bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Записки шаманствующего аудиофила. Вторжение трифоника

Вторжение трифоника:
САБВУФЕР В СТЕРЕОСИСТЕМЕ

В своих многочисленных статьях, заметках, стихах и речах на вручении Нобелевской Премии я неоднократно отмечал тот факт, что сабвуфер в аудиофильской системе - компонент никчемный, зловредный, инородный. Сегодня у нас есть повод обсудить это загадочное явление слегка подробнее. Начну сразу, как только появится следующий абзац.


Monitor Audio Radius 370HD

Весь остаток 2010 года я на работе распускал слухи, что смертельно болен СПИДом, раком и трепонемой, и жить мне осталось от силы полгода - тем самым надеялся вызвать жалость в правящих кругах. Сработало! На новогоднем корпоративе в клубе Pacha меня поблагодарили за упорный потный труд и торжественно вручили подарочные карты сети "М-Видео".

Подробности посещения этих магазинов (а тут есть что рассказать детективного) я пока опущу. Скажу лишь, что часами бродил мимо полок с DVD-плеерами, мобильниками, микроволновками и бетономешалками - и с ужасом понимал, что ничто из этого мне не нужно. В общем, подарочные карты пропадали.

Озарение снизошло в отделе домашних театров - сабвуферы! Это именно то, что я бы сам по своей воле никогда не купил. Но раз уж есть халява, надо брать, экспериментировать, баловаться. Вообще эксперименты - самая суть аудиофилии. Часами тестировать провода, переставлять мебель в надежде компенсировать спад АЧХ, класть на колонки кирпичи - это наш выбор! Так что берем сабвуфер и смотрим, что получается.

"М-Видео", мягко говоря, не аудиофильский салон. Выбор сабвуферов там неописуемо скучный. Никаких Velodyne, B&W или Dali. Из по-настоящему интересных брендов - только Klipsch и Monitor Audio. Признаться, хотел взять что-либо от американцев Klipsch, но в новогодней лихорадке их раскупили жадные гоблины. В общем, лучшее что я смог прикарманить - сабвуфер Monitor Audio Radius 370HD за $900 (см. фото вверху). Продукт славной британской конторы, собравшей этот аппарат в неизвестной стране третьего мира.

* * * * * * * *

К театральным ресиверам сабвуферы подключаются по-детски легко - одним проводом от спецразъема, дальше софт с твоей настройкой все разруливает сам. Но в данном случае мы рассматриваем более пикантную ситуацию - пытаемся использовать этот аппарат с классическим стереоусилителем (C.E.C. AMP5300R), в качестве басовой поддержки для двух напольных колонок Vandersteen 1C.

Сочетание двух колонок и одного сабвуфера в аудиофилии зовется "трифоник". Обычно к нему прибегают в тех случаях, когда человек приобрел себе пару отличных полочных колонок и в какой-то момент (обычно спустя полгода-год) сообразил, что без басов испытывает авитаминоз. Сабвуфер - самый дешевый и не самый лучший способ решить проблему. Статей на эту тему понаписано выше крыши, суть можно свести к следующим простейшим тезисам:

(-) Идеально согласовать сабвуфер и пару акустик любителю практически невозможно, расхождения будут во всем - начиная с амплитуд на стыке рабочих частот и заканчивая согласованием фазы и скорости отклика.
(+) Один сабвуфер стоит куда как дешевле, нежели приобретение напольной акустики с адекватно сильным и глубоким басом.
(+) В связи с особенностями характеристик низкочастотных волн, сабвуфер можно располагать почти где угодно, не обязательно ровно между двумя колонками для получения верной сценической картины.
(-) Театральные ресиверы с рождения приучены обслуживать сабвуферы. Однако Hi-Fi/Hi-End стереоусилители в основном заточены под классические двухколоночные инсталляции.

Лично мне испробовать сабвуфер в любом случае было интересно. Просто потому, что джаз, классик-рок и прочие традиционные аудиофильские ценности  у меня играют недурно. Но в отличие от нормальных, вменяемых аудиофилов, я частенько балуюсь извращенными вещами - хочется ведь и трэш, и дэт-метал врубить. Да и дебютник брутальных панков Discharge "Why" у меня в четырех изданиях (включая винил и японский CD), и ни одно - простите - не хочет играть на деликатной джазовой системе.

Cовременное железо в любом случае играет отлично - оно спродюсировано по всем требованиям культуры мыльниц, айподов и автомагнитол. Но великая проблема - металл конца 80-х/начала 90-х, записанный без цифровых примочек и нечеловеческой компрессии. Кто слышал Obituary или Sepultura той эпохи - поймет о чем речь. Там нет басов. Это жесточайшая, брутальная музыка, но без баса! Его надо специально прокачивать нелегальными радиотехническими средствами.

* * * * * * * *

Схема подключения сабвуфера к стереоусилителю такова: за неимением спецвыхода, его следует воткнуть к выходу предусилительного тракта. Обычно это то, что мы зовем линейным или сквозным выходом усилителя - атавизм, предназначенный для подключения магнитофона, например. Вот туда-то я и приткнул Monitor Audio Radius 370HD.

Фактически это означает, что сабвуфер работает на нерегулируемом выходе, а колонки - на регулируемом. То есть с усилителя громкость сабвуфера не управляется, и ты вынужден крутить рукоятки громкости отдельно для колонок и отдельно для саба. Это на корню убивает возможность универсальной точной настройки.
Ну ладно, пустяки, будем полагаться на свой слух в каждом конкретном случае.

Главное - на любом автономном сабвуфере должен присутствовать частотный фильтр, который срезает все звуки выше заданных тобой. Если у тебя полочные колонки, по паспорту воспроизводящие звук в диапазоне 60-20.000 Гц, то и сабвуфер логично установить в режим среза 60 Гц - он будет играть лишь то, что неспособны вопроизвести полочники.
Засада в том, что любые честные, качественные колонки в реальности воспроизводят кое-какие звуки ниже заявленной частоты - то есть те же самые полочники 60-20.000 Гц вполне могут что-то бормотать на частотах 45-50 Гц, но с очень сильной неравномерностью (падением) АЧХ. И в районе этих частот их звук будет складываться со звуком сабвуфера, что криминал.


С цифровыми ресиверами эта проблема решается легко - в настройках ресивера тупо указывается частота рабочих частот для каждого спикера. Стереоусилители (за редким исключением) такую роскошь не позволяют - и на саб и на колонки они шлют один и тот же полный сигнал. Потому если ты делаешь трифоник на такой как у меня традиционной олдскульной системе, остается ориентироваться только на слух. Твоя задача - не потерять линейность звука при стыке саба с акустикой.

У меня простейший случай - Vandersteen 1C воспроизводят снизу 38 Гц (при неравномерности АЧХ +/- 3дБ). Я обрезаю частоты саба так, чтобы он воспроизводил только свои 27-40 Гц, ни в коем случае не больше (опции 38 в нем нет). На этом уровне в музыке обычно живет чувство глубины баса, тяжести, но не сами мелодии. Я включаю сабвуфер на минимум, и усиляю до тех пор, пока не начинаю его слышать в общей картине. Если ты начинаешь слышать игру саба - значит он слишком много себе позволяет. Он должен лишь добавлять глубину баса в цельном звуке, но никак не обогащать его какой то отсебятиной, неким третьим каналом.

С менее басовитыми полочниками процесс согласования будет более опасным, но и более интересным. Мало того - получить результативный бас там в любом случае важнее.

ЭПИЛОГ
 
Monitor Audio, конечно, не лучшие в мире сабы, тем более за эти скромные деньги. Но уж дэт-метал и трэш с панком они обязаны отыграть без вопросов - так и было, все отлично. Мало того, саб не испортил даже самую деликатную бас-пластинку всех времен - "Superbass 2" Брауна, Клэйтона и МакБрайда. Но на хорошо сбалансированных записях его включение не добавило ничего интересного, и стало лишь досадной помехой - это относится к эталонным для меня CD Dire Straits, например, или MFSL-винилам The Cars и Pixies. Там он проявляет себя лишним даже на минимальной мощности.

Вообще давно хотел признаться тебе в одном неприятном наблюдении. Басовый авитаминоз у меня начался вовсе не из-за тяги к дэту/хардкору, тут виной гитарные дела. Marshall'овский ламповый мини-стэк при подключении "телекастера" и тем более "лес пола" на чистом, без дисторшена звуке выдает такой термоядерный бас, что вся бетонная многоэтажка начинает жужжать. Ни на каких записях ни при каких условиях я этого не слышал. И не услышал даже с сабом. Громкость, вибрация есть - но жесткости, атаки ноль.

Причина тому, думаю - намеренное сглаживание и подрезка басов продюсерами альбомов и производителями hi-fi аппаратуры. Они не хотят, чтобы слушатель жаловался на резонанс, дребезжание, гул. У слушателя ведь жилая квартира, а не студия и не арена, ему надо подавать звук по другим законам. И еще сделать так, чтоб остальные инструменты группы не растворились в звуковой каше. Вот почему на рок-записях мало по-настоящему матерой живой электрогитары. Потому дома легко добиться подобия джаз-клубного саунда за (относительно) небольшие, честные деньги. А рок мы так и будем слушать адаптированный и рафинированный.

Вердикт: трифоник аудиофилу, иногда скатывающемуся в брутальность - хорош. Но от слушателя требуется большая культура звукового восприятия, ибо испортить звук трифоником даже проще, чем улучшить.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →