Years Gone 6:32 • Night Flight 3:37 • The Wanton Song 4:09 • Boogie with Stu 3:53 • Black Country Woman 4:32 • Sick Again 4:42

Led Zeppelin

Нетрудно заметить, что самое монументальное творение Led Zeppelin, двойной альбом 1975 года без особых усилий разбивается на две самостоятельных пластинки. Это облегчает жизнь слушателю, который избавлен от повинности высиживать все полтора часа после включения - как того требует "Белый альбом" The Beatles или "Стенка" Pink Floyd. Первая часть Physical Graffiti - это орел "цеппелиновской" монеты - хард-рок. Вторая часть, решка - эклектичный развлекательный рок.

Сумятицу в восприятие вносил тот факт, что во многих виниловых изданиях было трудно определить в каком порядке слушать диски и их стороны. Лично я правильную расстановку треков узнал лишь при покупке CD, чем остался сконфужен - до того момента альбом для меня начинался с In the Light.

Выход двойного диска Led Zeppelin стал главным музыкальным событием 1975 года, практически вся критика в единодушном (и искреннем) порыве нарекла сию работу лучшим достижением в истории группы. Немудрено - первое впечатление он производит ударное. Как и второе и третье. Но испытание временем он выдерживает чуть хуже, чем предыдущие пластинки. Трудно сказать чем вызвано такое ощущение - может потому, что в отличие от альбомов периода 1969-1973 года в Physical Graffiti формы больше, чем содержания. Группа ну очень прямо таки увлеклась погоней за внешними прелестями - их стало много больше, а суть музыки не сильно изменилась со времен третьего альбома.

Не то, чтоб это было однозначно плохо - просто следует иметь в виду, что многие песни могут надоесть куда быстрее, чем их предшественники. А могут и не надоесть - если ты в жизни вообще человек везучий.

Аналогично печалит, что это первая запись "цеппелинов", где попадаются неоправданно затянутые песни. Но тебе и так известно, что в мире двойных альбомов такое - не редкость. Сам по себе хронометраж не страшен - In My Time of Dying длится 11 минут, но это замечательные и никак не скучные 11 минут. Да и вообще при словах "Джими Пейдж" в моей голове как ассоциация первого порядка возникает именно In My Time of Dying. Но в то же время более короткие треки - Trampled Under Foot или всеми любимый Kashmir столь монотонные, что порой хочется вежливо откланяться и отлучиться покурить до начала следующей песни.

Не все задумки удались группе в полной мере - Ten Years Gone, которая по замыслу, вестимо, должна была заместить в сознании слушателя запиленную Since I've Been Lovin' You, в реальности слишком поверхностна и безжизненна. Вообще романтическая компонента альбома провалена напрочь, если не считать двухминутной акустической релаксации Bron-Yr-Aur. Никаких тебе здесь Going to California, Babe I'm Gonna Leave You или The Rain Song - группа не просто оторвалась от земли но и потеряла ее из виду.

Все ж если забыть обо всем этом и порадоваться захватывающим мелодиям (одних нот здесь целый грузовик), будет понятно - Physical Graffiti действительно такой альбом, после которого Led Zeppelin имели право назвать себя величайшей группой планеты. Что они не преминули сделать. И в итоге поплатились гораздо раньше, чем каркали самые пессимистические прогнозисты.

<ЧАСТЬ 1> <ЧАСТЬ 2> <ЧАСТЬ 4>

Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments