bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Categories:

Музыкальная журналистика, панк-рок и немного троллинга

Позвал меня товарищ (Александр Лоевский, в прошлом главный по рекламе в "Пурпурном Легионе") прочесть лекцию о музыкальной журналистике и панк-роке в частности для студентов. В Московский педагогический государственный университет. Ну а почему бы и нет, студенты - тоже люди. Особенно если тихие, аккуратные и даже слушают внимательно.

Для первого блина вышло вполне пристойно. Зовут еще.

Я решил изложить здесь базовые тезисы лекции. Во-первых чтоб не забыть, во-вторых всякому могут пригодиться.


  • На ТВ все видят вашу физиономию, на радио опознают по голосу. Но гораздо сложнее, и гораздо интереснее чтобы журналиста можно было узнать и по письменному слову. Собственно, именно уникальность гарантирует определенную незаменимость - меньше шансов что вас уволят и больше, что позовут на новое богатое место.

  • Для панк-журналистики обязательны нонконформизм, латеральность мышления, неожиданность суждений и даже тяга к троллингу.

  • Сейчас нет монополии на информацию как в восьмидесятые. Если вы возьмете любой советский журнал или газету со статьей о рок-н-ролле, обратите внимание, что даже названия альбомов и песен почти всегда даются в русском переводе. Нет, это не из-за отсутствия латинского шрифта в типографиях. Это та самая монополия - журналисты, обладающие настоящей информацией о дискографиях не хотели ей делиться с народом запросто так. Во времена википедий задачи музыкального журналиста стали совершенно другими, в чем-то даже более сложными.

  • Раньше журналисты и критики были нужнее, так как читатель ставил на кон деньги. Приобретая даже пиратские дешевые диски, не говоря уже о фирменных, читатель рисковал своей зарплатой. И если ты ему советовал что-то, что ему в итоге не понравится, то он мог затаить обиду, и в общем был прав.

  • На горбушке лучше всех торговал не тот, у кого цены меньше, а тот кто знал что надо людям, каждому конкретному покупателю. Великие продавцы были великими психологами, уже по выражению лица человека могли поставить верный музыкальный диагноз. Хороший музыкальный журналист обязан уметь делать то же самое. И хороший диджей тоже, только оценивая всю публику и атмосферу в зале в целом.

  • Цикл признания новаторских движений и групп в рок-музыке - около десяти лет. Допустим, в 1967 году было всего человек сто, слушавших The Velvet Underground. Но в 1977 многие из этих продвинутых людей уже стали критиками, радиодиджеями, режиссерами и так далее. И они уже достают свои любимые группы прошлого и делают из них кумиров нового поколения.

  • В Британии новые имена и жанры быстро загораются, мгновенно раскручиваются и так же быстро гаснут. Потому даже панк-рок при всей своей силе продержался там в активе от силы года четыре.

  • Базовых стилей в панк-роке крайне мало. Их почти нет. Есть классический панк. Есть поп-панк. Есть хардкор-панк. Есть скинхедский Oi!

  • Плюс есть пара-тройка популярных смесей, то есть фьюжнов: смесь панка и ска, смесь панка и фолка (как правило ирландского), смесь панка и металла.

  • В любой панк-энциклопедии вы найдете перечисление еще полусотни панк-стилей: всякие там крастпанки, скейтпанки, анархопанки, хоррор-панки и так далее, но это все избыточные определения, без которых можно прекрасно прожить.

  • Существуют некоторые рок-культуры, которые не являясь панком как таковым, тем не менее очень близки к нему и музыкально, и идеологически. Настолько близки, что многие панки принимают их близко к сердцу. В основном это всякие жесткие андеграундные жанры вроде сайкобили, грайндкора, гаражного рока.

  • Постпанк панком не является, это надо запомнить раз и навсегда. Как и электропанк, арт-панк и десятки других вещей со словом панк, к панку имеющих крайне отдаленное отношение.

  • С постпанком и новой волной вообще самая сложная ситуация, потому что в прессе их часто обьединяют с панк-роком в некую общность. Но это шибочно даже не с точки зрения каких-то музыкальных терминов и классификаций. Это ошибочно с точки зрения аудитории. Пост-панк и панк-рок в большинстве своем слушают разные, очень разные люди, и их социальные прослойки пересекаются довольно слабо.

  • Вообще это надо понимать при работе с любым стилем музыки - главное не то как она звучит, кто ее играет, где и когда она появилась. Главное кто именно ее слушает. И тут мы возвращаемся к тому о чем говорилось в начале - музыкальный журналист, как и хороший продавец музыки в первую очередь психолог.

  • У самих панков общепринято делить панк-рок на несколько важных течений. Во-первых строго разделяется американский панк и британский. Это как две разные планеты. Во-вторых панк делится на олдскул и ньюскул. Панк старой школы - это до 88 года, новой школы - после 88, то что знакомо всем по творчеству команд типа Bad Religion, Offspring и так далее.

  • Главный закон панк-рока - чем круче группа, тем меньше у нее крутых видео. У идеальной панк-группы никаких видео вообще не должно быть. Так что настоящий панк-рок на экране придется смотреть в сырых и убогих кустарных концертных съемках.

  • Поначалу (в 77-85 годы) металлисты очень не любили панков и наоборот. Дело не только в каких-то музыкальных разногласиях. Здесь были и классовые несовпадения. И панк, и металлист могли работать на одном заводе, клепать одни и те же болты. Но металлист делает это честно, от звонка до звонка. Зарабатывает деньги, покупает диск любимой группы, пиво и копит на билет в Америку на концерт Metallica. Панк же ленится, халтурит, отлынивает и уж точно не собирается тратить деньги даже на любимую музыку. С точки зрения музыкального бизнеса настоящий панк - гиблое дело.

  • Никогда не забуду, как в 1994 впервые увидел клип The Offspring на MTV, и рассказал об этом на Горбушке народу, так мне никто не поверил, решили что я глупо прикалываюсь. Были времена, когда никто не верил, что панк-рок способен превратить кого-то в миллионера. Неудивительно, что возникла мысль,что это уже не настощий панк-рок.

  • Те металлические группы, которые первыми не постеснялись перенять что-то от панк-рока, в итоге выиграли - это Motorhead, Iron Maiden, Venom, Metallica, Slayer, Celtic Frost, Bathory. Они обеспечили колоссальный шаг вперед для всей металлической сцены.

  • Даже самые никудышные и бездарные исполнители - тоже люди творческие. И ранимые натуры. Плохой отзыв об их музыке может нанести сильную душевную травму хоть эстрадному лабуху, хоть проженному панк-рокеру. Примеров множество.

  • Pussy Riot - наверное единственное значимое событие в панке нового века. Не в панке как музыке, но в панке как контр-культуре. Вообще со времен скандалов с Sex Pistols это самый мощный деконструктивный перфоманс. Хотя вот если бы GG Allin выступил в храме...


То что, планировал сказать, но упустил:

  • Панк-рок - не просто один из миллиона жанров рок-музыки. Это один из фундаментальных жанров, как например блюз, хэви-метал или хип-хоп. Это то, что берется за основу миллиона других жанров, поджанров и стилей. При этом сам панк-рок - музыка крайне консервативная и отчаянно борется за чистоту крови. Несмотря на провозглашаемую свободу творчества, панки тотчас вычеркивают из числа панк-групп любого, кто хоть немного отклонился от строгих рамок.

  • Главное достижение панк-революции 76-77 годов - доступность музыки всем, и слушателям и самим музыкантам. Ты можешь сделать все сам, только вчера взяв в руки гитару. Без этой простой, казалось бы мысли, не было бы трех четвертей всей современной музыки, будь то бритпоп, грандж или инди-рок.

Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →