bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

10 ФИЛЬМОВ ДЛЯ ЗНАКОМСТВА С КИБЕРПАНКОМ


  • Что такое "кибербанк" можно описывать долго и тщетно - с таким же успехом легко объяснить канарейке Теорию Суперструн. Но это вовсе не значит, что мы должны отсиживаться в стороне и делать вид, будто киберпанка не существует. Сегодня в нашей программе - 10 стартовых фильмов для приобщения к безумному.


Даже если ты не в курсе, что такое киберпанк, ты, поверь, с ним сталкивался неоднократно - мы просто окружены такими фильмами. И пусть в большинстве своем это нишевое кино для слегка долбанутых на голову энтузиастов, но кое-что прорвалось в мэйнстрим и посеяло личинки паразитов в твоем мозгу.
Киберпанковые фильмы в большинстве своем - научно-фантастические утопии в специфическом электротехническом антураже, где царит декаданс, а то и полная разруха. В жанре приветствуется безысходность а-ля нуар, шизофреничность а-ля Филип Дик, а также различные эксперименты по внедрению неорганических материалов в мозг или тело человека.
Под это описание попадают многие привычные, и - казалось бы - безобидные картины: "Робокоп", к примеру. А то и "Чужой" или "Вспомнить все". Мы рассмотрим максимально хардкорный жанровый список, пусть даже часть его ты наверняка отсмотрел еще в детстве.





МАТРИЦА (The Matrix, 1999)
Безусловно, ключевое для экранного киберпанка произведение, слегка рафинированное и подразукрашенное, но центральное. "Матрица" - верный метод для захода в мир киберпанка хотя бы потому, что кино Вачовских откровенно вдохновлено романом Уильяма Гибсона "Нейромант", до сих пор не экранизированном, но вот уже 30 лет являющимся каноном жанра.




БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ (Blade Runner, 1982)
Фильм Риддли Скотта - исходник, первообраз всей киберпанковой киноэстетики. По-большому счету все, в нем показанное или подразумеваемое за кадром, могло стать вселенной для любого из последующих киберпанковых фильмов. В некотором смысле так оно и есть - по-крайней мере в мире "Бегущего по лезвию" можно представить героев почти всех перечисляемых ниже картин.




ГАЛАКТИКА ТНХ-1138 (THX 1138, 1971)
Первый полнометражный фильм Джорджа Лукаса снятый за 777 тысяч долларов. И очень незаурядная антиутопия - потому что в те времена Лукас еще был хорошим режиссером (понимаю, что в это трудно поверить, но придется). Кино о восстании против системы, о том, что каковы шансы одиночки против замкнутого, абсурдного и непонятного мира. Фильм сродни "Бегству Логана" или "Острову" Майкла Бэя, только гораздо дешевле, минималистичнее и сильнее. И с очень строго выверенным стилем, который оставил свой след для грядущего киберпанка.




БРАЗИЛИЯ (Brazil, 1985)
Киберпанки благодарны Терри Гильями за как минимум два фильма - "Бразилию" и "12 обезьян". Ты сам волен выбрать, какой из них главнее, но "Бразилию" явно интереснее препарировать с точки зрения визуального стиля, т.к. здесь на экране царит стимпанк, причем экстра-класса. А вот идеи о трагедии, которую может принести ошибка компьютера, и о бегстве человека в подсознание, чтобы спастить от реального мира - это все мотивы киберпанка, как ни крути.




ТЭЦУО, ЖЕЛЕЗНЫЙ ЧЕЛОВЕК (Tetsuo, 1989)
Я бы никому и никогда не рекомендовал это кино к просмотру, если бы фанатичные кибрпанки не вносили его в золотой фонд своего кино. "Тэцуо" - японский кибер-хоррор от режиссера Синья Цукамото. Тебя ждет беспрерывный поток черно-белого сознания, более похожий на видеоклип индустриальной группы. Сюжет весьма условен, но его цель - показать физиологически тошнотворный процесс слияния человека с железными механизмами. Зрителю понадобится не столько внимание и понимание, сколько тяжелые наркотики. И все же, если ты хочешь познать киберпанк в его наиболее хардкорной форме, то "Тэцуо" тебе не избежать.




ПИ (Pi, 1998)
Еще один киберпанк с монохромным экраном. Сюрреалистический триллер Даррена Аронофски, за который режиссер получил приз фестиваля в Сандэнсе. Тебя ждут довольно странные, почти наркотические 80 минут, за которые придется разобраться, каким образом кибернетика, математика и кабалистика могли смешаться с Филипом Диком и Кафкой.




КОДЕР (Cypher , 2002)
В "Кодере" нам показывают шпионскую историю о вездесущих корпорациях, явно навеянную Филипом Диком, но снятую уже во времена "Матрицы". Это вторая полнометражная лента от создателя легендарного фильма "Куб" Винченцо Натали. Почему-то гораздо менее популярная, но при этом она не слабее ни разу.




ЭКЗИСТЕНЦИЯ (eXistenZ, 1999)
Вклад Дэвида Кронеберга в дело киберпанка столь мощен, что мало кого возможно смело поставить рядом. Наверное все потому, что у него мозг вывернут не просто наизнанку, но вывернут ровно через ту самую дырку, куда втыкаются штепсели оптоволокна. Кроненберговская эстетика пропитала ткань жанра насквозь, и питает даже таких сумасшедших, как Синья Цукамото. "Экзистенция" - самый "кибер" из кронеберговских кино-панков, промежуточный пункт от "Матрицы" к нолановскому "Началу"... но пункт где-то в стороне, в совсем заброшенном, страшном и аномальном мире.




СТРАННЫЕ ДНИ (Strange Days, 1995)
Довольно наивный, но смертельно серьезный фильм Кэтрин Бигелоу по сценарию ее супруга Джеймса Кэмерона. Образец того, как надо было снимать "Джонни Мнемоник", чтобы не сидеть потом зрителям перед экраном с фейспалмом на лице. По сюжету к 2000-му году Лос-Анджелес превратился в пылающий и смердящий город, где, кажется, никого не осталось, кроме молодежных банд и полиции. И на фоне подготовки ко встрече Миллениума, разворачиваются события, связанные с нелегальной торговлей чужими воспоминаний и эмоциями. Основной недостаток ленты - ее труднопереносимый хронометраж в почти два с половиной часа, простенький сюжет явно не заслуживал такого размаха. Но зато все это время можно любоваться одетым Рэйфом Файнсом и раздетой Джульетт Льюис.




ТРИНАДЦАТЫЙ ЭТАЖ (Thirteenth Floor, 1999)
Наряду с "Темным городом", "Тринадцатый этаж" - незаслуженно пропущенный массами фильм, когда все внимание людей было приковано к "Матрице". Юдея триллера очень жестко замешана на компьютерах и на том мире, который они создают для нас. Да, и тебя ждут пистолеты, кровь, роковые блондинки и даже путешествие в 30-е годы. То есть нуарная часть киберпанка отыграна как нигде с лихвой.





из моего киноблога в MAXIM
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →