bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

CD шоппинг. Мини-выпуск 0020.

Наличие даже поверхностных познаний в джазе - бронейбойный трюк. Ты можешь быть тупым уродливым живодером (или даже того хуже - политиком), но если ты можешь говорить о джазе, девушки принимают тебя за смелого одухотворенного интеллектуала. И все - о своей дальнейшей сексуальной судьбе можно даже не париться!

Сегодняшний выпуск CD-шопинга обманчив, и тем самым опасен. Эти релизы к привычному для обывателя развлекательному джазу не имеют даже самого отдаленного отношения. Плюс еще одна беда - многие треки звучат по 15-40 минут, потому приходится их выкладывать с низким битрейтом (резать их рука не поднялась).

JAZZ
MILES DAVIS - MAX ROACH - CECIL TAYLOR - ORNETTE COLEMAN - PAT METHENY - JOHN COLTRANE


Miles Davis

MILES DAVIS «The Complete 'Bitches Brew' Sessions»
[1969/1970, 4CD]

Изданный в 1970 году двойной альбом "Bitches Brew" можно, если хочется, назвать открывателем новой эпохи джаза. И ровно с таким же успехом его можно звать могильщиком джаза. Фишка в том, что "Bitches Brew" ввел в обиход новый жанр - фьюжн. Это когда джаз играется в присутствии электрических инструментов и при этом содержит элементы, понадерганные из рок-музыки. Для ортодоксального джаза фьюжн - явление слегка оскорбительное, но за последние сорок лет публика как-то уже привыкла.

Продавался альбом дивно хорошо (это первый "золотой" альбом Дэйвиса), а разработанные в нем идеи рециклированы пару миллиардов раз всеми - начианая с джаз-рока и заканчивая маргиналами из тусовки Джона Зорна. То есть ознакомиться с такой музыкой рано или поздно тебе придется. Но вот покупать этот бокс (на котором помимо оригинального двойного альбома содержится тьма джемов того же периода) будет перебором - четыре с половиной часа ни в один, ни в два присеста не осилишь. Но есть там отличнейшие треки из числа раритетных.

-- слушать -- Corrado - 13:09

Max Roach

MAX ROACH «We Insist! Freedom Now Suite»
[1960]

Макс Роуч, умерший всего-то три года назад, любопытен тем, что его более-менее общепринято звать лучшим барабанщиком в истории джаза. Если к этому добавить распространенный стереотип, будто наилучшие ударники - джазовые, а не какие-нибудь там рокеры-алкоголики, напрашивается вывод, что мы имеем дело с лучшим стучальщиком всех времен и народов. От истины это недалеко.

В 1960 году уже будучи ветераном бибопа он записал свой примерно двадцать пятый или пятидесятый альбом "We Insist!", где в очень жесткой, я бы сказал прогрессивной музыкальной форме отразил свой взгляд на расизм в Америке. После чего закономерно попал в черные  списки и был почти отлучен от шоу-бизнеса на несколько лет.

Это очень странная пластинка, и именно этим она интересна. Здесь столько же ничем не сдерживаемого протеста, сколько в любом альбоме Dead Kennedys. А музыкальный строй и ритмика столь аномальны, что усложняют уровень восприятия почти до фри-джазовых степеней.

-- слушать -- Freedom Day - 6:09

P.S. Очень плохой мастеринг, слышен треск винила, что для альбома 1960 года непорядок свинский.

Taylor Taylor

CECIL TAYLOR «Jazz Advance»
[1956]
CECIL TAYLOR «Unit Structures» [1966]

Поклонники джаз-пианиста Сесила Тэйлора вечно расстраиваются, заслышав в очередной раз, будто Орнет Коулман изобрел фри-джаз. Ибо Сесил успел выпустить свой первый альбом на пару лет раньше - в 1956 году, и воплощал практически те же радикальные идеи освбождения джаза от глупых надоедливых условностей.

Но Тэйлор как-то не стрельнул, в отличие от Орнета, оставшись в тени. Можно воспринимать это как несправедливость. Но после ознакомления с этими двумя самыми известными его работами, я пришел к выводу - все закономерно. И Орнет и Сесил принесли в джаз хаос, анархию и атональность. Но вот записи Орнета можно слушать чисто удовольствия ради (пусть иногда извращенного), а Сесила - не получается. Надо себя напрягать, заставлять. То есть ты платишь за диск, а потом еще трудишься как негр в поте лица, чтобы дослушать его до конца.

Дебютник "Jazz Advance", правда, особо диких сложностей не доставляет, его еще можно проглотить любопытства ради. Но вот зрелый Тэйлор на пластинке 1966 года "Unit Structures" явно заточен под ту же публику, что способна не моргнув глазом глотать опусы классика-авангардиста Джона Кейджа.

-- слушать -- Rick Kick Shaw - 6:06
-- слушать -- Steps - 10:21

Ornette Ornette

ORNETTE COLEMAN «New York is Now!»
[1968]
PAT METHENY AND ORNETTE COLEMAN «Song X» [1986]

У меня уже десятка три альбомов фри-джазмена Коулмана, так что теперь начинаю приобретать его менее значимые и знаменитые рабооты.

"New York is Now!" любопытен во-первых тем, что записан в период сравнительного затишья - между революционными работами начала 60-х, и не менее революционными работами начала 70-х. К тому же здесь барабанит Элвин Джонс, которого никогда не грех послушать лишний разок. К слову здесь вообще весь колтрейновский бэнд собрался. Получился совершенно типичный для Коулмана альбом без рельефно выступающих слабостей и сильностей.

"Song X" 1986 года обычно в каталогах значится как пластинка знаменитого джаз-фьюжн гитариста Пэта Метени при участии Коулмана. В реальности же альбом звучит именно как целиком коулмановская работа. Очень и очень бодрый гитарно-саксофонный джаз где половина треков имеют шанс запомниться после нескольких прогонов.

-- слушать -- Round Trip - 6:19
-- слушать -- Word from Bird - 3:49

John Coltrane

JOHN COLTRANE «Ascension»
[1965]

Майлз Дэйвис в свое время сказал про Коулмана, что  у того в голове винтики поехали. Однако коллега Майлза, Джон Колтрейн к Коулману отнесся очень и очень серьезно. В 1965 году Колтрейн набрался решимости и оформил "наш ответ Чемберлену" - собственный авангардный шумовой опус по образу и подобию пластинки Орнета "Free Jazz" 1960 года. То есть взял буквально толпу музыкантов и заставил их играть одновременно, независимо, в надежде, что из этого хаоса что-то проглянет относительно солнечное и божественное.

"Ascension" в целом звучит побогаче, разборчивее, нежели "Free Jazz". Частично из-за того, что звукозаписывающие технологии за пять лет подросли в качестве. Частично потому, что в этом сорокаминутном потоке сознания то и дело возникают затишья для сольных проходов. Это облегчает пытку неподготовленному слушателю.

Да, большинство фэнов Колтрейна воспринимают "Ascension" именно как пытку. Я тут не соглашусь, уши привычные к торжеству дисгармонии и пиршеству хаоса смогут найти в этой пластинке музыкальные точки опоры. И даже получить удовольствие, честно. Все же даже самый одичавший Колтрейн - это еще не Сесил Тэйлор, в нем осталось что-то человеческое.

-- слушать -- Ascension - 40:57
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments