bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Пенаты мафии

Из моего киноблога в MAXIM

zahod



Об итальянской мафии снято так много фильмов, что если выложить этими видеокассетами стопку от Земли до Луны, то люди скажут: «Что за козлы построили стопку кассет от Земли до Луны, совсем нечем заняться?». Но в этом отрадном факте изобилия картин о коза нострах, есть один нехороший пустяк. А именно - почти все они (от «Крестного отца» до «Малавиты») повествуют о том, как гангстеры орудуют в Америке и других странах-жертвах. При этом совсем немного познавательных и увлекательных картин о мафии на Родине, в матушке-Италии.

Русско-советский зритель на вопрос «Назови 10 фильмов о мафии в Италии» вспоминает только девять. Конкретнее - девять сезонов сериала «Спрут» о комиссаре Каттани.

Но нам этого мало! Чтобы увидеть что-то выдающееся об организованной преступности Апеннинского полуострова, тебе потребуются фильмы, снятые непосредственно там. К великому сожалению, французские, американские и прочие заграничные попытки отснять кино о коренной итальянской преступности неспособны раскрыть тему убедительно. Порох не той марки, видимо.

Давай решим, какие боевики, детективы, биопики и даже комедии мы можем взять за точку отсчета. И не только поставить галочку, что «просмотрено», но и получить от галочки удовольствие.



Сальваторе Джулиано (Salvatore Giuliano, 1961)
режиссер: Франческо Рози


Самая древняя из попавших в наш список лент снята человеком озабоченным и озадаченным - его имя Франческо Рози, он уроженец Неаполя. Тема организованной преступности и ее случки с коррумпированными властями наблюдаются в каждой второй его ленте - будь то «Руки над городом», «Дело Маттеи» или хит проката в СССР «Сиятельные трупы».

Бандит Сальваторе Джулиано, о котором повествует картина 1961 года - национальный герой Сицилии, сделавший себе имя в 40-е годы прошлого века, когда на острове полным ходом шалила вооруженная борьба за отделение Сицилии от остальной Италии.

Сицилия так и не отделилась, но в 1946 году получила статус автономии, после чего бандитам стало не так интересно заниматься сепаратизмом, и они принялись истреблять местных коммунистов. Отряды горных боевиков Джулиано - конечно - еще не мафия, но деятельность свою Джулиано тесно координировал с сицилийскими крестными отцами. Впрочем, там все было сложно и запутанно - об этом и фильм.

Хоть и не чисто мафиозная, но эта классическая лента невероятно важна для понимания исконных механизмов сицилийской криминальной кухни.

Кстати, великий (по мнению голливудофилов) американский режиссер Майкл Чимино экранизировал в 1987 году художественную биографию Сальваторе Джулиано, написанную Марио Пьюзо (автором «Крестного отца»). Фильм звался «Сицилиец» и очень-очень больно провалился в прокате.



Мафиозо (Mafioso, 1962)
режиссер: Альберто Латтуада


После нелегкого нео-реализма «Сальваторе Джулиано» самое время взглянуть на Сицилию с ее солнечной стороны. Солнце, правда, будет с большими темными пятнами.

«Мафиозо» - насыщенно колоритная, безупречно поставленная трагикомедия о том, как заярядный и слегка беспечный итальянец-инженер везет семью в отпуск на Сицилию, чтобы познакомить ее с родителями, природой и местной кухней. Там его встречают друзья детства и глава мафии, достопочтимый Дон Винченцо. Слово за слово, бокал вина за другим, и вот уже семьянин-инженер получает оружие и заказ на убийство - дескать, раз уж городской щеголь в отпуск приехал, то пусть хоть польза от него будет.

Тебя ждет очень и очень итальянский юмор, а также стремление постоянно ерзать на стуле, потому что примеряя описанные события на себе понимаешь: выкрутиться из такой смешной, но нешуточной ситуации невозможно. Ты обречен попасть в беду если ты просто родился на Сицилии.



День совы (Il giorno della civetta, 1968)
режиссер: Дамиано Дамиани


И снова Сицилия! К третьему фильму ты научишься распознавать ее улочки и холмы с закрытыми глазами.

«День совы» - традиционного европейского покроя детектив, где честный капитан полиции (в исполнении Франко Неро) расследует убийство и заодно пытается разыскать пропавшего мужа местной красавицы (ее играет Клаудия Кардинале). Гадать кто там виноват особо не надо - главный подозреваемый живет в центре города в самом пышном особняке, принимает гостей бандитов, политиков и бизнесменов, а основным его заработком является распределение строительных и коммунальных заказов.

Сейчас «День совы» смотрится как очень крепкая и колоритная криминальная драма. Но следует напоминать себе, что это также одна из первых картин, где весьма реалистично без утаек и оговорок расписан бизнес мафии и стиль ее жизни.

Для режиссера Дамиани это не последняя работа по теме - о мафии он говорил и в картине «Признание комиссара полиции прокурору республики» и в своей самой известной ленте «Следствие закончено, забудьте».



Миланский калибр 9 (Milano calibro 9, 1972)
режиссер: Фернандо Ди Лео


Снова сделаем паузу между драмами и поглядим боевик. Да еще какой! Брутальный, с мордобоем, перестрелками и полностью раскрытой темой женских молочных желез (или как пишут в интеллектуальной прессе - «темой сисек»). По-большому счету в «Миланском Калибре 9» мог сниматься Джейсон Стэтхэм, ты даже не заметил бы подвоха. А ведь это 1972 год, Стэтхэм еще до школы не дошел!

У меня к тебе интересная новость - эта лента уже не про Сицилию, а про Милан. Но организованная преступность тоже на месте, за всем следит, все контролирует, все финансирует. Вот чего им только не хватает - подлинной преданности, как у старой бандитской сицилийской семьи. Один из представителей криминала говорит посреди фильма с нескрываемым сожалением - дескать, какая же это мафия, так, понабрали бандитов по объявлению. Ну не дословно, но типа того.

Если тебе понравится история о том, как неразговорчивый и ранее судимый мордоворот противостоит целому клану (как такое может не понравиться?), знай, что «Миланский калибр 9» - первый фильм трилогии Ди Лео. Следующие два зовутся «Охота на человека» и «Босс».



Сто шагов (I cento passi, 2000)
режиссер: Марко Туллио Джордана


Особенный и слегка диковинный фильм, к тому же биопик - речь идет о парне по имени Джузеппе Импастадо, жившем в пригороде Палермо в бурные для Италии 70-е годы. Фокус в том, что его отец входил в круг главарей местной мафии. А вот молодой Джузеппе - бунтарь-коммунист, яростный противник мафии, а - значит - и своего отца. Признаться, я всякие подобные противоестественные семейные расклады встречал в литературе и кино, но этот - явно из числа уникальных. Сразу видно, реальная жизнь, а не сценаристы под кокаин наплели.

Джузеппе печатает листовки, разъезжает по городу с рупором, якшается с хиппи, но главное - открывает свою радиостанцию, где декламирует политические памфлеты и эпиграммы, поносит мафию на чем свет стоит и заводит англоязычный рок-н-ролл. В один из моментов мы его видим в киноклубе, где он пытается растолковать товарищам фильм режиссера Франческо Рози (того самого, с которого начинается эта статья).

Главное, о чем гадает зритель в процессе просмотра - когда же у мафии лопнет терпение, и кто раньше прикончит Джузеппе - отец или его соратники по клану. Не буду говорить кто именно. Вдруг меня за это убьют?



Гоморра (Gomorra, 2008)
режиссер: Маттео Гарроне


С Коза Нострой знаком всяк и каждый, а вот слава Каморры не столь громкая. Этот фильм (заработавший гран-при Каннского фестиваля, а это тебе не хухры-мухры) исправляет столь досадный недочет.

Каморра - практически то же, что и Коза Ностра, но только не на Сицилии, а в Неаполе и его окрестностях. Хотя отличия есть, и они любопытны. Например, самый рутинный и стабильный бизнес сицилийской мафии - дорожное строительство и вывоз мусора. Для неаполитанской мафии таковым является пошив модного контрафакта. Проблема не такая смешная и надуманная, как кажется со стороны. Если ты был в Италии, то возможно замечал в аэропорту особые проверки - люди в форме проверяют нет ли в багаже у вылетающих поддельных сумочек, галстуков и шлепанцев. Если тебя застукают с «палеными» запонками D&G или Gucci, штраф грозит совершенно запредельный, поверь.

В описываемом фильме кроме дотошного показа пошивочного подпольного бизнеса, внимание уделяется еще одной прибыльной статье в бухучете мафии - захоронение токсичных отходов. Действительно, что с ними сделать - не есть же! Их даже русские не едят, а уж итальянцы привередливы вдвойне.

Веселого в «Гоморре» еще меньше, чем в «Ста шагах». А реализм - хоть бульдозером сгребай. Как и полагается настоящему хардкорному итальянскому кино, правда жизни здесь выглядит настолько убедительно, что ты можешь потом искренне врать и говорить что сам там был и видел все. В чем особый шик всех перечисленных фильмов - даже если на мафию тебе плевать с высокого вулкана, ощутить и прочувствовать жаркую итальянскую жизнь они дозволяют на все 400 процентов.
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments