bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

"Элизиум" без спойлеров

ELYSIUM (ЭЛИЗИУМ: РАЙ НЕ НА ЗЕМЛЕ)
2013, США, режиссер Нил Бломкамп



«Элизиум» наверняка пострадает от страшного синдрома: «мы так ждали-ждали-ждали, что когда получили, не знаем, что с этим делать». Попросту говоря, на выходе из кинозала ты увидишь немало разочарованных физиономий. Но то совершенно не повод для переживаний, поверь.

Прежде всего в этой связи мне вспоминается история, с кинематографом никак не связанная. 1988 год, выходит новый альбом дикой банды Slayer «South of Heaven», все любители тяжелых звуков незамедлительно приступают к его изучению. Поясню (вдруг ты не в курсе) - в 1986 группа отписала феноменальный диск «Reign in Blood», после чего Slayer стали любимцами всех и каждого, и от них эти два года ждали как минимум мега-шедевра всех времен и народов. Да-да, как минимум! Как сейчас от Бломпакампа с «Элизиумом». И вот видишь ты знакомых, спрашиваешь настороженно: «Ну что, как вам новый Slayer?». И тебе хор в ответ: «Отлично! Просто супер!»... но отвечают как-то неуверенно - в глазах читается паника и сомнение в суждениях. А все потому что Slayer на «South of Heaven» выступили не так, как ожидалось. Вроде все отлично, но что-то не то.

Многие годы люди планеты не могли свыкнуться и смириться с тем, что дал тогда Slayer. Но прошло время, мудрость залечила раны, и человечество поняло: пластинка не вызывает более вопросов и сомнений! Классика она и есть классика. Просто в отличие от «Reign in Blood», который срабатывал мгновенно и убивал на месте, тот альбом долго входил в нашу жизнь. Но красиво.

Так вот с «Элизиумом», уверен, будет ровно то же самое.



Это не убойный феномен с мгновенным эффектом, каким был «Район №9». Это очень крепкое, продуманное авторское кино, где Бломкамп узнается в каждом кадре, пусть даже автор местами позволил себе компромиссы, неизбежные в 100-миллионном голливудском проекте.

Сюжет расписывать не буду. Главное, что надо знать - на дворе 2154 год, Земля не в руинах, но в трущобах. Преступность, болезни, голод и эксплуатация рабочего-крестьянского класса зажиточной аристократией, обитающей высоко в небе на станции «Элизиум». Куда стремится попасть герой Мэтта Дэймона уже не роскоши ради, а чтобы получить избавление от внезапного смертельного недуга.

Само интересное - жанр фильма. В какой-то момент четко становится ясно - ты смотришь самый натуральный хардкорный киберпанк. Все элементы налицо: гнусный антиутопический социум, вживление в организм механических и электронных имплантатов, компьютерная система, пассивно контролирующая сытость и покой богатых граждан Элизиума. Да, для киберпанков «Элизиум» станет настоящим праздником и важным каноном на ближайшие десятилетия.

Кино с самого начала никуда не торопится - тактично и аккуратно знакомит нас с расстановкой сил, ориентирует на местности и неспешно заваривает интригу, чтобы (как и случае с «Районом №9») ближе к концу перейти в режим экшена. Никакой веселухи и зубоскальства - здесь все очень серьезно. Единственное, что разряжает строгую и озабоченную атмосферу - вольный рейнджер в исполнении Шарлто Копли, личность столь же гнусная, сколь оригинальная и отжигательная. Половина аплодисментов в зале на титрах достанется ему. Волей-неволей начинаешь пересматривать свое отношение к «Району №9» - похоже, успех той ленты был обязан Копли в гораздо большей мере, чем мы привыкли считать.

Экшен в этот раз Бломкампу удался сильнее социальной сатиры - и пусть здесь не так много кровищи, но сцены потасовок и перестрелок из всех видов оружия обладают какой-то внеземной мощью и динамикой. Мордобой двух слегка механизированных персонажей человеческого роста вызывает куда больше восторгов и ахов, чем потасовки стометровых увальней из «Тихоокеанского рубежа».

Однако, несмотря на все перечисленные заслуги, а также на крепкий перфоманс Мэтта Дэймона и Джоди Фостер, в коммерческом потенциале ленты я до сих пор не уверен. Фанатам «Района №9» лента точно придется по вкусу, если не сейчас, то через год, когда суть фильма кристаллизуется в головах зрителя. Но вот привлечет ли он новых фанатов? Никакой гарантии, если честно. Разве что только младшее поколение подтянется - уж на этот фильм вполне можно повести с собой сынишку 9-12 лет.

Кино никак не идеально - Бломкамп спасовал перед штампами и рядом второсортных персонажей, похожих на мебель. И все же это лучшая научно-фантастическая лента на экранах со времен... дай подумать, да наверное, со времен «Района №9».
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments