bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

LED ZEPPELIN GUIDE - Часть 4

PRESENCE [1976]

Achilles Last Stand 10:22 • For Your Life 6:24 • Royal Orleans 2:59 • Nobody's Fault But Mine 6:15 • Candy Store Rock 4:11 • Hots On For Nowhere 4:44 • Tea For One 9:26 

Led Zeppelin

 Все прекрасно знают, сколь тяжелым и разрушительным для группы обернулся 1976 год. Если ты не знаешь - срочно почитай любую их краткую биографию и возвращайся обратно сюда. Я же лучше рассмотрю неблагоприятные внешние факторы, которые частенько ускользают от внимания критиков.

 Музыкальная Британия 1976 года - уже совсем другая страна, далеко не тот творческий рай, в котором хард-рокеры пребывали все предыдущие годы. Английская пресса нашла себе новых героев. Радио и телевидение с превеликим удовольствием смаковали хулиганствующий нигилизм молодых панков, объявивших войну всем динозаврам и традиционному року вообще. Каким-то непостижимым образом "цеппелиновцам" хватило мудрости не обижаться - полагаю, на фоне личных проблем разрушительная панк-революция показалась им комариным укусом. Роберт Плант впоследствии вообще свершил акт неслыханного либерализма - назвал первый британский панк-альбом Damned Damned Damned (1977) группы The Damned лучшим рок-альбомом семидесятых! Возможно, именно на его слова повелся барабанщик Pink Floyd Ник Мэйсон, который вдруг осмелился продюсировать второй альбом The Damned в том же 1977 году.

 Хуже было другое - хард-энд-хэви как жанр себя изжил. Лишь ренессанс 1980-го года да дикий успех Van Halen в 1978 (на мой взгляд незаслуженный) вернули ему славное имя. Но в 1976 все было печальнее. Deep Purple уже не существовали, Uriah Heep потеряли любимого вокалиста, Black Sabbath чудом удерживали Оззи Озборна в своих рядах, а группы второго эшелона - Grand Funk Railroad и Nazareth представляли из себя довольно жалкое зрелище. Да что там говорить - главным рок-хитом года стала мягкотелая как бы хард-роковая дебютная пластинка Boston, которая нанесла непоправимый ущерб репутации жанра.

 И главное - впервые за все время Led Zeppelin стали поджимать конкуренты - в зенит славы вошли Queen.

 На все это надо было как-то реагировать, и "цеппелины" ответили неадекватно, записав самую неинтересную свою пластинку Presence. Альбом небезнадежный, мне известны люди, его обожающие. Я и сам нахожу в нем позитивные стороны. В частности саунд. Он очень сухой и минималистичный. Но эта какая-то приятная, добротная сухость. Жаль отсутствие сочности в саунде нехорошим образом сопровождается дефицитом ее и в мелодиях. А это скверно. С музыкой на Presence откровенный напряг - по-крайней мере по богатым стандартам Led Zeppelin. С идеями тоже не очень хорошо - упоминания заслуживает лишь Achilles Last Stand, который не будет преувеличением назвать прообразом Iron Maiden их эпического периода (1983-1988). И хотя многие рады дослушать диск до конца хотя бы ради того, чтобы насладиться Tea for One, я не нахожу в заключительном блюзе чего-то способного окупить скуку предыдущих треков.

IN THROUGH THE OUT DOOR [1979]

In The Evening 6:50 • South Bound Saurez 4:12 • Fool In The Rain 6:12 • Hot Dog 3:16 • Carouselambra 10:34 • All My Love 5:56 • I'm Gonna Crawl 5:30 

Led Zeppelin

Приняв приглашение от главных мегазвезд поп-музыки 70-х шведов ABBA, Led Zeppelin заперлись в их студии, чтобы записать то, что оказалось их лебединой песней. То ли вследствие этого, то ли по причине пессимистического переосмысления своего места на мировой сцене, но диск получился скорее поп-произведением, чем творением мастодонтов тяжелого рока. Слава Богу, все обошлось - в качестве поп-рок квартета Led Zeppelin состоялись и даже имели вид на будущее. Последний аргумент подтверждается тем, что Роберт Плант в последующих сольных работах явно опирался на фундамент, отстроенный альбомом In Through the Out Door.

Все семь песен сочинены и аранжированы со старанием и искрой задора. К диску не приложишь тех претензий, которыми я сопровождал рецензии на Physical Graffiti и Presence: он и мелодически богат, и не затянут, а в двух заключительных песнях - All My Love и I'm Gonna Crawl - фантастически задушевен.

Свою карьеру Led Zeppelin завершали на высокой ноте, и во многом символично, что это произошло в последний год 70-х. Эпоха, которую Led Zeppelin открыли для мировой рок-музыки, закрылась одновременно с ними, и они не превратились в архаичный реликт в шумном балагане 80-х. Конечно, это стало итогом крайне печального события -- смерти барабанщика Бонэма, без которого Led Zeppelin не решились продолжать полет дирижабля. Но раз уж такое случилось, постараемся увидеть в этом если не положительный, то хотя бы символический аспект.

CODA [1982]

We're Gonna Groove 1970 2:37 • Poor Tom 1970 3:02 • I Can't Quit You Baby 1970 4:18 • Walter's Walk 1972 4:30 • Ozone Baby 1978 3:35 • Darlene 1978 5:07 • Bonzo's Montreux 1976 4:18 • Wearing and Tearing 1978 5:31

бонус-треки: Baby Come on Home 1968 4:29 • Travelling Riverside Blues 1969 5:11 • White Summer / BlackMountain Side 1969 8:01 • Hey Hey What Can I Do 1970 3:56

Led Zeppelin

Вышедший спустя два года после того, как дирижабль осел в ангаре, сборник раритетов и ауттейков Coda критика разгромила в пух и прах. Не понимаю о чем она, думала, ожидая эту пластинку. Глупо предполагать, что где-то в архивах Led Zeppelin осела еще одна Whole Lotta Love. Адекватному слушателю было бы достаточно просто хороших песен, и он бы прекрасно обошелся без божественных откровений и эзотерических изысков.

Удачных вещей здесь хоть отбавляй - лично я нахожу каждую песню как минимум слушабельной, но если быть честным - они мне все нравятся. Один из старых поклонников Led Zeppelin признался мне, что Coda расстроила его потому, что он уже привык к новому саунду группы, и услышать нечто принадлежащее духом и звуком к старому наследию группы не входило в его планы. Отсюда и разочарование.

Но давай поднесем компакт-диск (или файл) к свету, и поглядим на светлые стороны альбома. На Coda есть превосходный сольный номер Джона Бонэма Bonzo's Montreux, барабанное соло, которое пусть более технически примитивное, чем джазоподобный сегмент в Moby Dick, но оно совсем не лишено смысла и харизмы. Здесь и два последних настоящих хард-роковых трека Led Zeppelin - Ozone Baby и Wearing and Tearing 1978 года. Walter's Walk не так уж и плохо бы смотрелся в Houses of the Holy, а Poor Tom и We're Gonna Groove точно бы не вписались в Led Zeppelin III, но зато дают хороший старт альбому Coda, что тоже недурно.

Теперь о бонус-треках. Это единственный эксклюзивный компонент бокс-сета The Complete Studio Recordings, который нынче продается по вовсе смехотворным ценам и содержит все студийные альбомы группы. Открывает список крайне вольная трактовка древнего блюзового наследия - Travelling Riverside Blues - впоследствии попала на дорожки двойника BBC Sessions, и это главная прелесть сокровищницы спрятанных ценностей Led Zeppelin. Один из прекраснейших риффов, помноженный на чарующий динамизм ритма и самоотверженные блюзовые рулады Планта.

Три других вещи - блюзы Baby Come on Home, Hey Hey What Can I Do и акустический пассаж Пейджа White Summer / Black Mountain Side тебе будет труднее найти в других релизах, но постараться стоит. Хотя бы ради шестнадцати с половиной минут превосходных молодых Led Zeppelin за десять минут до славы.

<ЧАСТЬ 1> <ЧАСТЬ 2> <ЧАСТЬ 3>

Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments