bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Обманный курс

Из моего киноблога в MAXIM

Animals_Cats_Kittens_and_tangles_033748_

Дальше котиков не читать!



Я предупреждал!





Предупреждаю в последний раз!






Поворачивай! Поворачивай!





Oh no!



Обманный курс

Есть мнение, что история обманного документального кино начинается с одной из самых нашумевших первоапрельских шуток в истории. Речь о коварном репортаже BBC «Дереве Спагетти», показанном в 1957 году. В программе выражалась искренняя озабоченность падением урожая спагетти в Швейцарии, как следствие вымирания спагеттиевых долгоносиков. Репортаж навел невиданного шороху среди обывателей, которые оборвали телефон компании BBC, в панике распрашивая как теперь им жить, и нельзя ли выращивать самому спагетти на балконе. Отмечу, что нехорошо так поступать людьми, даже если эти люди — англичане.



Наш краткий курс по истории обманного кино особо отметит тот факт, что британцы в нем поначалу преуспели более всего (это немного странно, так как англичане никогда не славились каким-то чувством юмора). Один из первых, если не первый полнометражный мокьюментари — опять таки британский «Куллоден» (1964). Где репортер с камерой носится по полю боя 1746(!) года и допрашивает солдат и крестьян что они думают о войне между Англией и Шотландией. Хотя это и не обманное, просто пропагандистское образовательное зрелище.

Ой, тут прозвучало слово «мокьюментари» без предупреждения. Термин mockumentary — производная от слов «прикалываться» (mock) и documentary (разводить спагетти на деревьях). Ну или типа того. Сам термин возник лишь в 80-е годы в интервью с американским режиссером Робом Райнером, создателем самого культового комедийного «мокьюментари» «Это Spinal Tap» (1984) о злоключениях вымышленной хэви-метал группы во время провального турне.



С выходом «Это Spinal Tap» мокьюментари приобрели второе дыхание... хотя можно с успехом сказать, что и первое-то дыхание не кончалось. До 1984 в активах знаменитых мокьюментари уже числились: 1. документальная пародия на The Beatles «Ратлз: Всё, что тебе нужно – бабки» (1979) от монтипайтоновца Эрик Айдла; 2. Странный, но притягательный дебют Питера Гринуэя «Падения» (1980); 3. «Зелиг», снятый в 1983 году каким-то американским очкариком по имени Вуди Аллен — фарс о еврее, который обладал противоестественным даром перевоплощения.

Из золотой орды мокьюментарных комедий я бы обязательно выделил недооцененный «И сказал Бог: Фильм о съёмках» (1993) — экранизация эпического фэйла на съемках библейского эпика. Плюс любимый массами «Борат» (2006). И чрезвычайно убедительную фальсификацию истории новозеландского кинематографа «Забытое серебро», сфабрикованную в 1995 году местным режиссером Питером Джексоном (где он теперь, интересно?).

Обязательно следует вспомнить извращенно черный, неприкрыто жестокий и при всем этом забавный бельгийский фильм «Человек кусает собаку» (АКА «Это случилось рядом с вами», 1992). Он о серийном обаяшке-маньяке, со знанием дела, с душой рассказывающем съемочной группе о радостях и горестях преступного существования.

В России, как ни странно, тоже предпринимались попытки приобщиться к жанру, самой известной была лента «Первые на Луне» (2005) режиссера Алексей Федорченко. В фильме «наши» засылают в космос тайком экспедицию в 1938 году, еще задолго до Гагарина.



Однако прошлогодний убойный мегахит «Горько!» (2013) отобрал у «Первых на Луне» статус самого знаменитого отечественного мокьюментари. Отобрал, повалил на землю, вывалял в оливье и запинал пьяными ногами.

Какое-то время мокьюментари снимались в основном для «чисто поржать» ну или для развития творческих скиллов, как в случае с Джексоном, Гринуэем и Алленом. Ну и в поучательных целях, конечно - вспомним «Куллоден» или апокалипсис «Нити» (1984). Лишь изредка возникали аномальные флуктуации — освежи в памяти кровавейший итальянский эксплойтешн «Ад Каннибалов» (1979).

Тренд смог преломить самый кассовый мокьюментари в истории — самодельный кошмарик «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999). За которым последовали четыреста миллионов подражателей — от испанского «Репортажа» (2007) и «Паранормального явления» (2009) до «Искателей могил» (2010) и «З/Л/О» (2012). Странным образом хоррорный документальный жанр хоть и затаскался, но не истощился — некоторые из клонов вышли даже ядреней своего прародителя.

Рука буржуазного мокьюментари дотянулась и до священного для русских космоса, что показано в конспирологической ленте «Аполлон 18» (2011) и межпланетном хорроре «Европа» (США, 2013). Но то было совсем дешево и недостаточно сердито. Логично, что тем временем мокьюментари породило очень странное явление — большое, масштабное — одним словом великое документальное надувательство. Ну или нечто, создающее такое обманчивое впечатление. Фильм-катастрофа «Монстро» (2008) стоил всего 25 миллионов долларов, но смотрится как отчет о событиях на триллионы.



«Район №9» встал и того дороже — только представь, во сколько обошлась продюсерам транспортировка древнего ржавого нуль-гравитационного транспортного судна через несколько парсеков, и каких усилий стоила муштровка стада неконтролируемых инопланетных креветок, то и дело норовящих спереть что-то из съемочного оборудования и реквизита. Ты думаешь, почему до сих пор не сняли сиквел? Ты вообще в курсе, сколько креветочный профсоюз потребовал кошачьих консервов за следующую съемку? Придется, видимо, пришельцев рисовать на компьютере, а это уже будет не круто.


zahod
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →