bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

CD шопинг. Спецвыпуск.



BRUCE SPRINGSTEEN


Greetings From Asbury Park, N.J. (1973)
The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle (1973)
Born to Run (1975)
Darkness on the Edge of Town (1978)
The River (1980)
Nebraska (1982)
Born in the U.S.A. (1984)

В конце прошлого года на "амазонах" всего мира стал продаваться бокс-сет с первыми семью альбомами Брюса Спрингстина "The Collection 1973-84", причем по цене три с половиной копейки. Так как на старости лет я испытывал неудержимое желание иметь собственное мнение в отношении всех мало-мальски значимых рок-музыкантов, трехкопеечный бокс вызвал во мне исследовательский интерес. Результаты интереса вкратце излагаются ниже с примерами.



Трудно поверить, но Брюс Спрингстин  (по кличке "Босс") родом из Нью-Джерси, а вовсе не из Техаса и Мичигана. Вся его мускулистая пролетарская патетика, с которой он ассоциируется у наших местных россиян, как то не вяжется с относительно благородным географическим происхождением.

На самом деле Брюс совсем не так прост, как выглядит с плакатов. Особенно если аккуратно его исследовать с ранних альбомов. На первых порах Босс очень старательно и с пониманием дела копировал Боба Дилана... точнее пересказывал свою собственную жизнь, используя дилановские поэтические выкрутасы.

Получалось невероятно скучно, прямолинейно, и совсем немузыкально. Ведь как там было с Диланом - ну да, он тоже зануден и утомителен, но стоит его песни оформить в божеские аранжировки - и они сияют. У Спрингстина с аранжировками проблем нет, их у него даже слишком много (правда, на первом альбоме все еще выглядит скромно и аскетично), но его песни сиять не начинают. Потому что под лирическое словоблудие Спрингстина редко подведен достойный мелодический фундамент.

Говоря о дебютнике Greetings From Asbury Park, N.J., следует признать полную катастрофичность ситуации - аранжировки дешевые, мелодий нет, стихов пруд пруди. В общем Боб Дилан для бедных - в самом прямом смысле этого слова. Спасает лишь пара-тройка песен позадорнее (в первую очередь "Blinded by the Light") и общее ощущение молодого творческого организма, рвущегося на волю, к массам - как это всегда с дебютными пластинками.

Blinded by the Light - 5:04



Вышедший в том же 1973 году The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle - одно из аномальных вкраплений в дискографию Спрингстина. Тут наблюдается одно странное явление - Босс начинает выдавливать из себя мелодии! Настоящие. Это настолько непривычно, что даже пугаешься.

Пластинка вообще звучит гораздо более зрело и полновесно, в сравнении с дебютом. Это уже настоящий рок. И адекватнее по рокерским стандартам, нежели увешанное гроздями пафоса большинство его следующих работ. Я бы сказал, что The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle в дискографии Брюса смотрится примерно как Blonde on Blonde в Дилановской. То есть его можно с удовольствием слушать и без насилия над собой. Странно, правда, что в стане критиков и фэнов Босса (а в США, кажется, все критики - его фэны) пластинка не знанимает какого-то видного места.

4th of July, Asbury Park (Sandy) - 5:37



Born to Run - самый иконный, канонический альбом Босса, и он же - наименее выносимый. Концентрация патетики и пафоса здесь достигает опасных для жизни значений, сравниваясь с показателями Queen и Manowar. Но у этих двух команд пафос жил богатой духовной жизнью, шевелился на сквозняке - его расшевеливал бесконечный поток нот. А у Спрингстина на Born to Run нот мало. Удручающе мало. В итоге пафос превращается в гигантскую недвижимую каменную глыбу, которую надо как-то разгрызать. Я за несколько лет сделал подходов тридцать - не получилось, зубов жалко.

Born to Run - 4:30



Триумф Born to Run привел Брюса к ложной и неприятной для нас, любителей человеческой музыки, мысли, что отныне и всегда надо делать то же самое. Нагнетать. Усилять. Давить. Чтоб вся Америка знала, как плохо тем, кому плохо в Америке живется, даже если им в общем-то хорошо, но есть что сказать о тех, кому плохо.

Лирические закосы под Дилана здесь стали местами ощутимо деградировать до каких-то плакатных мыслей. С этого альбома Спрингстин у многих начинает ассоциироваться как носитель сентенций класса: Такова моя работа, Был трудный вечер, я пахал целый день, Но я стараюсь, потому что я простой американский парень. И это моя работа. Моя американская работа простого американского работяги с работы, где надо много работать и еще больше - уставать.

Впрочем, хрен с ней, с лирикой, пусть интеллигенция в ней копается. Что с музыкой? В общем, чуть лучше, чем Born to Run, но в этом заслуга каких-то отдельно взятых удавшихся номеров, принципиальной смены курса не слышно.

Adam Raised a Cain - 4:35



Двойной альбом песен в дубовом плакатном американском стиле - никаких позитивных сдвигов, никаких чувств, кроме Особо Эмоционально Важных и Социально Значимых Эмоций. Конечно, можно надергать хороших песен. Их хватит на один сингл с двумя бисайдами этого утомительного и угловатого рока, как будто записанного по советам профсоюза автослесарей.

Hungry Heart - 3:19



Про Спрингстина писать еще скучнее, чем его слушать. Ведь что любит критик - отметить какие-то жанровые находки, сделать тонкие (по крайне мере, кажущиеся тонкими самому критику) музыковедческие наблюдения. Но Спрингстин разгуляться не даст - строить на его цельнобетонной музыке аналитику - занятие не дающее простор фантазии. Самое странное, что у него действительно много подводных камней и хитрых музыкальных аллюзий - например, трудно поверить, но в песне "State Trooper" с альбома Nebraska зарубежная аналитика обнаружила влияние нью-йоркских электропанков Suicide. Но, признаться, надо быть очень замороченным спрингстинокопателем, чтобы вылавливать подобные откровения.

Хотя в целом Nebraska как раз дает повод разгуляться фантазии. Это не альбом на самом деле, а демо-запись, которая должна была быть перезаписана вместе с постоянной группой Босса E Street Band. Но в какой-то момент на Босса снизошло озарение - я не иронизирую. Это действительно прекрасная мысль, избавиться от студийной монументальности и выпустить все как есть, минималистично, акустически, от души. Вышла угрюмая, но атмосферная вещь.

Это очень тихая, очень смурная, и потому интригующая работа. Песни в основной своей массе плохие, но они не раздражают, а начинаешь им даже симпатизировать, как инвалидам, которые, несмотря на травмы, доползли до тебя, проявляя героизм.

State Trooper - 3:17

     

С этим альбомом у Брюса случился просто грандиозный прорыв. Помню, весь год пресса только и писала, что о Born in the USA, проскальзывали даже мысли, что именно сейчас Брюс Спрингстин открылся по-настоящему, дозрел.

Спустя двадцать пять лет критика высказывается куда как осторожнее, хотя и не смеет осудить даже случайным чихом. Ключевой
момент здесь прост - это попсовый альбом. Откровенно, дико и неприкрыто попсовый.

И именно потому он хорош. Вся Спрингстиновская патетика, лишь только легла на дешевый синтезаторный саунд и картонное продюсирование 80-х, заиграла... нет, даже не новыми, а хоть какими-то красками. Пусть гуашевыми.

И здесь есть мелодии, риффы, хуки! Здесь песни отличаются друг от друга и запоминаются. И есть непривычно откровенные отсылки к музыкальным предкам - в "Working on the Highway" Босс, в частности, как-то совсем прямолинейно, без улыбки даже, копирует Эдди Кохрэна. Такая попсовая прямота обезоруживает, честно.

К Born in the USA можно относиться примерно так же, как к сенсации следующего года - Brothers in Arms от Dire Straits. То есть неожиданно коммерческая, но зато работающая и действенная работа от артиста, которого до этого момента все считали слишком серьезным для этой ерунды. Пуристы в расстройстве, однако мир создан не для них. Мало того - не пуристы вполне могут ограничиться этим одним-единственным альбомом Брюса в своем собрании, и никогда по этому поводу не переживать.
В этом, кстати, главное отличие Спрингстина от Dire Straits - у них заведомо найдется, о чем переживать.

Cover Me - 3:29
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →