bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

Кино, вино и домино

Untitled-1

Подслеповатому оптимисту может показаться, что алкоголь и пьянство чувствуют себя на киноэкранах желанными и частыми гостями. Однако стоит начать усердствовать в своих поисках, и понимаешь, что выпивка в мировом кино занимает куда как меньшее место, чем в российской жизни.

Вот хорошо было в СССР – хоть Партия и не одобряла тягу пролетариата к бухлу, но фокус был в том, что пила и интеллигенция тоже. А ведь фильмы снимала именно она, родимая! Потому и смотрела вся страна «Самогонщиков», «Афоню», «Иронию судьбы» и «Осенний марафон» - где было столько выпивки, что можно было запросто опохмеляться, взглянув лишь краем глаза на экран.



Все же наиболее мощный алкокульт явился в Россию в самый тяжелый для нашего кинематографа период - в 1995 году. До сих пор перед глазами стоит чудное воспоминание: на Горбушку явился один из друзей, достал внушительных габаритов ящик видеокассет с «Особенностями национальной охоты» (купленным на личные сбережения!), и принялся раздавать их налево и направо с хмельным криком: «Смотрите, дураки! За этим фильмом будущее! Ничего такого вы не видели, и никогда больше не увидите!».

Так что все фильмы до, во время, после «Особенностей национальной охоты» - будь они наши или буржуйские - волей-неволей приходится сравнивать с этой картиной Рогожкина. Предметов для сравнений, скажем честно, немного.

В прошлом году, например, отличились ирландцы – рано или поздно это должно было случиться. В картине «Грэбберсы» пришельцы высаживаются на ирландском островке, и пока трупы множатся, местные жители вычисляют, что единственный способ выжить – нажраться и не просыхать, тогда кровожадные твари тебя не точно тронут. Дальнейшее ты и сам способен себе представить. Это же Ирландия!



Вот с Америкой все сложно - такое ощущение, что на большом экране наркотики давно победили алкоголь. Конечно, изрядная доля классического репертуара Голливуда выстроена на алкогольной теме. В первую очередь вспоминается завоеватель «Оскара» за 1945 год «Потерянный уикенд» о четырехдневном запое конченого алкоголика, и так же богатая на «Оскары» драма 1966 года «Кто боится Вирджинии Вульф» о пьяных свирепых междоусобицах американской интеллигенции.

Как несложно заметить, алкоголь в этих картинах фигурирует как сугубо негативный, лишенный малейшей романтической ауры персонаж. В добром раздолбайском ключе его можно встретить в именитых комедиях вроде «Зверинца» (1978) или «Мальчишника в Вегасе» (2009) – но там выпивка мелькает в кадре как неизбежный антураж, не более того. Да и сюжет не допускает полного погружения зрителя в выпивку.



Если тебе требуется меньше мозга, больше пива и веселого угара, то ближе всего к таковым чаяниям приближается комедия «Пивной бум» (2006) – о том, как прожжённые американские забулдыги едут в Германию тягаться с местными алкоголиками в искусстве поглощения хмельных океанов. Это своего рода «Тупой и еще тупее» для пьяниц… в хорошем смысла слова.

Самый хардкорный алкофильм Америки, возможно, «Пьянь» (1987) с Микки Рурком в главной роли по сценарию Чарльза Буковски (достойным сопровождением к фильму станет столь же безалаберная и душевная одновременно книга Буковского «Голливуд», изданная два года спустя). Этот фильм - сугубо штучный продукт, не факт даже, что можно вспомнить какой-то подобающий русский аналог.



Наконец, давай посмотрим прямо в лицо фильму, который в настоящий момент идет в российском прокате - и без особого успеха. Это «Армагеддец» с Саймоном Пеггом и Ником Фростом – квинтэссенция английского пивного дебоша, настоящий фильм-попойка. Такое ощущение, будто Эдгар Райт (режиссер и автор сценария) решил, что называется, закрыть тему. Чтобы после выхода фильма «Армагеддец» в прокат никто в Британии и покушаться больше не посмел на священную алкогольную тематику. И эму это, клянусь Бахусом, удалось.

В крохотных промежутках между бесконечными пинтами пива Райту и Пеггу удалось донести до зрителя вполне себе трезвые наблюдения и месседжи – начиная с темы деградации и увядания национального местечкового колорита, и кончая бездушным вероломством корпоративной этики. Но что делает «Армагеддец» настоящим побратимом «Особенностей национальной охоты» - так это щемящая ностальгия по тем старым милым временам, когда культура пития и развлечений имела особое наполнение и казалась чем-то невероятно важным, почти сакральным для твоей жизни. В «Особенностях» эту генеральную линию продвигал финн, рисовавший мысленные картины старой русской охоты, если ты помнишь.

На этом пора заканчивать беседу, оставлять чаевые официанту и покидать паб. Вдогонку только тебе сообщу, что если соберешься-таки на «Армагеддец», внимательно читай названия всех кабаков – все они так или иначе связаны с сюжетом. Где они встретят сестру одного из друзей? В трактире «Старый знакомый». Что будет в баре «Знаменитый петух»? А вот и не скажу, и не уговаривай. Ну разве что если угостишь за свой счет.

Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →