bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Приключения Голливуда в стране великанов

Из моего киноблога в MAXIM.

Был СССР или не был великой кинодержавой - вопрос, решенный историей в пользу СССР. Но в стране режиссеров-великанов и актеров-великанов, народ страшно хирел и тощал от недостатка витамина "З" - витамина Зрелищности.

Принято знать, что голливудское стрелялово, чукалово и развлекалово в СССР не пущали в силу высших идеологических мотивов. Это верно, но соблюдение «облико морале» являлось зачастую побочным эффектом другой, тайной и страшной проблемы — у СССР банально не было валюты на закупку американских блокбастеров.

Те же «Звездные войны» не представляли ни малейшей угрозы советскому строю, и даже — как говорят старожилы-инсайдеры — проводились переговоры об их приобретении для советского проката. Но в цене не сошлись, да и мудреные бизнес-схемы Джорджа Лукаса точно бы не сработали в экономике СССР.

Как жил советский обыватель без блокбастеров? Может, и не было в них нужды, душа требовала поэзии, балета? Вовсе нет — достаточно посмотреть на сборы советских экшенов «Пираты XX века» (90 миллионов зрителей в 1980 году) и «Экипаж» (70 миллионов тогда же).

Кстати, «Пираты» по сборам были первыми, «Экипаж» — третьим. Интересно кто между ними? Второй приз 1980 года за посещаемость ушел оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит»! Дивный по сборам был год, рекордный, олимпийский.



Но что в этот олимпийский момент смотрели американцы? Лидер — эпизод V саги «Звездные войны». Далее идут две напрочь забытые комедии «С девяти до пяти» и «Буйнопомешанные». И на четвертом месте опять комедия, но никем не забытая — невольный американский привет «Экипажу» под названием «Аэроплан!».

«Звездные войны» советскому человеку посмотреть не просто хотелось, за это полжизни и оба глаза не жаль было отдать. Более того, многие бы пожертвовали последними джинсами и пустой банкой «Кока-колы», украшавшей сервант. «Звездные войны» казались несуществующим чудом с другой планеты.

Нынче невозможно никакими словами описать все то разочарование, которое постигло миллионы советских людей, когда в середине 80-х они добрались до видеомагнитофонов и увидели весь этот лукасовский детский сад с лазерными мечами в штанах на лямках. Ожидание божественного, величественного и грандиозного просто в секунду рухнуло при столкновении с реальной картиной. Этот как если бы ты всю жизнь мечтал отведать «Кока-колу», думая, что это будет крепкий ядреный виски.



Вот потому владельцы видеомагнитофонов, когда звали гостей, в первую очередь включали им «Чужих». С фантастикой в СССР творилась полная беда — жанр дорогой, зритель привередлив, партия не ценит. Масштабные проекты сродни «Планете бурь» или «Через тернии к звездам» снимались раз в тысячу лет, да и не всегда добротно, мягко говоря.

Но совсем страшная напряженка была с хоррорами. Их просто не существовало. Может тоже не нужны были? Еще как нужны — что дети пересказывали по ночам в палатах пионерлагаерей? Правильно, перевирали рассказы Эдгара По и то, что вычитали в советских газетах об аморальных фильмах с ужасами.

Информация о голливуде пребывала ровно в том-же зашторенном состоянии, что и рок-н-ролльные мифы. Как о группе AC/DC вся страна узнавала из обличительной заметки о похоти и разврате в шоу-бизнесе США, так же и с кино. Настольной книгой у меня была публицистическая ахинея страниц на триста в твердой обложке о загнивании капиталистической кинематографической масс-культуры. Самым смаком являлось то, что где-то в дебрях книги советский журналист-критик не отказал себе в удовольствии подробно пересказать сюжет «Изгоняющего дьявола», «Крестного отца», ну и по «Звездным войнам» аккуратно пройтись.

А хорошим, официально признанным голливудом у нас были разве что только «коммунист» Чаплин да тягостные проблемные драмы вроде «Крамер против Крамера». Правда, первого еще и негде было посмотреть толком. А за прокат второго, говорят, чиновники получили втык по партийной линии — там где-то в фильме остались не вырезанными кадры обильной сытой жизни простых американцев.



Каковы были шансы у гражданина СССР до эпохи видео ознакомиться с «непрокатным» Голливудом? Близкие к нулю, но не нулевые.

Москва позиционировала себя как один из мировых культурных центров, потому международные кинофестивали в столице были отнюдь не редкостью, и в их рамках можно было наткнуться и на весьма неформатные ленты. Только учитывай, что на по-настоящему интересный показ прорываться надо было либо с боем, либо с блатом.

В СССР практиковали и закрытые показы «для своих». По партийной линии или по профессиональной. По партийной — это, значит, что в каком-то центральном кинозале без афиш и строго по пропускам тебе прокрутят ретроспективу Дональда Дака. По профессиональной — спецпоказы на студиях и в профильных институтах. Я так застал несколько сеансов в зале «Мосфильма» — подсобила бабушка одноклассника.

Жителям приграничных городов предоставлялась редкая недокументированная фича — поймать на антенну ТВ западный канал. Где-нибудь в Мурманске или Калининграде — несложное дело.

Плюс ограниченное хождение имела такая экзотика, как 8 мм кинопленка. Проекторы и камеры покупались легко. Имелся официальный репертуар, в основном мультики — в «Детском мире» аж целая витрина, позиций на двенадцать, включая «Варежку»! Звук не поддерживался, так что у контрабандистов особенным спросом пользовались картины, звука не требовавшие, т.е. эротика и порнография.

Я уже предвижу вопрос, который копошится на языке у патриотов и сочувствующих. «А нужен ли этот хренов Голливуд был вообще? Ведь СССР был страной великого кино. В том числе и развлекательного — один Гайдай да Рязанов чего стоят! А уж Тарковских сколько в студиях сидело — в каждой киностудии по целому кабинету, набитому Тарковскими!».

Ну начнем с того, что не все Тарковские сидели там, где сидеть было приятно. В СССР же запрещали не только враждебную американщину, но и нашу собственную, отечественную киноклассику. Помни об этом, пересматривая германовскую «Проверку на дорогах» или аскольдовского «Комиссара».



Но главная беда — советская культура преследовала цель вырастить человека сильным, духовным, интеллектуальным и невыносимо скучным. Никому из коммунистических идеологов не приходило в голову, что можно всю жизнь слушать одного Моцарта и смотреть Феллини, но ничем хорошим это не кончится. Это все-равно что питаться одними витаминами — рано или поздно высыпет сыпь, или диарея одолеет. А, диарея, заметь, одинаково портит жизнь вне зависимости от того, заработал ты ее от здоровой диеты или же в «МакДональдсе».
Tags: кино тяжело но достойно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 80 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →