bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Бедная фантастика!





  • Самые простые и лучшие классификации делят все на две категории, как то: хорошее и плохое, быстрое и медленное, квадратное и не квадратное. Так же и с кино - мы давно привыкли, что оно существует двух видов - корпоративное (т.е. от больших студий) и независимое. И как-то незаслуженное забывается, что существует и третья категория, нижний пласт на самом дне - андеграундный кинематограф.


Андеграундное кино есть везде, даже в России, будь она неладна. Правда при мысли о нем люди обычно представляют себе ранние дичайшие ленты Светланы Басковой - «Зеленый слоник» и «Пять бутылок водки» (в последующих картинах она перестроилась на более серьезный тон, но, кажется, лучше от этого никому не стало). В реальности не все так страшно. Почти все, но не все.

Я попробую приобщить тебя к русским андеграундным фильмам шершавым языком трэшовой фантастики. У нас сегодня на рассмотрение образцовые трехкопеечные антинаучно-сатирические ленты, которые-таки нашли своего зрителя. Может, даже двух или трех.

Звездный ворс, 2012
Режиссеры: Андрей Кагадеев, Николай Копейкин

Кино предназначается для людей с покалеченным мозгом, точнее для тех из них, кому покалеченный мозг не доставляет неудобств, а служит скорее источником наслаждения.

Этот проект снимался, кажется, бесконечное число световых лет силами участников питерской группы Н.О.М. и примкнувших к ним созидательных психопатов. Сергей Шнуров и Александр Лаэртский в том числе.

Сколько фильм стоил - сказать не могу, но могу примерно поведать как оно выглядит: как мультфильм по Булычеву на амфетаминах, только не мультфильм. Задорно, и местами почти зрелищно.

Сразу предупреждаю - несмотря на суровое подпольное происхождение, эта самоделка не содержит ни поедания отбросов, ни расчлененки, ни даже употребления наркотиков. Практически семейное кино. Его можно смотреть с детьми (если их совсем не жалко и все равно выбрасывать).

Так зачем же это видеть? А чтоб смешно было. По сюжету некий профессор Чащарский строит подземный бурильный(!) аппарат, способный перемещаться между планетами. Не спрашивай как - в фильме это объясняется подробно, я даже поверил. С командой редкостных олигофренов-энтузиастов отправляется исследовать новые миры и собирать метеориты на продажу. Далее все как надо - погони, пьянки, предательства, и компьютерные эффекты уровня микрокалькулятора 60-х годов.

В других руках этот фильм развалился и сгнил бы на глазах зрителя еще до окончания. Но лапы Кагадеева и Ко удержали весь этот мусор и не растеряли по дороге ничего важного. А самое важное тут - дать людям поржать, выдержать стиль и родить несколько позитивно чокнутых персонажей. В первую очередь запоминаются сам профессор Чащарский, усыновленный командой пес, народная целительница Ядвига и девушка-экскурсовод с планеты Колобок.

Не буду никому рекомендовать этот фильм, так как чем меньше людей его видело, тем более гордо себя чувствуют те, кто видел. И все же подразню, сказав напоследок: основная заслуга «Звездного ворса» - в нем очень чутко и деликатно выдержана тонкая грань между маразмом и ахинеей.

Ятинсотэстс, 2004
Режиссер: Дмитрий Васильев


А теперь нечто совершенно иное. Продукция слишком даже независимой студии «Алибастер». Ты наверняка о фильме знаешь - «Ятинсотэстс» собрал почти миллиард долларов в мировом прокате (это не считая доходов от продажи сувенирной продукции и рабов)... но где-то в альтернативной Вселенной. И путь в ту Вселенную лежит через Бурятию.

Русской речи здесь практически не слышно - персонажи общаются на некоем диалекте, похожем на изысканную помесь монгольского с енохианским. На таком языке говорил бы Ктулху, если бы его ему обучили в школе.

Фильм преподносит зрителю зарисовку из жизни в бурятской деревне - где почти ни одной типичной бурятской физиономии почему-то не наблюдается. В селе обосновался представитель иной цивилизации, и при помощи электрических ритуалов и роботов из картона реализует коварный замысел, не жалея людей.

Дмитрию Васильеву каким-то непостижимым образом удалось сотворить почти полноценное этническое кино - ей богу, отдельные куски этой слегка затянутой ленты вполне блещут местечковым фольклорным натурализмом.

А вот что кино портит, так это натурализм физиологический - на рвоту и семяизвержение полюбоваться придется - и сие как-то совсем не в кассу. Спасибо, что хоть немного, спонтанными эпизодами.

Боюсь, что на свете найдутся люди, которым стоит это увидеть хотя бы одним из своих шестнадцати глаз. А над чем еще им поржать гнусным депрессивным вечером, если не смешат уже ни Чаплин, ни КВН, ни наркотики.

Вердикт прост - медитативная картина, по которой там и сям, без знаков предупреждения разбросаны мины, на которых взрывается мозг.

Колобаха, 2008
Режиссер: Дмитрий Васильев


Почти ставшая культовой (ей не хватает буквально пары адептов для регистрации культа в Минкульте) «Колобаха» снята теми же людьми, что и «Ятинсотэстс». Но в этот раз конфликт людей, роботов и здравого смысла выводится на глобальный международный уровень.

В центре сюжета - история о том, как американцы разработали и применили климатическое оружие, погрузившее Россию и Китай в нескончаемый холод - настолько лютый, что в реке купаться можно только летом, да и то предварительно прорубив лед.

Группа доблестных (но явно страдающих от слабоумия) работников русского НИИ отправляется в Бурятию, чтобы разрешить климатическую проблему самым научным образом. Сюжет обещает шпионские заговоры, мордобои, членовредительство и даже музыкальный номер в неосоветской эстетике.

«Колобаха» сильно продвинулась вперед в драматургическом плане в сравнении с «Ятинотэстс» - и ритм бодрячком, и шутки шутястее. И выглядит уже не на две копейки, а на все четыре (из которых одну, правда, то ли пропили, то ли в прорубь уронили). По большому счету это уровень любой толковой ленты от «Тромы». Ну... как если бы «Трома» решила снять что-то среднее между «Плохим вкусом» и «Кин-дза-дза». Не в смысле сюжета, а в смысле... в смысле... да какой тут смысл нахрен!

В обоих картинах прощупывается даже что-то сорокинское - я вполне бы доверил Васильеву снять «Норму» или «День опричника» будь моя воля. Этот человек явно движется в том же направлении на резонансной волне. Только на фоне Сорокина Васильев чуть простодушнее и добрее. Но это поправимо.

Да, чуть не забыл сказать - самое странное в «Колобахе» то, что она кончается так, будто начинается «Звездный ворс»: звучит Н.О.М. и появляется...
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments