bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

1973 IN ROCK

Вчера ночью явился призрак обезглавленного Элвиса. И вытряхивая ртуть из своего уха, упрекнул меня в недостаточном блюдении рок-н-ролльных обязанностей. Действительно, в незапамятные времена обязался я выпускать годовые обзоры былых рок-н-ролльных эпох, но сделал лишь два выпуска - 1967 и 1984. Настала очередь третьего.

Почему 1973? О! Это очень и очень диковинный год.

Во-первых он запредельно плодовитый. Масса артистов первого эшелона отметилась выпуском не одного, но двух и более альбомов. И множество реализовало своей лучший альбом. И, конечно, издана тьма ключевых для самых разных жанров произведений.

Во-вторых 1973 год - это пик самого странного времени в музыкальной культуре в целом. Тогда случился первый и последний период в истории музыки, когда в хит-парадах, на радиостанциях, на стадионах и в прессе доминировала умная, сложная и предельно высокохудожественная музыка. Прогрессив (или как тогда говорили - арт-рок) пользовался просто фантастической популярностью. Ну вот, представь, что сегодня ты заходишь в "фейсбук", а там все офисные работники и школьники поголовно постят синглы и клипы не Лэди Гаги и Фифти Центта, а Mastodon, Dream Theater и Porcupine Tree. Невозможно? Да, невозможно. Но в 1973 было именно так (за вычетом"фейсбука").

Даже простые мейнстримные артисты тогда не брезговали возвышенными художественными формами. Вот, возьми, к примеру "Goodbye Yellow Brick Road" Элтона Джона - сейчас никак не получится представить, чтобы он вдруг воссоздал аналогичного размаха эпический труд. И это к тому же была его не единственная работа в 1973!

Я не буду сегодня выкладывать треки со всех ключевых альбомов, рожденных в 1973 - просто потому, что сервер от объема лопнет. Но по-крайней мере их перечислю и постараюсь дать понять, как именно они формировали пеструю и незабываемую картину эпохи.



Начнем с трех доминировавших тогда рок-жанров: прогрессив рок, тяжелый рок (тогда его принято было звать хэви-металом) и совсем еще молодой глэм-рок.

Хард-роковые команды тех лет я делю на две простейшие категории. Первая - команды, которые поголовно все любили в СССР. Вторая - те, которые напрочь проскочили мимо нашего слушателя, и за редким исключением остаются проскоченными до сих пор.

Костяк советских любимцев составили Led Zeppelin, Black Sabbath, (сюрприз) Deep Purple, Nazareth, Uriah Heep и в меньшей мере Grand Funk Railroad. 1973 год для них выдался, скажем так - спорный, т.к. публика ждала от них покорения новых вершин, а вместо этого они либо застыли на месте, не в состоянии превзойти свои же топовые работы, или же вильнули в неожиданную сторону, как Black Sabbath. В сумме это сделало 1973 для хард-рока весьма почтенным, удачным, но не выдающимся годом. Есть мнение, что как раз после этого жанр стал потихоньку сползать вниз со своего пика.

Who Do We Think We Are - Deep Purple
Sabbath Bloody Sabbath - Black Sabbath (Sabbra Cadabra)
Houses of the Holy - Led Zeppelin
Loud 'n' Proud - Nazareth (Not Faking It)
Razamanaz - Nazareth
We're an American Band - Grand Funk Railroad (We're an American Band )
Sweet Freedom - Uriah Heep (Stealin')

Из хард-рокеров второго эшелона безразмерно мощный вклад в дело 1973 года внес, наверное, лишь дебютник группы Montrose. Но и остальное демонстрировало крепкий уровень, вписалось в коммерческую жилку - особенно американскую, где жанр пользовался особым спросом у широких масс.

Nice 'n' Greasy - Atomic Rooster
Not Fragile - Bachman-Turner Overdrive (Not Fragile)
Never Turn Your Back on a Friend - Budgie (Breadfan)
Tyranny and Mutation - Blue Oyster Cult
Montrose - Montrose (Rock the Nation)
Heartbreaker - Free

Наибольший жанровый бардак творился, наверное, в сферах глэм-рока. К тому моменту возраст стиля измерялся дай бог парой лет, но на радостях критики причислили к глэму вообще все, что подворачивалось под руку. Классификаторы не задумывались о последствиях, клеймя глэмом всю музыку, в которой уловили налет театральности. В итоге там оказались и почти традиционные хард-рок банды (дебют Queen), и эстетствующие творцы с ранимой музыкой (David Bowie, Roxy Music, Cockney Rebel, и пост-гаражные шок-рокеры (Alice Cooper) и туча безголовых хит-мейкеров (T.Rex, Suzy Quatro, Gary Glitter). Современному слушателю найти между ними что-то общее - все-равно что бозон Хигза разглядеть без увеличительного стекла.

The Human Menagerie - Cockney Rebel (Loretta's Tale)
Aladdin Sane - David Bowie
Pin Ups - David Bowie (See Emily Play)
Touch Me - Gary Glitter (Hello Hello I'm Back Again)
Billion Dollar Babies - Alice Cooper
Muscle of Love - Alice Cooper
For Your Pleasure - Roxy Music (Do the Strand)
Stranded - Roxy Music
Next - Sensational Alex Harvey Band (Giddy-Up-A-Ding-Dong)
Suzi Quatro - Suzi Quatro
Tanx - T.Rex (Rapids)
Wizzard Brew - Wizzard
Queen - Queen (Liar)

И глэм и первобытный хэви-метал в 1973 заправляли бы всем и вся, не будь арт-рока (он же - прогрессив-рок). В этих сферах творилось вовсе неописуемое буйство флоры и фауны. Увидел свет самый продаваемый прог-альбом всех времен и народов - не буду говорить какой, попробуй догадаться самостоятельно. Расцветали форматы мегаломаньяков - когда один трек занимал никак не меньше стороны альбома, то есть двадцать погонных минут. Прогрессив скрещивали с классикой, фолком, хард-роком, достигая самых противоестественных результатов. И людям нравилось, что удивительно - платиновые и золотые альбомы в этих жанрах можно было черпать лопатами.

Brain Salad Surgery - Emerson, Lake & Palmer (Toccata)
Octopus - Gentle Giant (Raconteur Troubadour)
In a Glass House - Gentle Giant
Shoot Out at the Fantasy Factory - Traffic
Angel's Egg - Gong
Flying Teapot - Gong (Radio Gnome Invisible)
The Tain - Horslips (Dearg Doom)
A Passion Play - Jethro Tull
Tales From Topographic Oceans - Yes
Larks' Tongues in Aspic - King Crimson (The Talking Drum)
For Girls Who Grow Plump in the Night - Caravan
Tubular Bells - Mike Oldfield
Selling England by the Pound - Genesis
The Dark Side of the Moon - Pink Floyd

Но вообще сворачивание и кипячение мозгов не входило в обязанности всех прог-артистов. Многие применяли какие-то отдельные прогрессивные элементы в формах более легких и доступных. Ценилось эстетами это меньше, но зато позволяло всем приобщиться к высокому искусству через дружелюбные доступные песни.

Solar Fire - Manfred Mann's Earth Band (In the Beginning, Darkness)
Grand Hotel - Procol Harum
ELO II - Electric Light Orchestra
On the Third Day - Electric Light Orchestra (Ma-Ma-Ma Belle)
A Wizard, a True Star - Todd Rundgren
Todd - Todd Rundgren

Наоборот, наиболее недружелюбные мутации прог-рока процветали вдали от радиостанций да и вообще от рок-н-ролльных столиц. 1973 год - это одновременно и расцвет, и предверие конца такого жанра, как краутрок. Если в двух словах, то краутрок - это когда немцы либо потребляют все тяжелейшие наркотики одновременно, либо пишут такую музыку, чтоб их в этом можно было заподозрить. От британских и американских прог-рокеров немцев отличало изобилие электроники и недостаток тормозов. Впрочем, Can и в особенности Tangerine Dream как раз к этому моменту слегка облагородились. Зато Faust умудрились продать в одной Британии полмиллиона копий совершенно невообразимого хаоса (альбом "Faust Tapes"). А Neu! выпустили нечто воистину хамское, что нынче, задним числом считается первым альбомом ремиксов в истории.

Future Days - Can (Spray)
Faust IV - Faust
The Faust Tapes - Faust (J'ai Mal Aux Dents)
Outside the Dream Syndicate – Faust & Tony Conrad
Ralf & Florian - Kraftwerk
Seligpreisung - Popol Vuh
NEU! 2 - NEU! (Lila Engel)
Casablanca Moon - Slapp Happy (Half Way There)
Phaedra - Tangerine Dream (Movements of a Visionary)

Казалось бы, нетрадиционные музыкальные искусства вошли в невиданный тогда почет. Но следует заметить, что первопроходцы маргинальной сцены к 1973 году успели угомониться. Максимум выгоды из этого извлекли Фрэнк Заппа и Джон Кейл, которые ломанулись в мэйнстрим с работами, которые и по сей день остаются самыми популярными в их портфолио.

Paris 1919 - John Cale (The Endless Pain of Fortune)
Berlin - Lou Reed (Caroline Says I)
Oora - Edgar Broughton Band (Things on My Mind)
Over-Nite Sensation - Frank Zappa (Dinah-Moe Humm)

Теперь самое время сделать музыкальную паузу и поговорить о чем-нибудь добром. О поп-музыке. Точнее о тех ее тогдашних воплощениях, которые можно считать благородными. Великомученик Билли Джоэль, безутешно пьянствовавший в пабах с никому ненужными песнописаниями, неожиданно стрельнул в массы с четырежды платиновым "Piano Man". Элтон Джон вообще сотворил подвиг гея-карлика, превзойдя и без того, казалось, непровзойдяемые свои работы. Других представителей легких жанров, о которых есть смысл вспоминать, не так уж и много - что немудрено, так они просто терялись на фоне торжества серьезных, взрослых жанров.

Piano Man - Billy Joel (Piano Man)
Don't Shoot Me I'm Only the Piano Player - Elton John (Crocodile Rock)
Goodbye Yellow Brick Road - Elton John
10cc - 10cc
The Plan - The Osmonds (Movie Man)
There Goes Rhymin' Simon - Paul Simon
Ring Ring - ABBA

Для черной музыки 1973 год столь же принципиально значим, как и для прога, и все благодаря Марвину Гэю, чей двенадцатый лонгплей "Let's Get It On" стал вехой, видимой невооруженным взглядом из космоса. Соул и фанк тогда чувствовали себя очень и очень боевито - еще не настал момент, когда эти стили стали приспосабливать для пошлых нужд в виде всяких гибридов а-ля диско.

Let's Get It On - Marvin Gaye (Let's Get It On)
Diana & Marvin - Diana Ross & Marvin Gaye
Touch Me in the Morning - Diana Ross
Last Time I Saw Him - Diana Ross (Last Time I Saw Him)
Cosmic Slop - Funkadelic
Call Me - Al Green
Livin' for You - Al Green
Betty Davis - Betty Davis (Walkin' up the Road)
Black Caesar - James Brown
Slaughter's Big Rip-Off - James Brown
Innervisions - Stevie Wonder (Higher Ground)
Deliver the Word - War

В том же 1973 году в массовый обиход вошла другая, иноземная разновидность черной музыки. Регги и даб. Регги существовало к тому моменту уже лет шесть как, но приходило из Ямайки по андеграундным каналам и потреблялось преимущественно британскими скинхедами. Однако в 1973 году Боб Марли выпустил свои первые (и лучшие) транснациональные релизы (аж два). И тогда же на Ямайке записан самый первый в истории дабовый лонгплей - "Blackboard Jungle Dub", к которому приложили руку оба отца-основателя - Ли Скрэтч Перри и Кинг Табби. Тогда сие явление было мало кем замечено, но для сегодняшней музыкальной культуры это явилось ключевым моментом, т.к. наконец возникло диджейское творчество в современном понимании термина.

Burnin' - Bob Marley and the Wailers
Catch a Fire - Bob Marley and the Wailers (Stir It Up)
Cloak & Dagger - Lee Scratch Perry (Cloak & Dagger)
Rhythm Shower - Lee Scratch Perry
Blackboard Jungle Dub - Lee Scratch Perry & King Tubby
Life - Exuma

В начале материала я говорил о том, что знаменательные альбомы и артисты 1973 года далеко не всегда могли достучаться до слуха советской публики. Самый показательный пример - трижды платиновый дебютник американской группы Lynyrd Skynyrd. Залихватский блюз-рок для вечеринок как-то у нас не прижился совсем, а ведь для западной критики это один из величайших релизов в истории рок-музыки. Кстати, если уж говорить о пати-блюзе, то под это определение подпадет и сырой, но зажигательный дебютник Aerosmith, вышедший в то же время.
Еще следует обратить внимание на блюз-гитариста Роя Бьюкэнэна, который в те времена как раз переживал момент легкой славы.

Aerosmith - Aerosmith (Dream On)
(pronounced 'lĕh-'nérd 'skin-'nérd) - Lynyrd Skynyrd (I Ain't the One)
Second Album - Roy Buchanan (She Once Lived Here)
Tattoo - Rory Gallagher

Для американцев 1973 год это явно не только Lynyrd Skynyrd, но и возникновение нового культа будущего - Брюса Спрингстина. Он дебютировал с двумя пластинками в стиле "Боб Дилан для бедных" (в буквальном смысле слова тоже), что было весьма кстати, так как у Дилана этот период как-то не задался. Даже хит "Knockin' on Heaven's Door" не смог загерметизировать прорехи в карме, тем паче что второй его альбом 1973 года ("Dylan") составлен исключительно из ковер-версий.

Greetings From Asbury Park, N.J. - Bruce Springsteen (Blinded by the Light)
The Wild, the Innocent & the E Street Shuffle - Bruce Springsteen
Pat Garrett & Billy the Kid - Bob Dylan (Knockin' on the Heaven's Door)
Dylan - Bob Dylan

Битлы в 1973 году разделились ровно на две одинаковые культурные группы. Те, кому перло, и кому - не очень. МакКартни и Ринго записали свои наиболее сильные и знаменитые альбомы - "Band on the Run" и "Ringo" соответственно. А вот Леннон и Харрисон никого поразить не сумели, и в общем-то, полным ходом скатывались в рутину.

Living in the Material World - George Harrison (Give Me Love)
Mind Games - John Lennon
Band on the Run - Paul McCartney
Red Rose Speedway - Paul McCartney
Ringo - Ringo Starr (Photograph)

Традиционный классический рок в 1973 году зачастую чувствовал себя чужим на празднике жизни. "Роллинги" гнули свою линию безо всяких сенсаций. The Kinks поддались на арт-роковую провокацию и записали какой-то концептуальный театральный балаган под названием "Preservation Act 1", и были непоняты никем (на мой взгляд незаслуженно). The Who наоборот, удачно вписались в прогрессивный концептуальный формат одним создателей которого сами же и являлись. А Status Quo наконец-то пробились на первое место британского чарта, и последующие несколько лет нахально строили там укрепления.

Preservation Act 1 - The Kinks (Daylight)
Goats Head Soup - The Rolling Stones
Penguin - Fleetwood Mac
Mystery to Me - Fleetwood Mac
Quadrophenia - The Who (Love Reign O'er Me)
Ooh La La - Faces
Hello! - Status Quo (Caroline)

Бывший король рок-сцены - психоделический рок - к этому моменту почти окончательно скис и затих, но какие-то реликты конопляной солнечной эпохи все еще голосили из руин.

Wake of the Flood - Grateful Dead
The Adventures of Panama Red - New Riders Of The Purple Sage (Lonesome L.A. Cowboy)

1973 год пришелся ровно посреди двух сумасшедших глобальных эпох - хиппи и панка. И хотя до появления первых панк-рокеров оставалось не так уж и много времени, в этих сферах в эфире была полнейшая тишина. Лишь два принципиально важных прото-панковых релиза поддерживали слабый пульс гаражного рока и деструктивных идеалов - первый альбом New York Dolls и последний альбом The Stooges.
Ну и где-то в стороне, на задворках космоса творила классическая спейс-роковая группа Hawkwind, вроде бы мало кому сейчас нужная, но на самом деле без которой бы стоунер-рок, пост-панк и пост-рок были бы совершенно иными. Лемми Килмистер тебе подвердит, можешь его спросить.

New York Dolls - New York Dolls (Trash)
Raw Power - Iggy and the Stooges (Death Trip)
Space Ritual Live - Hawkwind

О ком сказать в финале? Даже не знаю, разве что напомнить, что музыкальная жизнь наблюдалась и за пределами Британии, США и Германии. Но для рок-н-ролла все эти Франции, Голландии, Дании и Италии были (и остаются) какой-то обочиной, на которую выкатываются только случайные слушатели, и потом бывают часто удивлены, как на этой обочине, оказывается, порой бывает интересно.

Vu De L'Exterieur - Serge Gainsbourg (Vu De L'Exterieur)
Dream on Dreamer - Shocking Blue (Time Slips Away)
Moontan - Golden Earring (Radar Love)
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →