bocharoff (bocharoff) wrote,
bocharoff
bocharoff

Category:

Путеводитель по альбомам: The KINKS, часть 3

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛАБИРИНТУ АЛЬБОМОВ
THE KINKS. PART 3

LIVE AT KELVIN HALL (1967)
Till the End of the Day 3:20 • A Well Respected Man 2:25 • You're Lookin' Fine 3:03
• Sunny Afternoon 4:40 • Dandy 1:43 • I'm on an Island 2:53 • Come on Now 2:28 • You Really Got Me 2:20 • Medley: Milk Cow Blues/Batman Theme/Tired of Waiting for You 8:30

**



Я прерываю череду описаний замечательных альбомов ансамбля The Kinks с тем, чтобы вставить пару слов о неожиданно затесавшемся среди них концертном диске.
Начну издалека. С The Beatles. Даже старательный и педантичный слушатель The Beatles не всегда знает, что у ливерпульцев в дискографии давно числится самый настоящий официальный концертный альбом – The Beatles at the Hollywood Bowl. В данном случае эпидемия массового невежества имеет элементарное научное обьяснение: слушать сей концертник, значит подвергать свой организм суровому и бессмысленному испытанию. И при этом никто не будет нести ответственность! Неудивительно, что у альбома так мало слушателей.
Где-то в недрах рок-н-ролльной индустрии 60-х окопалась банда звукорежиссеров-мутантов, которая тайком от народонаселения претворила в жизнь коварный план, гласящий: концертные альбомы обязаны звучать погано. Мало того, главное в "живой" записи - это атмосфера праздника, которую группа якобы сама передать не может, а вот экстатическая публика - запросто. В итоге „зальные“ альбомы всех базовых групп начала 60-х – The Beatles, The Rolling Stones, The Beach Boys и The Kinks было бы правильней назвать концертом девушек, купивших билеты в первые ряды. По-крайней мере на записях в основном слышны лишь их вопли, свист и ор. Единственное, что можно искренне слушать из указанного списка и получить специфическое панковое удовольствие, это Got Live If You Want It (1966) Rolling Stones.
Самое обидное, что историческая ценность этих дисков колоссальна, потому покупать их все-равно рано или поздно придется. Надо просто с детства себя морально готовить к этой неминуемой и бессмысленной растрате.
Живые выступления Kinks 60-х, вещь малодоступная, и в общем-то альтернативы концертнику 1967 года фактически нет. И надо сказать спасибо звукоинженерам - в процессе ремастеринга для CD они попытались придать записи какую-то слушабельность и даже в двух версиях - стерео и моно.
Выйди альбом не в 1967, а хотя бы в 1965, проблема качества не так беспокоила бы наши умы – The Kinks гаражной эпохи в концертном гвалте звучал бы почти адекватно. Однако на концерте успел засветиться материал с Face to Face и это отменяет "гаражный" подход к проблеме в принципе. Что касается самого перфоманса Kinks то он на твердую четверку, очень аккуратный, жизнерадостный, в основном даже не рокерский, а как-то метросексуально-расслабленный. А как же иначе? Бритпоп на дворе, куда деваться!
Я ведь могу в финале добавить еще добрых слов, правда? Спасибо! В качестве исторического документа Live at Kelvin Hall не только важен, но и занимателен. И можно испытать какой-то поросячий восторг, слушая как многотысячный хор школьниц и студенток старательно выпевает Sunny Afternoon.

SOMETHING ELSE BY THE KINKS [1967]
David Watts 2:32 • Death of a Clown 3:04 • Two Sisters 2:01• No Return 2:03 • Harry Rag 2:16 • Tin Soldier Man 2:49 • Situation Vacant 3:16 • Love Me Till the Sun Shines 3:16 • Lazy Old Sun 2:48 • Afternoon Tea 3:27 • Funny Face 2:17 • End of the Season 2:57 • Waterloo Sunset 3:15
bonus tracks: Act Nice and Gentle 2:39 • Autumn Almanac 3:05 • Suzannah's Still Alive 2:22 • Wonderboy 2:49 • Polly 2:51 • Lincoln County 3:12 • There Is No Life Without Love 2:01 • Lazy Old Sun 2:53

*****



Однажды Моисей в поисках псилоцибиновых грибов взошел на гору, снял наушники, и – хлобысь - только тогда понял, что с ним уже давно кто-то пытается разговаривать. Голос с небес произнес следующее (вольный перевод с латыни):
„Будучи уверенным в чистоте твоих помыслов и деяний, поручаю тебе, Моисей, донести до народа божественные хит-парады. Каждый год бытия человеческого расписан по табличкам, в каждой указаны лучшие рок-альбомы, когда либо созданные или же будущие созданными в ближайшую пару тысяч лет. Не потеряй – это единственная копия!“
Так и ушел с горы Моисей несолоно хлебамши - без грибов. Зато с полным рюкзаком тяжеленных табличек. И у самого подножия такая обида его обуяла, что побросал он божественные письмена оземь и растоптал их мокасинами коваными с носками титановыми.
Но вернувшись в свой вигвам обнаружил Моисей, что завалилась за подкладку и уцелела одна из табличек. И написано на ней было число „1967“. Раскаялся Моисей, собрал людей на площади и огласил весь список. И значились там и Beatles, и Who, и Kinks, и Monkees, и Jefferson Airplane, и Velvet Underground, и Captain Beefheart, и Byrds, и Turtles, и Jimi Hendrix, и Small Faces, и Cream, и Pink Floyd, и множество-множество других священных имен. Так и повелось с тех пор считать, что все лучшие рок-альбомы записаны в 1967 году. И не родился еще герой, могущий низвергнуть древнюю догму...

В общем-то опровергать величие 1967 года – дело преглупое, хотя есть пара команд, которые умудрились упустить верную возможность отметиться тогда великими свершениями - в первую очередь вспоминаются Rolling Stones и Beach Boys, причем оба очень старались. Подозреваю, что у каждого рок-потребителя есть собственная кандидатура на звание лучшего альбома 1967 года. В какой-то мере победа в 1967 – своего рода олимпийский триумф. Если ты смог на фотофинише обойти толпу гениальных творений, твое имя засияет в истории самыми крупными буквами!
Официальная позиция планетарного населения – считать лучшей пластинкой '67 битловского „сержанта Пеппера“. Продвинутая рок-критика с избытком латерального мышления имеет свой взгляд на события, и выделяет в первую очередь дебютный альбом Velvet Underground. Арт-проговая тусовка, конечно, голосует за Pink Floyd, а гитаристы всеми руками за Хендрикса – кроме зануд, предпочитающих Клэптона. Про фэнов Doors я вообще молчу. Конечно, ты ждешь, что как раз сейчас я заявлю, что лучший диск, выпущенный в 1967 – это Something Else by the Kinks и получу за это нимб с бесконечной подзарядкой. На самом деле у меня несколько иная мысль.
Давай сначала попытаемся понять, в чем секрет 1967-го? Секрета-то и нет при ближайшем рассмотрении. Просто экспериментальный и революционный 1966-ой подвел к тому, что рок-группы созрели для великих свершений. И быстро, пока никто не очухался, их свершили. Вот и все.
Чем The Kinks могут выделиться в этой насыщенной толпе конкурентов? По большому счету их альбом 1967-го наименее новаторский среди титанов рок-революции. Это минус? Казалось бы да. Но с современной точки зрения оказывается, что Something Else by the Kinks – самый хорошо сохранившийся альбом того времени. Действительно, эксперименты коллег были фантастически и экстраординарны, но сейчас они нередко веселят ностальгической наивной старомодностью. Особенно это касается углубленных в психоделию альбомов, но даже velvet Underground такого восприятия сегодня не избегают. Согласись, что в 1967 году The Kinks сотворили подвиг - они были почти единственными, кто не повелся на психоделические приманки. Консерватизм сослужил им добрую службу – не пытаясь создать музыку будущего они записали универсальные, всепогодные, всеядные песни, которые в 2007 году звучат так же уместно, как могли звучать в 1997, 1977 или 1967 году. Something Else by the Kinks при минимальном напряжении фантазии легко представить записанным какой-то низкобюджетной бритпоповой бандой в любом, угодном тебе году. И да пусть моно-звук не разрушит этот миф.
В общем, парадокс: для своего времени, для 1967 года, Something Else by the Kinks – безусловно отсталый альбом. Но сегодня он слушается как самый современный из всех своих ровесников.
Здесь стоит добавить, что другая английская группа, пожелавшая в 1967 году поработать в бритпоповом жанре а-ля The Kinks потерпела коммерческое фиаско. Однако альбом Emotions группы Pretty Things (как раз его имею в виду) в значительной своей доле звучит аналогично актуально.
Но вернемся к The Kinks. Наиболее ценное на мой взгляд качество этой работы – отсутствие необходимости делать хоть малейшее напряжение для ее усвоения. Музыка проста, миролюбива и начинает работать с первой же секунды. А уже к концу первого куплета стартовой песни David Watts тебе будет понятно – для тебя это создано или нет.
Многие активисты музыковеды обвиняют The Kinks во вторичности – дескать, David Watts при всей своей замечательности слишком откровенно повторяет структуру и стиль Let's Spend the Night Together - сингла Rolling Stones. Эти обвинения – следствие лени и нежелания покопаться в архивах. Фактически обе эти песни были записаны почти одновременно. Просто The Kinks не сделали из своей сингла, а продержали несколько месяцев до релиза в составе альбома.
David Watts - один из искрометных и веселейших моментов в портфолио The Kinks. Чудесный симбиоз рок-н-ролла и мюзик холла. В свое время песню глобально проигнорировали и как можно быстрее забыли. Когда в 1978 году безумно популярная в Британии группа The Jam решилась выпустить сингл со своей версией David Watts, английские критики все удивлялись, где группа умудрилась откопать такой заброшеный антикварный реликт. (Ответ, кстати, известен – как ни парадоксально, лидер The Jam Пол Уэллер купил альбом Something Else by the Kinks во время турне по Америке!)
Но мы переходим к следующей песне с безрадостным названием - Death of a Clown, изначально реализованной как сольный сингл гитариста Дэйва Дэйвиса (несмотря на аккомпанимент всех остальных Kinks). Вокалист из него своеобразный, на любителя. Фальцетный тон вкупе с кантри-роком в итоге дает нечто похожее на гаражного Боба Дилана. Хорошая вещь, причем настолько, что после альбомного старта двумя треками экстра-класса слушатель начинает подозревать, что ему подсунули нечто потрясающее, и оставшая часть диска вообще сорвет крышу.
Ну за чужие крыши я не отвечаю (для этого есть кровельщики), но лично сам при первом прослушивании диска пребывал в некотором изумлении. За долгие годы своей меломанской жизни был уверен, что ничто и никогда не сможет поколебать мою уверенность в том, что самые цепляющие песни в 60-х писали The Beatles, и никто другой к ним не приблизился на расстояние выстрела баллистической ракеты класса Земля-КонецЗемле. Не для того я прожил более тридцати лет, чтобы в предверии пенсии выяснить, что какие-то The Kinks могут написать песни ни на ноту не хуже того, что я привык слушать на Revolver, Magical Mystery Tour или „белом альбоме“. Но пришлось.
А ведь еще радует мгообразие: здесь есть (просочилась все-таки!) одна психоделическая песня Lazy Old Sun, и почти комедийные театральные номера, как-то Tin Soldier Man или Harry Rag (она в 90-х переиграна бывшим лидером The Smiths Моррисси – но его версии я так и не нашел). Ближе к финалу настрой песен выравнивается, приобретая все более седативный оттенок, что готовит нас к презентации финального, ключевого штриха – Waterloo Sunset. Обычно принято говорить, что запись такого сингла – это пик для любой группы. В этом случае ты будешь иметь дело с чудовищно красивой, изящной песней, но в то же время придется смириться с дозой сентиментализма, сопоставимой с одной порцией неразбавленного Пола МакКартни. Честно говоря, альбом с претензией на уровень бессмертной классики (а Something Else, конечно, из их числа) не может обойтись без такого грандиозного романтического сингла. И здесь все правильно – перфекционист носа не подточит.
Компакт-диск на этом, кстати, не кончается – далее тебя ждет очередь неальбомных синглов. Такую феерическую подборку бонус-трэков еще поискать надо – из ближайших конкурентов вспоминаются лишь переиздания дисков группы Move (Lookin' On и Message from the Country). Ни единой минутной слабости. Роскошный мультитемный (хотя и старомодный) Autumn Almanac, детонирующий от столкновения с мощной акустикой „гаражный“ би-сайд Polly, любимая у Джона Леннона вещь из репертуара Kinks – Wonderboy (припевом похожая и на последующие сольные Ленноновские творения, и на песни Blur одновременно), или хотя бы тихая, но полезная любому слушательскому организму There's No Life Without Love.
Да, мне известно, что внушительная часть покупателей дисков The Kinks считает, что следующий альбом (The Kinks Are the Village Green Preservation Society) бьет Something Else по всем статьям. Зря они так - оба диска экстремально разные, они никогда не смогут состязаться – их просто фейс-контроль не пропустит на один ринг. Лично я в минуты оптимизма болею за Something Else.
Tags: rock and roll
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments