bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

Апокалипсис вчера

Вряд ли существует другой такой жанр кино, о котором можно говорить с такой же нежностью, любовью и еле сдерживая приступы умиления, как пост-апокалиптические фильмы. Ты видишь, как горстка выживших после ядерной войны человеческих отбросов копается в груде радиоактивного мусора в поисках свежей крысятинки, и ради подобных сцен ты готов простить кинематографу все его подлости и ошибки.



Формально пост-апокалиптическое кино определяется легко и безошибочно: все умерли, а ты один, спотыкаясь о черепа, бредешь по пустоши, вспоминая былые деньки и мечтая о пицце без человечины.

Но в реальности попадаются легкие сложности идентификации. В частности, во многих такого рода фильмах апокалипсис еще не закончился, а идет полным ходом. Для примера возьми классическую зомби-линейку от Ромеро - если первые два («Ночь мертвецов» и «Рассвет мертвецов») - чистой воды зомби-апокалипсисы, то третью часть «День мертвецов» уже можно рассматривать в рамках пост-апокалиптического искусства. Дополнительное препятствие создает и показ локальных концов света - когда пострадал не весь мир, а некая огороженная территория, как в британских фильмах «28 недель спустя» и «Судный день». Надо ли и их причислять к пост-апокалиптикам? Бог его знает, но лучше не забивать этим голову, тем более что такого рода ленты встречаются не так уж и часто.

Да еще нам путают всю красоту классификации скачущие туда-сюда во времени сюжеты - «12 обезьян», «Машина времени». С ними-то что делать? По этой причине первых трех «Терминаторов» никак не отнести к пост-апокалиптическим сферам, в отличие от четвертой серии «Терминатор: Да придёт спаситель», где жанр раскрыт целиком и полностью.

Каждый ценит в пост-апокалипсисе что-то свое: кому-то по душе банды панков, режущие выживших себе на беду обывателей («Безумный Макс» серии 2 и 3, «Водный мир»). Для кого-то важнее живописные пейзажи разрухи - поросшие мхом и лианами небоскребы или, наоборот, серые закопченные ядерные руины («Эпидемия», «Книга Илая»). Кому-то интересна тема вселенского одиночества («Последний человек на Земле», «Тихая Земля»). Кого-то тянет на антиутопическую экскурсию («Планета обезьян», «Бегство Логана»). Есть и те, что ищут повод весело поржать («Шестиструнный самурай», «Новые амазонки»). А кто-то из зрителей просто с удовольствием оценивает свои шансы выжить, когда планета практически мертва («Нити», «Дорога»).



Пост-апокалиптики редко опираются на экшен, как правило авторы таких лент больше склонны к научному фантазированию и моделированию философских притч. От того массовый зритель их не особо жалует, да и тема печальная - хэппи-энд в пост-апокалиптиках редкий гость, да и откуда ему взяться.

Предпосылки к появлению жанра появились еще на заре кинематографа (с первыми апокалиптическими фильмами вроде датского «Конец света» 1916 года), но в те времена важнейшим считалось показать на экране саму катастрофу с бум-бабахами и потопами, а не то, как люди спустя годы пытаются оживить погибающую цивилизацию.

Настоящей находкой для пост-апокалиптического кино стало ядерное оружие. Догадайся сам почему (у тебя три попытки).

Одной из первых, картин, эксплуатирующих послеядерную тему стала «Мир, плоть и дьявол» (1959), где герой в исполнении Харри Белафонте просидел несколько дней взаперти под землей, и поднявшись наверх, к свету, понимает, что этот мир накрылся медным тазом, и за все спасибо ядерной войне.

Но это кино как-то не стало какой-то знаковой вехой, в отличие от вышедшей в том же 1959 году мрачнейшей классической ленты «На берегу», где обитатели юга Австралии на протяжении нескольких месяцев выжидают, пока ядерное облако погибшего мира дойдет и до них.

В 1964 году мир увидел первую экранизацию новеллы Ричарда Мэтисона «Я - легенда» о выживании одиночки в мегаполисе после эпидемии вампиризма. Звалась картина «Последний человек на Земле», и вряд ли еще какая-то другая кинолента произвела столь же мощное влияние на весь жанр пост-апокалиптического кино. Впоследствии книга экранизировалась еще два раза - как «Человек Омега» (1971) и «Я - легенда» (2007). Плюс можно еще посчитать трэшовую версию от студии Asylum «Я - Омега» того же 2007 года.

Тема превращения человечества в вампиров, кстати, не такая уж и редкая в кино, хотя далеко не так на слуху, как зомби-апокалипсисы. Многие такого рода ленты просто как-то незаслуженно проскочили мимо зрителя, например «Воины Света» (2009) с Итаном Хоуком и Уиллемом Дефо. Но я уже отвлекся.

Самым благодатным периодом для пост-апокалиптиков стали 80-е, что неудивительно - холодная война вошла в самую жестокую фазу, и где-то в 1984 году половина планеты помышляла о Третьей Мировой как о чем-то неизбежном и почти осязаемом. Вот тогда и возникли ядерные ленты «На следующий день» (1983), «Завещание» (1983) и «Нити» (1984).



За пределами ядерной войны тоже водились сюжеты, за что особая благодарность новозеландской ленте «Тихая Земля» (1985), где проснувшийся человек обнаруживает, что и в его городе, и за его пределами нет ни единой живой души, хотя мир кажется нетронутым и безмятежным. Из фильмов об пост-апокалиптическом одиночестве, этот, наверное, самый цепляющий и запоминающийся. К тому же у лично у меня есть подозрение, что Питер Джексон своровал из него одну сцену для «Властелина Колец» (где Смеагорл убивает брата в драке за кольцо).

Наконец, отрадно сообщать, что и в наши времена не иссякают пост-апокалиптические лакомства. Пока мир, затаив дыхание, гадает - будет ли снят фильм по игре Fallout или нет, на экраны просачиваются пост-апокалиптики примечательного уровня. Если «Обливион» (2013) вдруг тебе не пришелся по душе, попытай счастья с испанским кино: «Эпидемия» (Los últimos días, 2013) показывает историю с очень странным фантастическим допущением - будто люди перестали выходить на улицу из-за симптомов фатальной паники. К логике идеи есть где придраться, но все это пустяки на фоне того чудесного факта, что тебе дадут посмотреть безлюдную, полуразрушенную и запущенную Барселону.



12 пост-апокалиптических фильмов, которые дадут тебе верный ориентир

Нити (1984)

Последний человек на Земле (1964)

Безумный Макс 2: Воин дороги (1981)

Тихая Земля (1985)

Письма мёртвого человека (1986)

На следующий день (1983)

Терминатор: Да придёт спаситель (2009)

Власть огня (2002)

Эпидемия (2013)

Бегство Логана (1976)

Обливион (2013)

Девять (2009, м/ф)
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →