bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

ВЫБОРОЧНО ОБ ИЗБРАННОМ: ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ

Вместо эпиграфа: Под cut пост не убираю,
потому что в долбанном ЖЖ как только
ставишь cut слетает нахрен вся верстка и
пропадают куски текста.
* * *

Дэвид Пол Кроненберг, канадец 1943 года рождения, к сожалению не является известным кулинаром или популярным модельером. Тем не менее он представляет для нас некоторый интерес. Возможно это потому, что он кинорежиссер.

Кронеберг - обладатель самой нездоровой и извращенной фантазии в истории голливудского мэйнстрима. Впрочем, тут можно еще спорить, мэйнстрим ли Кроненберг, а если даже и мэйнстрим, то в Голливуде ли Кроненберг? Думаю, он как фотон может существовать одновременно в двух взаимоисключающих состояниях. Для него это нормально.

Месяц назад непонятно почему (думаю, это было наитие свыше, с Альдебарана) я вдруг решил пересмотреть фильмографию Дэвида - пусть и не совсем целиком, но хотя отметиться на всех чек-пойнтах.

И рад сказать, что мне есть что сказать.



Прежде чем вспоминать фильмографию давай настроимся на нужную волну и вспомним, чем знаменателен этот, с позволения сказать, человек.

- Дэвид Кроненберг один трех китов, на которых держался хоррор 80-х годов (двух других китов я с ходу затрудняюсь перечислить).

- В каждом втором фильме Кронеберга обязательно найдется что-то окровавленное, склизкое и шевелящееся. Если в области крови и кишков у него есть мощные конкуренты, то по части склизкого и шевелящегося Кроненберг недосягаем.

- Почти в каждой картине Кроненберга звучит саундтрек Говарда Шора. Причем, что любопытно, до того, как Шор прославился “Властелином Колец”, композитор сочинял жутковатые авангардные, почти потусторонние страшилки. После Джексоновских “Колец” Шор принялся плодить традиционные патетичные оркестровки, в том числе и для суровых Кроненберговских лент.

- Кроме композитора, Кронеберг с Джексоном делили также специфических актеров - например Вигго Мортенсена или Яна Холма.

- (Сюприз!) Не использует наркотики для создания кинокартин.

Каких кинокартин? Да хотя бы этих.


Судороги (1975)
Shivers

Первое полноценное кинополотно Кроненберга, после короткометражек, студенческих работ и мало кем виденного телемусора. Признаться, фильм устарел ровно настолько, сколько ему лет. Такое снимали только в середине 70-х - когда казалось, что стоит лишь показать на экране что-то этакое мутное, мерзкое и людей жрущее, и этого достаточно, чтобы зрители рыдали кровавыми слезами. И чтоб сиськи, конечно.
В этой дешевой картине некий напрочь больной на голову экспериментатор выводит удивительную породу паразитов, которые вселяются в людей и вынуждают их делать мерзкие вещи: блевать, убивать и совокуплятья. Паразит расползается по кондоминиуму, и неудивительно, что в финале тебя ждет страхолюдная оргия одичавших квартиросьемщиков. По замыслу продюсеров оргия окупает заплаченные зрителем за сеанс деньги и стимулирует досмотреть кино до конца.
Проходное кино с актерами разной степени деревянности, однако с рядом простеньких, но запоминающихся сцен.





Выводок (1979)
The Brood

В 1979 году Кроненберг (отснявший еще один хоррор и один автогоночный фильм) внезапно перескочил на качественно иной уровень. “Выводок” - мало кому известная работа (даже в сравнении с “Судорогами”), но это - поверь, один из жутчайших хорроров в истории.
Самый циничный зритель, глядя на экран будет про себя повторять “будь я моложе и трезвее, точно бы обделался от ужаса”.
Сюжет раскрывать не буду - там все наворочено, и как водится, не обошлось без шизанутых психоаналитиков. Единственное, что тебе можно знать перед просмотром - в фильме всех убивают адские карлики. И это не смешно.



Сканнеры (1980)
Scanners

А это уже хит видеопроката восьмидесятых, про отмороженных телепатов. Правда, кого ни спросишь - никто не вспомнит о чем кино, но все тотчас начинают размахивать руками и кричать “Круто! Там головы взрываются!!”. В общем, ничего кроме взорванных голов запоминать и не требуется, кино для того и снималось!





Видеодром (1982)
Videodrome

“Видеодром” - квинтэссенция рвотно-мутной кислотной кроненберговщины. Здесь полный боекомплект всех его фирменных мерзостей взрывается одновременно. Трупы, параноидальная история в духе Филиппа Дика, противоестественные телесные деформации, и полное нежелание доставить зрителю хоть какое-то удовольствие. Так что представь что ты не зритель и старательно получай удовольствие. Тем более что вторую картину подобного рода Кроненберг снимет еще не скоро, и зваться она будет “Обед нагишом”.



Мертвая зона (1983)
The Dead Zone

Первая попытка Кроненберга сделать типовой голливудский хоррор, и как итог мы получаем его, возможно, худшую картину. Это экранизация новеллы Стивена Кинга, которую я в свое время почему-то не удосужился прочесть, потому не смею сравнивать кино с первоисточником.
У Кроненберга здесь не получилось все, у него даже не получилось снять кино в стиле Кроненберга. Здесь даже Говарда Шора не слышно (впервые со времен “Выводка”). Ты увидишь пресный пересказ истории о человеке, который выйдя из комы научился настраиваться на одну ментальную волну с преступниками и жертвами несчастных случаев. В какой-то момент его озаряет не самое приятное пророчество относительно одного из политиков. И когда он понимает страшную тайну - что ждет человечество, кино становится еще скучнее.
В роли главного героя можно заметить Кристофера Уокена, собственно, это единственное хорошее что можно сказать об этой, трехмиллионной по счету провальной попытке перенести Стивена Кинга на экран.





Муха (1986)
The Fly

“Муха” - это один из трех фантастических фильмов, увидев которые советские люди шли продавать квартиру и покупали себе видеомагнитофон. (Другими двумя были ныне забытые и мало кем виденные “Чужие” и “Терминатор” - прим. кап. Оч.)
Признаюсь честно - я боюсь его пересматривать уже двадцать лет. Не потому что он страшный, а просто боюсь разрушить легенду - вдруг он совсем не то, чем казался в молодости?
Формально это ремейк одноименной картины 1958 года (кстати, отличной). В реальности общего между ними не больше, чем между танком и танкером. В старой ленте половина сюжета ушла на попытки отчаявшихся персонажей поймать невольную участницу эксперимента - мелкую муху - и с ее помощью повернуть мутации героя вспять.
Кроненберг эту часть повествования ликвидировал, затем ужесточил и без того трагическую историю отношений героя с женщиной, полил все это дело обильно кровью с кусками мяса, и вывалил месиво угнетающих кошмаров прямиком на зрителя.
Зритель остался доволен - “Муха” и по сей день остается самым кассовым фильмом мастера.



Связанные насмерть (1988)
Dead Ringers

Славный по задумке, но возмутительно тягостный по исполнению рассказ о том, как два близнеца-гинеколога выдают себя за одного баснословно обворожительного любовника. Ну и в итоге крыша едет у всех сопричастных. В общем, как бы триллер о раздвоении личности, только наоборот.
С одной стороны это вяло раскручивающийся фильм, глядя который сперва не сообразишь - а, собственно, ради чего мы его сели смотреть? С другой стороны это все таки триллер, жанр общеупотребительный, актеры очень старательные, потому кино собрало на удивление много наград и было признано лучшей канадской картиной года.



Обед нагишом (1991)
Naked Lunch

Это предмет обязательной кинопрограммы для все у кого не в порядке с головой. “Обед нагишом” (вольный пересказ книги Уильяма С.Берроуза) докажет, что у тебя, психа, еще не все потеряно! Бывает много, много хуже.
Если ты вдруг не в курсе сюжета - не проблема, он проще пареной репы: писатель слегка противоестественного поведения подрабатывает уничтожителем тараканов, используя для травли порошок, который одновременно является мощнейшим наркотиком, сводящим его супругу с ума. Чтобы отбить у жены тягу к препарату он подмешивает в него специальных антинаркотических мокриц-многоножек, после чего вступает в контакт с говорящей печатной машинкой и, убив супругу, отправляется в Интерзону. Это, правда, только завязка, дальше все самое интересное!
Я смотрел этот фильм раза четыре, и каждый раз получалось посмотреть только в два захода. Слишком много полезной, познавательной информации и светлых эмоций на единицу экранного времени.
Шучу, конечно. Если этот фильм тебе кажется легким, логичным и жизнерадостным, то ты его перепутал с “Полицейской Академией” - там, кажется, ровно такой же сюжет, обхохочешься.



Автокатастрофа (1996)
Crash

“Обед нагишом” стал самой кроненберговской из всех кронеберговских лент, продвигаться дальше ему, наверное было уже нелегко. Потому он стал давить на наши простейшие чувства. Он стал давить людей.
Кино это я видел лишь единожды, причем это было в Санк-Петербурге в 1996 году в кинотеатре “Колизей” в ожидании поезда. С тех пор желания пересмотреть фильм не возникало ни разу (покажи мне своего друга, который смотрел “Автокатастрофу” более одного раза, и я скажу кто ты).
Это угнетающий психику триллер о людях, которые думают о сексе в те моменты, когда видят покалеченные в автокатастрофах человеческие туши. Творится на экране много всего, но запоминаются раскрошенные кости, рваные шрамы и счастливые оргазмы.
Мартин Скорсезе назвал “Автокатастрофы” одним из восьми лучших фильмов девяностых. Возможно это что-то личное.





Экзистенция (1999)
eXistenZ

В конце девяностых откуда-то из Голливуда неожиданно принесся целый вал фильмов об альтернативных реальностях - не буду их перечислять, потому что половина лент всем прекрасно известна, а раскрыть другую половину будет спойлером.
Практически все те картины отличные, и впечатляют должным образом даже сегодня. “Экзистенция” не исключение, хотя технологически картина заметно состарилась. Фирменные кроненберговские потрошеные слизняки и бесформенные куски биомассы - в наличии. Не выходя из данного антуража “Экзистенция” показывает, как люди проникают в виртуальный мир биотехнических игр, из того мира погружаются в квест следующего уровня, потом переходят в следующий слой реальности, и так далее - все в точности как 11 лет спустя у Нолана в “Начале”.
“Экзистенции” не хватает лишь какой-то крепкой идеи, соединяющей весь этот многослойный виртуальный бедлам. Зато есть отличный Джуд Лоу и Уиллем Дефо в качестве вечно приятного бонуса.



Паук (2002)
Spider

Режиссер Кроненберг (странное совпадение, сегодня в списке только его фильмы) практически на свои деньги отснял скромное кино с историей одного убийства. Или двух. Аккуратное, мрачное, стильное, этакое скрипучее жутковатое ретро. В таких декорациях отлично бы смотрелось что-то Лавкрафтовское.
Но здесь, к великой печали нет Лавкрафта, да и вообще всего мало - сюжет крайне аскетичный, хотя все время обещает что-то виртуозное и мозгвзрывательное (обещания не выполняются). Ральф Файнс нервозно и завлекательно отыграл роль полоумного выпускника сумасшедшего дома, который расследует собственное прошлое. Но стоит ему докопаться до истины, как нам становится обидно за потраченное время - лучше б нас спросил еще в начале фильма, подсказали бы.



A History of Violence
Оправданная жестокость (2005)

В историю этот фильм вошел как последний Голливудский фильм, изданный на VHS. Пока цифровые диски отправляли в прошлое видеокассеты, Кроненберг отослал туда же умалишенных и говорящих слизняков. Режиссер свернул на современные драматические рельсы!
“Оправданная жестокость” на удивление нормальный, психически полноценный с точки зрения обывателя кинопродукт. Но это его не портит.
Вигго Мортенсен изображает неразговорчивого, но обаятельного владельца забегаловки. Кто ж знал, что такой тихий безупречный семьянин неожиданно отправит на тот свет залетных грабителей, после чего станет героем теленовостей и всего городка. Но вот мафии морда Мортенсена что-то не очень нравится, и она начинает до него докапываться.
До чего там докопается - говорить не будем, главное что будет и стрельба, и отомщение, и смачные волевые мужские подбородки - в общем, образцовый боевой триллер без выпендрежа.





Eastern Promises
Порок на экспорт (2007)

Вот этот фильм показывай тем, кто ноет, что в западном кино русских умеют изображать лишь клиническими идиотами. В “Пороке на экспорт” по идее есть все ингредиенты, чтобы на выходе получить развесистую и несъедобную клюкву о русской мафии в Лондоне. Однако результат поразительно клюквостойкий!
И здесь опять Вигго Мортенсен - татуированный с головы до пят и обратно до головы выходец из сибирских лагерей, с нуля начинающий бандитскую карьеру в Великобритании. Еще ты найдешь Наоми Уоттс, которая вроде как уже местная, но родители еще не стерли свое советское прошлое из памяти.
Атмосферно кино близко к “Оправданной жестокости”, но сюжет, признаться, куда более стройный и богатый на события. И есть отличная поножовщина в бане, ну как же без нее в фильме о русских?



Наконец, под закат этого года выйдет в прокат третий подряд фильм Кроненберга с Мортенсеном - “Опасный метод”. Судя по всему на этот раз никакой мафии - только Фрейд. В прямом смысле, не в переносном. И это логично. Снять тысячу фильмов про психопатов и психоаналитиков, но ни одного про Зигмунда Фрейда было бы вопиюще несправедливо. Фрейд, наверное, на своей кушетке в гробу ворочался. Но теперь он может спать спокойно. Интересно что ему снится?
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →