bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Коварство кровавого трактора

Из моего киноблога в MAXIM

Первоначальной задачей исследования являлось написание массивной диссертации «Богом забытые шедевры пост-советского кино». То есть требовалось найти никем невиданные юродивые фильмы девяностых и нулевых, которые бы неожиданно поразили своими непризнанными достоинствами. Речь даже не об подполье уровня «Колобахи», а о приземленных лентах, претендовавших на мейнстрим или в худшем случае на благочинный арт-хаус.

Но чем больше отсматривалось материала, тем быстрее улетучивалась диссертация. Ты даже не представляешь, насколько там, в глубоком российском кино, все плохо. Даже хуже, чем кажется снаружи. Редкие низкобюджетные перлы (см. триллер «Упырь» 1997 года) не помогли мне создать миф о недооцененном культурном пласте. Тупо не хватило материала.

И все же в помоях нашлась дивная картина мало кем виденная, то ли обогнавшая свое время, то ли провалившаяся в параллельную вселенную - одним словом, не понятая современниками. Снятая в 1992 году и неотразимо смешная даже по меркам 2014-ого. Зовется она «Трактористы 2», и это не сиквел, а ремейк или даже слабоумное переосмысление «Трактористов» Пырьева (1939).



(Трактористы 1, 1939)


О чем там было у Пырьева? Черно-белый дембель Клим возвращается с танковой службы в черно-белый колхоз, где ударно трудится черно-белая комсомолка Марьяна. Она - мастер скоростной вспашки, если тебе это интересно. И у нее есть фиктивный бойфренд. Далее советское кино даровало нам полный трудовой романтики сюжет о завоевании Климом сердца трактористки, где в финале празднуют свадьбу и под «Марш советских танкистов» салютуют мозолистыми актерскими руками портрету Сталина. В общем, знатный коммунистический музыкально-трудовой эпос.

В ремейке 1992 года от то ли братьев, то ли однофамильцев Алейниковых точно соблюдена сюжетная канва оригинала. Не обманули. Если пересказывать дотошно - все вроде бы то же самое, все на месте: дембель, колхоз, скоростная вспашка, звезда газетных передовиц ударница Марьяна, любовь на фоне плугов и тарахтящих дизельных моторов.



С небольшими только оговорками. В «Трактористах 2» колхозники поголовно до зубов вооружены огнестрельным оружием. В село по ночам совершают набеги беспощадные боевики из соседнего колхоза. Трупы никто не считает, да и бесполезно уже. При этом ударница-Марьяна проживает в барских хоромах с гардинами, после вспашки рекордного гектара почивая в шелковых постелях с бокалом игристого. А из рыжего и картавого Клима такой же танкист-тракторист, как из Вуди Аллена Терминатор.

1992-ой год прет на тебя из фильма со всей своей дешевой пост-перестроечной эстетикой: в каждом кадре разруха, нелепые актеры и поножовщина. Чудо же заключается в том, что в отличие от практически любой ленты того периода, эта смешная не потому что глупая, а потому что смешная! На экране наблюдается спонтанный взрыв клоунской самодеятельности. Нечто вроде того, что тужится сделать сейчас Охлобыстин в формате большого экрана («Соловей-разбойник» будет тебе примером), да тщетно, все никак не вытуживается.



«Трактористы 2» тот изощренный вид комедии, когда люди говорят и творят на экране нелепейшие глупости, делая при этом непробиваемо серьезные лица. Здесь даже за героев переживаешь, хотя ощущаешь себя при этом клиническим идиотом. Подозреваю, что в 1992 году такой диссонанс, да еще под вывеской «Трактористы» вызвал страшное кипение мозга у тех малочисленных заблудших душ, что забрели на киносеанс.

Настало время переосмыслять ценности трэшовой российской древности. Если тебе хочется чем-то изумить собравшуюся у тебя вечеринку - этот импозантно абсурдный фильм будет страшным оружием.

Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments