bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Квартет И

Ни для кого не секрет, что на прошлой неделе после долгой и продолжительной хандры в социальных муках скончался Евгений Гришковец. В качестве причины смерти коронер, вскрывавший мозг Гришковца, назвал "Квартет И".

Признаться, до этой истории и "Квартет И", и сам Гришковец были для меня пустым звуком (каждый, кто хоть раз в жизни слышал пустой звук, понимает, о чем я).

Потому было принято решение ознакомиться и с тем и другим по порядку, без паники. До деяний Гришковца мы доберемся в следующий раз, а сегодня - мои краткие отзывы от просмотра трех монументальных кинополотен "Квартета И" - «День выборов» (2007), «День радио» (2008) и «О чём говорят мужчины» (2010).



По отзывам современников, "Квартет И" вкуснее и легче усваивается в собственном соку - то есть живьем на сцене (одноименный комический театр функционирует с 1993 года). При переносе на большой экран постановки теряют львиную доля обаяния, обоняния и остальные духовные сущности, присущие всем "Квартетам И" во всем мире. Возможно.



Как бы то ни было, надежд на приятный просмотр у меня было мало, потому "День Радио" скачивался с торрентов с заранее подготовленным и отрепетированным выражением скепсиса на лице. Однако меня ждал приятный сюрприз. 

О чем «День радио»? Творческий коллектив столичной радиостанции в экстремальном режиме вынужденной импровизации рожает дичайшую утку. О том, как, дескать, в водах Дальнего Востока гибнет плавучий зоопарк с редкими породами неслыханных животных. В поддержку тонущего судна на всех парах в эфир несется рок-марафон, рыдающие от сочувствия зрители выслушивают пургу пьяных ведущих - в общем, все как в реальном мире, только еще правдоподобнее.

Мне, признаться, приходилось недолгое время работать и на радио, и на ТВ,  и потому могу честно отметить, что попадание в типажи и конкретные ситуации у авторов нешуточные - почти все если не в яблочко, то хотя в голову того, на ком это яблоко установлено. Да, какие-то отдельные шутки не срабатывают, даже будучи трижды повторенными. Да, здесь встречаются какие-то лишние персонажи (в первую очередь Алексей Кортнев, который удлиняет фильм где-то на десять совершенно никому ненужных минут). Но в остальном "День Радио" - громадный шаг вперед по сравнению с совковыми юмористическими капустниками. Мало того, что снято благолепно, так еще и стыд не душит тебя, когда ты смеешься над глупыми шутками. А по закону, если в фильме удаются даже глупые шутки, умные так и вовсе срабатывают точно как швейцарские часы.



Имел я неосторожность сильно похвалить данный фильм в окружении коллег, после чего мне было заявлено "это все семечки - "День Выборов" лучше, а "О чем говорят мужчины" - так попросту восьмое чудо света!".

Потому следующий день я посвятил "Дню Выборов". По сюжету команда той же самой радиостанции "Как бы Радио" отправляется в речной тур по городкам Поволжья с особо опасным заданием раскрутить абсолютно левого и никчемного кандидата в губернаторы. Сюжетец, понятное дело, устарел еще в прошлой жизни (дело происходит в 2001 году), но подковерно-закулисный политический балаган все еще с нами. Потому труп сатиры в этом фильме не окончательно остыл, слегка дергается и временами проявляет признаки актуальности.

К великой печали, дебютную киноработу "Квартета И" подпортила одна вещь - самодеятельность. Точнее две самодеятельности.
Первая самодеятельность - актерская. Уровень игры в среднем здесь приспущен пониже, поближе к привычному КВНовскому уровню.  В отличие от "Дня Радио" у персонажей нет никакого бэкграунда, какой-то пусть комедийной, но правдоподобности - такое ощущение, что стоит героям отвернуться от камеры, и мы вместо спины увидим задник фанерной декорации с пятнами краски. гвоздями и клочками ткани. Но, признаться, это не так страшно - в конце концов не Шекспира с Чеховым смотрим.

Страшна вторая самодеятельность. Практически половина киноленты собрана из комических музыкальных номеров в исполнении звезд русской эстрады и говнорока. Все они по большей части стебут ту самую пресловутую самодеятельность. Но стеб над самодеятельностью это и есть самодеятельность! Ноль помноженный на ноль в итоге дает ноль - как его ни крути, хоть раком поставь. Музыкальные номера "Дня выборов" - явление столь удручающее, что ей богу - в какой-то момент русских музыкантов начинаешь ненавидеть больше, чем русских политиков. Вряд ли это было целью фильма.

Обескураживает также, что две из трех шуток так или иначе связаны с беспробудным пьянством - а в этом жанре после "Особенностей национальной охоты" тяжело родить что-то освежающее (хотя российское ТВ пытается с маниакально упортостью).

Тем не менее в общих чертах "День выборов" обладает теми же добротными, забавными формами, что и "День радио". Все светлое в нем перевешивает темное, как покрашенный в белое кит перевешивает на весах заляпанного черной краской кенгуру (даже если кенгуру забьет сумку гантелями). Живое кино, временами облагораживающее организм.





Тут мы подходим к третьей, и самой знаменитой картине "Квартета И". «О чём говорят мужчины» рассказывает историю... нет, насчет истории я погорячился. Это полуторачасовая нарезка монологов, диалогов да скетчей о смысле мужской жизни. Друзья садятся в машину, куда-то едут и нескончаемо треплются, не позволяя друг другу заткнуться даже на секунду.

Лента зацепила такое количество людей, поразила их своей жизненностью, остроумием и насущностью, что если тебе она не понравится - ты либо женщина, либо инопланетянин. Теперь вот я сижу и думаю - кто я? Женщина или пришелец? Потому что я это смотреть не смог.

Начиная с пятой минуты начал исподтишка поглядывать на часы, и вскоре обнаружил, что на часы гляжу больше, нежели на экран. Минуте на двадцатой, когда начался какой-то безобразно наивный, будто написанный студентом-дошкольником монолог о съеме телки в отеле с белым роялем, моя душа не выдержала и погасила экран.

Я искренне допускаю, что в мире есть парни (и много!) которые собравшись вчетвером будут делиться своими дрочильными и меркантильными фантазиями. Но что делать зрителю, который всю жизнь под словом "мужские разговоры" представляет нечто более взрослое, чем откровения шестнадцатилетних выпускников пионерлагеря?

Жизненность тоже курит где-то далеко в сторонке. Чего стоит запиленый вусмерть штамп из ромкомов, когда супруга орет мужу: "ты отдыхать на два дня едешь, а мне все выходные с детьми сидеть!". Вот, скажите мне честно - кто-нибудь слышал такую фразу в реальной жизни? Ну хотя бы раз? Что это, Армагеддон - посидеть выходные с детьми, а? Я сидел со своими двоими тысячу раз - в рот суешь гамбургер, в плеер суешь мультики - и все. Дети счастливы. Мало того - если ты человек работающий, отпрысков своих видишь лишь на фотографиях в "фейсбуке", то посидеть с ними два дня - это уж точно подарок судьбы, а не первый признак Апокалипсиса.

Я бы, ей богу, сменил название фильма на "О чем говорят те мужчины, которым не о чем говорить". И думаю, в качестве слогана подошло бы "Что смотрят мужчины, когда нечего смотреть".



Итак, мы вкратце ознакомились со вкладом "Квартета И" в современную культуру и историю болезни Гришковца. Осталось слово за самим Гришковем. Я дам ему шанс, и попробую в качестве теста отсмотреть сценические постановки "Как я съел собаку", "Дредноуты" и "Титаник". Говорят, зрелище очень и очень на любителя. А из меня любитель - не очень. Ну что ж, посмотрим - увидим.


Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 157 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →