bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

1991 IN ROCK

Собирался я прекратить заниматься ерундой и приступить к написанию серьезных научно-образовательных книг: "Теория квантовой скуки" и "Как издеваться над инвалидами - 3". Но неожиданно повстречал человека, который заявил, что у меня лучше всего получаются годовые обзоры рок-музыки: как это было с темами про 1967, 1973 и 1984.

Поэтому сегодня нас ждут воспоминания о том, чем прославился в истории рок-н-ролла год 1991.


Всегда и в любом случае 1991 год представлялся мне интересным, незаурядным и во многом революционным. Но стоило мне сесть за составление списка важнейших релизов того времени, как я понял -1991 год я все равно недооценил. Достаточно вспомнить, что это год, когда на всех радиостанциях и музыкальных каналах гремели Metallica, Red Hot Chili Peppers, Nirvana, U2, R.E.M., Queen и Guns N’Roses. Плюс вспоминаются более чем эпохальные пластинки из числа на радио не гремящих.
Но вот что самое забавное. Я всегда переживал, что не жил, допустим, в 1967 или 1977 году, когда вокруг грандиозное что-то вертелось, творилось и свершалось. И тут я вспоминаю 1991 год и понимаю – тогда я был в здравом уме и твердой памяти, торчал в самой гуще музыкальных событий, но ничего такого сенсационного и исторически величественного никак на себе не ощущал. Осознание уникальности того времени и причастности к нему пришло намного, намного позже.
Но для россиянина это простительно – в 1991 году нам было чем развлечь свою нервную систему.

1991 cds

Начнем с самого знакового музыкального и культурного события 1991. Альтернативный рок открыл Америку. Точнее – Америка вдруг пришла к осознанию того факта, что те, кого они считали за маргиналов и нонконформистов, оказались молодым легионом большинства. По-сути для американской музыки и молодежного менталитета 1991 год – примерно то же, что 1977 для Британии. Альтернативно-независимая революция в США припозднилась, но уж когда свершилась, пришла надолго. Практически навечно.


В авангарде нового звука само того не желая оказалось трио Nirvana. И довольно быстро журналисты, продюсеры и диджеи смекнули, что одним только Кобэйном явление не исчерпывается, в массы продвинули термин “grunge” и под него затесали тучу самых разнообразных команд, порою диаметрально противоположных музыкальных стилей.
Действительно, трудно понять что общего, скажем, между чистосердечным хард-роком Soundgarden и мелодичным панковатым инди-роком Screaming Trees, но как бы то ни было, все они очутились в одной потребительской корзине.
В любом случае отрадно, что депрессивные и тоскующие американские тинейджеры нашли себе красивую громкую музыку. Хотя какие-то отдельные вещи хочется поскорее забыть как страшный сон – например, безобразный дебютник группы Hole.

Soundgarden – Badmotorfinger – Rusty Cage
Hole – Pretty on the Inside – Teenage Whore
Nirvana – Nevermind – In Bloom
Pearl Jam – Ten – Alive
Screaming Trees – Uncle Anesthesia – Bed of Roses
Temple of the Dog – Temple of the Dog
The Smashing Pumpkins – Gish
Mudhoney - Every Good Boy Deserves Fudge

Надо понимать, что грандж был далеко не единственной инкарнацией независимой и альтернативной музыки в США. Мощный музыкальный андеграунд к тому моменту в стране существовал лет 15 как и объединял пост-хардкорные, колледж-роковые, индустриальные, постпанковые, лоу-фай и авангардные имена.
Проще всего было команде Red Hot Chili Peppers – их пластинки уже лет семь выпускались крупнейшими мажорными лейблами, и в 1991 оставалось сделать небольшой творческий и маркетинговый рывок. Что и было блистательно совершено. Близкие по духу, но еще более отмороженные Primus только-только подписали мажорный контракт, и исхитрились заполучить «золотой» диск.
Из более махрового американского андеграунда самыми событийными пластинками стали, наверное, “The Real Ramona” инди-рокеров Throwing Muses и первый американский пост-роковый альбом – “Spiderland” Slint.

Red Hot Chili Peppers – Blood Sugar Sex Magik – Give It Away
Pixies – Trompe Le Monde – Planet of Sound
Primus – Sailing the Seas of Cheese – Jerry Was a Race Car Driver
fIREHOSE – Flyin’ the Flannel
Slint – Spiderland – Nosferatu Man
Swans – White Light From the Mouth of Infinity – Power and Sacrifice
The Violent Femmes – Why Do Birds Sing? – American Music
Throwing Muses – The Real Ramona – Red Shoes
The Jesus Lizard - Goat
Sebadoh – III
Ween - The Pod
Dinosaur Jr. - Green Mind
Old – Lo Flux Tube – Disconnect Self

В Британии тем временем параллельно происходила ничуть не менее знаковая движуха. Первая местная пост-роковая команда Talk Talk (это если не считать группы PIL) выпускает последнюю пластинку. На танцполах зажигает нечто вовсе ранее трудновообразимое – психоделическая рок-дискотека от Primal Scream с их эпохальным релизом “Screamadelica”. Наконец, выпущен ключевой для жанра шугейз альбом – “Loveless” My Bloody Valentine, который часть британцев склонна считать чуть ли не величайшей пластинкой 90-х. Шугейз, если ты не в курсе - этой такой скрипучий слегка эмбиентный пост-панк, получивший название якобы с того, что жанровые музыканты на сцене постоянно пялились вниз на собственные туфли.

My Bloody Valentine – Loveless – When You Sleep
Primal Scream – Screamadelica – Loaded
Talk Talk – Laughing Stock
Coil - Love’s Secret Domain
Blur – Leisure - Bad Day
Morrissey – Kill Uncle

Свистопляска с бумом гранджа, альтернативы и прочих некогда периферийных культурных сфер слегка удивила самую хардкорную часть слушателей – тех, кто в те годы предпочитал панк-рок иным видам искусства. Им казалось, что панк заслужил куда больше почестей, чем расхлябанные и заунывные грандж-рокеры. И в недрах США уже зрел адекватный ответ – именно в 1991 году панк-рок принял на вооружение принципиально новый саунд, начала работать новая школа по образу и подобию Bad Religion. Первыми ласточками стали дебютник Pennywise и “Ribbed” группы NOFX. Те самые группы, которые через три года сорвут и свой куш тоже.
В остальном же панк-рок все еще оставался прижатым к былым стандартам, хотя экспериментаторы NoMeansNo и Fugazi пытались выжать из него какие-то вовсе чуждые организму соки.


NOFX – Ribbed – New Boobs
Pennywise – Pennywise – Pennywise
Screeching Weasel – My Brain Hurts – Don't Turn out the Lights
The Toy Dolls – Fat Bob's Feet – The Sphinx Stinks
Gas Huffer - Janitors of Tomorrow
L7 - Smell the Magic
Fugazi – Steady Diet of Nothing – Reclamation
Jello Biafra with NoMeansNo – The Sky is Falling and I Want My Mommy – Jesus Was a Terrorist
NoMeansNo - 0 + 2 = 1

Традиционные разновидности хард-энд-хэви получили инъекцию слоновьей дозы адреналина благодаря выходу исполинского “Use Your Illusion I/II”. Что никак не задвинуло на задний план как старичков Озборна и Купера, так и молодежь Skid Row. Motorhead тем временем то ли открыл второе дыхание, то ли вообще перестроил дыхательную систему, в общем не суть, главное - Лемми родил переломный альбом, делящий дискографию Motorhead на ранний и поздний периоды.

Guns N' Roses – Use Your Illusion – Dust n' Bones
Ozzy Osbourne – No More Tears – I Don't Want to Change the World
Alice Cooper - Hey Stoopid - Love's a Loaded Gun
Skid Row - Slave to the Grind
Motorhead - 1916
The Cult - Ceremony

Хотя гораздо интереснее было наблюдать за взлетом более современных форм железа – трэш, пауэр, прогрессив. Прорыва Metallica вся планета ждала уже три года, и никого не удивило, что такое случилось на самом деле. «Черный альбом» был обречен на славу – на его презентацию, просто послушать диск собрался целый стадион! Sepultura тоже готовилась к подобному триумфу, но слегка не дотянула по части силы музыкального контента. Тем не менее “Arise” намертво забетонировал имена бразильцев в высшей лиге трэш-метала.
Многие надеялись на триумф немцев Helloween – они как раз подписали контракт с EMI. Но невосполнимая потеря в составе и безобразные жанровые ошибки привели к тому, что Helloween одним махом растерял почти всех бывалых поклонников.

Metallica – Metallica (Black Album) – Holier Than Thou
Sepultura – Arise – Dead Embryonic Cells
Running Wild – Blazon Stone
HelloweenPink Bubbles Go ApeKids of the Century
Gamma Ray - Sigh No More
Savatage – Streets: A Rock Opera
Iced Earth – Night of the Stormrider
Fates Warning - Parallels
Tourniquet - Psycho Surgery
Voivod - Angel Rat
Siegen Even - The Sense of Change
Coroner - Mental Vortex
OverKill - Horrorscope

Несмотря на вышеописанные подвиги металлопроката, 1991 год для железа – это в первую очередь год дэт-метала. В 80-е дэт-метал преподносился как новаторская и режущая слух экзотика, дэт-метал брал в ряды поклонников самых чокнутых и радикальных персонажей. Но в 1991 году дэт-метал сцену уже было не узнать – она была забита под завязку сотнями групп из США, Швеции, Британии, Франции, Бразилии, Голландии, Польши и далее, далее, далее.
Несмотря на то, что три четверти команд даже специалисты с трудом отличали друг от друга, спрос на эту музыку сформировался колоссальный, публика не могла накушаться досыта. Забив на упомянутое однообразие в 1991 году наметились отчетливые тенденции к делению дэт-метала на поджанры. Тут тебе и прогрессив-дэт (Death, Pestilence, Atheist), и шведские как тогда говорили «жужжалки» (Entombed, Dismember, Unleashed), и брутал-дэт (Cannibal Corpse, Suffocation). В общем, никто не мешал взять любую дэт-метал группу наугад и выделить ее в отдельное течение, если было к чему прицепиться.

Autopsy - Mental Funeral - In the Grip of Winter
Cannibal Corpse – Butchered at Birth – Under the Rotted Flesh
Carcass – Necroticism Descanting the Insalubrious – Corporal Jigsore Quandary
Entombed – Clandestine – Stranger Aeons
Death – Human – Lack of Comprehension
Morbid Angel – Blessed Are the Sick – Brainstorm
Suffocation – Effigy of the Forgotten – Effigy of the Forgotten
Atheist - Unquestionable Presence
Dark Throne – Soulside Journey
Dismember - Like an Everflowing Stream
Immolation - Dawn of Possession
Pungent Stench - Been Caught Buttering
Pestilence - Testimony of the Ancients
Bolt Thrower - War Master
Malevolent Creation - The Ten Commandments
Unleashed - Where No Life Dwells
Gorguts - Considered Dead
Grave - Into the Grave
Asphyx - The Rack

Занятным явлением метал-сцены 1991 года было то, что ряд команд экстремального жанра, осознав, что гонке тяжести и скорости настал конец, ударились в иную крайность. Появились первые образцы нового металлического мышления – «давайте все делать медленно, печально и чтобы размах и пафос заставлял в гробу мертвецов стонать».

Cathedral – Forest of Equilibrium – Equilibrium
Paradise Lost – Gothic – Eternal
Bathory – Twilight of the Gods

У металлистов и альтернативщиков творилось столько всего интересного, что они проморгали самую скверную напасть – к началу 90-х рэп из непривычного, маргинального и экзотического вида искусства превратился в коммерческую силу. Американцы свыклись с мыслью, что теперь может спокойно жить и плодиться даже гангста-рэп, считавшийся совсем уж непристойной жестью в конце 80-х.

Ice Cube – Death Certificate – The Wrong Nigga to Fuck Wit
A Tribe Called Quest – The Low End Theory – Excursions
Ice T – O.G. Original Gangster
Public Enemy - Apocalypse 91...The Enemy Strikes Black
Cypress Hill - Cypress Hill
Naughty by Nature - Naughty by Nature

А чем в это время занимался мэйнстрим? Ну, если честно – ничем примечательным. Уж слишком на него надавили со всех сторон молодые и наглые дебоширы. Кстати, на фоне последних, некогда «альтернативные» R.E.M. и U2 стали смотреться вполне мэйнстримно. Не думаю, что они из-за этого переживают – как никак R.E.M. в 1991-ом создали свой самый наиглавнейший хит, а U2 записали самую гениальную (или самую терпимую – в зависимости от твоего отношения к группе) пластинку “Achtung Baby”.
Негаданно порадовали Queen – после стабильной деградации от альбома к альбому на протяжении всех 80-х, они отошли в мир иной с одной из самых ярких своих работ. Ну и в 1991 году мир попрощался с Dire Straits, хотя не очень-то и верил тогда в финальное расставание.

Queen – Innuendo – I'm Going Slightly Mad
R.E.M. – Out of Time – Losing My Religion
Tom Petty – Into the Great Wide Open
U2 – Achtung Baby – Even Better Than the Real Thing
Paul McCartney - Unplugged : The Official Bootleg
Rod Stewart - Vagabond Heart
Dire Straits - On Every Street
Chris Rea - Auberge
Genesis - We Can't Dance

А как же поп, танцевальная, электронная музыка? 1991-й год для ритмичных жанров был напрочь провальным. Рейв-культура жила синглами, никак не лонгплеями, монстры уровня Мадонны или Уитни Хьюстон попрятались от греха подальше. Пионеры трип-хопа Massive Attack зато нашли отличный момент выпустить дебютный альбом. Обычно его и считают первой трип-хоп пластинкой, хотя сам термин был озвучен и признан лишь несколько лет спустя. А герои скандалов Англии The KLF, наоборот – запилили свое прощальное послание в полноформате.
В целом, вспоминая танцполы 1991 года в России, понимаешь, что по части западной музыки у нас тогда случилось гробовое молчание – в то время расцвел наш отечественный поп-трэш («На-На», «Кар-Мэн», «Комбинация» и т.п.). Ради них был на время отброшен в сторону даже вечно любимый евро-трэш.

The KLF – The White Room – Last Train to Transcentral (Live From the Lost Continent)
Michael Jackson – Dangerous – Remember the Time
Massive Attack – Blue Lines Blue Lines
Marc Almond – Tenement Symphony
Erasure - Chorus
Seal - Seal
Yello - Baby

Ну и по глупой традиции в конце у нас идут всякие заблудшие пилигримы, оторванные от остального мира и озабоченные какими-то сугубо личными музыкальными и антимузыкальными идеями. В 1991 году вышел первый полноценный альбом авангардного проекта Майка Пэттона Mr.Bungle. Продюсировал его полоумный саксофонист Джон Зорн, у которого в это же время случился интереснейший перфоманс с парнями из Napalm Death под именем Pain Killer.

Mr. Bungle – Mr. Bungle – Carousel
John Zorn & Pain Killer – Guts of a Virgin – Portent

Наконец в 1991 году вышел первый русский альбом, за который мне не стыдно даже перед иностранцами – дебют питерской сайкобили банды The Meantraitors. Хотя для сайко в целом это был не самый лучший период – команды старой школы подрастеряли свои силы, а команды новой школы – еще не собрали то, что растеряли старики.

The Krewmen – The Final Adventures of the Krewmen Part 1 – The Presence
The Meantraitors – Meantraitors From Psychobilly Land – We Fly Together Fly My Life
Batmobile – Sex Starved
Mad Sin - Amphigory
Demented Are Go – Orgasmic Nightmare
The Cramps - Look Mom! No Head!
Nekromantix - Curse of the Coffin



____________________________________________________________

Примечание 1: Лучшие альбомы 1991 по мнению посетителей сайта Rate Your Music:

My Bloody Valentine - Loveless
Nirvana - Nevermind
A Tribe Called Quest - The Low End Theory
Slint - Spiderland
Talk Talk - Laughing Stock
Pearl Jam - Ten
Death - Human
Atheist - Unquestionable Presence
Swans - White Light From the Mouth of Infinity
Autopsy - Mental Funeral

Примечание 2: Альбомы, включенные в книгу "1001 Albums You Must Hear Before You Die":

My Bloody Valentine - Loveless
Nirvana - Nevermind
Crowded House - Woodface
Cypress Hill - Cypress Hill
Julian Cope - Peggy Suicide
Gang Starr - Step in the Arena
MC Solaar - Qui Seme Le Vent Recolte Le Tempo
Jah Wobble - Rising Above Bedlam
Red Hot Chili Peppers - Blood Sugar Sex Magik
Ice T - O.G. Original Gangster
Mudhoney - Every Good Boy Deserves Fudge
Public Enemy - Apocalypse 91
A Tribe Called Quest - The Low End Theory
Pearl Jam - Ten
Saint Etienne - Foxbase Alpha
Sepultura - Arise
Slint - Spiderland
U2 - Achtung Baby
The KLF - The White Room
Massive Attack - Blue Lines
Primal Scream - Screamadelica
Teenage Funclub - Bandwagonesque
Metallica - Metallica

Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →